Проблематики круглых столов и методические рекомендации по их проведению

Целью проведения круглых столов и дискуссионных заседаний яв­ля­ется публичное обсуждение наиболее важных вопросов и тем, изу­чен­ных студентами по курсу «Актуальные проблемы теории права», и проблем, ак­туа­ль­­ных и значимых для юриспруденции. Круглые столы и дис­кус­сион­ные заседания развивают коммуникативные навыки, интеллектуальные уме­ния (анализ актуальных вопросов, выводы, принятие взвешенных и от­ветственных решений), форми­руют собственную позицию по об­щест­­венно важным проблемам. При под­готовке общественных слу­ша­ний преподаватель сообщает студентам, что заседание будут проходить в виде общественных слушаний, на которых они рассмотрят ту или иную проблему.

Парламентское слушание

Проведение парламентских слушаний по теме «Проблемы РФ: современное состояние и взгляд в будущее».

Темы докладов для выступлений

1. Проблемы совершенствования механизма правового регулирования.

2. Гарантии законности и правопорядка в современной России

3. Национальный и территориальный принципы построения фе­де­ра­ции.

4. РФ как нетипичная форма правления: проблемы и перспективы.

5. Механизмы обеспечения соответствия конституций, уставов и зако­нов субъектов РФ с федеральным законодательством.

6. Социальная ценность права.

Для участия в парламентских слушаниях студенты должны изу­чить не­обходимую нормативную, учебную и специальную ли­те­ра­ту­­ру, по­з­на­­комиться с регламентом работы Государственной Думы, Фе­де­раль­но­­го Собрания РФ в части проведения парламентских слушаний.

 

Круглый стол

Темы: «Проблемы разделения властей в современной Рос­сии»; Обсудите следующие вопросы:

1. Какова роль президентского и общественного контроля в процессе мо­­дернизации права: отечественный и зарубежный опыт?

2. Контрольная ветвь власти: угроза демократии или необходимость укрепления вертикали власти?



Примерные сценарии деловых (ролевых) игр

Цель – формирование адекватного современным российским реформам уровня правосознания у студентов через вовлечение их в систему деловых (ролевых) игр по тематикам дисциплины «теории права».

Концептуальные основы. Воспитание российского гражданина, юриста XXI века, обучение его политико-правовым знаниям предполагает, прежде всего, создание адекватной системы правового обучения и воспитания. Стратегии, принципы, формы и методы традиционного отечественного правового образования нуждаются в переосмыслении и, безусловно, требуют модернизации. В этом плане неоцени­мую пользу приносят ролевые игры и моделирование, которые хотя и искусственным образом, пытаются воссоздать опыт прошлого и настоящего и оказать непосредственное влияние на будущее.

Основными функциями современного правового воспитания являются:

– гносеологическая (познавательная);

– оценочная;

– регулятивная.

В соответствии с целью и функциями в ходе игры решается ряд важнейших задач:

1. Студент овладевает и закрепляет полученные знания, историей национальной правовой системы, а также юридическими умениями и навыками;

2.Создаются ситуационные «стимулы», позволяющие студенту сформировать собственную правовую оценку различных социальных явлений (от беспризорности до организованной преступности), самостоятельно выявить различные причины последних с точки зрения современного развития права. Именно здесь возможно возникновение типичного конфликта ценностей, когда действующие нормативно-правовые предписания не совпадают с представлениями о социальной справедливости и иными общественными стереотипами, которые присущи каждому (тем более, молодому) человеку;

3. В ходе игры предполагается формирование правовых установок и стереотипов, правовых чувств, соответствующих демократическим тенденциям развития современного российского общества.

Единство цели, функций и задач правового воспитания, их реальное ''прочтение'' в контексте определенного социума, его ментальных особенностей, предрасположенностей индивидов к определенному типу мышления и действия определяет сущность и значение правового воспитания и обучения, его результаты.

Структура, формы и методы. Исходя из вышеуказанных принципов и функций, следует создавать и использовать соответствующие технологии в области правового обучения и воспитания. Важно овладеть системой соответствующих стратегий. Стратегия правового обучения и воспитания – это общий план построения педагогической деятельности, определение ее принципов, целей, задач и, соответственно, системы специальных приемов, применяемых на отдельных ее этапах.

В рамках дополнительных (или семинарских) занятий предполагается использовать активные, проблемные методы правового обучения и воспитания, ориентированные на формирование у студента навыков критического мышления по политико-правовой тематике: ролевые игры, дебаты Карла Поппера, Парламентские слушания и др. В ходе их проведения учащиеся овладевают релятивистским миропониманием государственно-правовой действительности (истины нет, но есть поиск истины).

В процессе подготовки складывается творческая атмосфера, идет ''мозговой штурм'', исследование и обсуждение самых различных аспектов проблемы. Например, при изучении таких тем, как ''Форма государства'', ''Преемственность, обновление и рецепция права'', ''Государство и личность'', а также с точки зрения рассмотрения новых российских нормативных актов, поиска необходимых правовых предписаний указанные выше методики достаточно эффективны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: