Целью проведения круглых столов и дискуссионных заседаний является публичное обсуждение наиболее важных вопросов и тем, изученных студентами по курсу «Актуальные проблемы теории права», и проблем, актуальных и значимых для юриспруденции. Круглые столы и дискуссионные заседания развивают коммуникативные навыки, интеллектуальные умения (анализ актуальных вопросов, выводы, принятие взвешенных и ответственных решений), формируют собственную позицию по общественно важным проблемам. При подготовке общественных слушаний преподаватель сообщает студентам, что заседание будут проходить в виде общественных слушаний, на которых они рассмотрят ту или иную проблему.
Парламентское слушание
Проведение парламентских слушаний по теме «Проблемы РФ: современное состояние и взгляд в будущее».
Темы докладов для выступлений
1. Проблемы совершенствования механизма правового регулирования.
2. Гарантии законности и правопорядка в современной России
|
|
3. Национальный и территориальный принципы построения федерации.
4. РФ как нетипичная форма правления: проблемы и перспективы.
5. Механизмы обеспечения соответствия конституций, уставов и законов субъектов РФ с федеральным законодательством.
6. Социальная ценность права.
Для участия в парламентских слушаниях студенты должны изучить необходимую нормативную, учебную и специальную литературу, познакомиться с регламентом работы Государственной Думы, Федерального Собрания РФ в части проведения парламентских слушаний.
Круглый стол
Темы: «Проблемы разделения властей в современной России»; Обсудите следующие вопросы:
1. Какова роль президентского и общественного контроля в процессе модернизации права: отечественный и зарубежный опыт?
2. Контрольная ветвь власти: угроза демократии или необходимость укрепления вертикали власти?
Примерные сценарии деловых (ролевых) игр
Цель – формирование адекватного современным российским реформам уровня правосознания у студентов через вовлечение их в систему деловых (ролевых) игр по тематикам дисциплины «теории права».
Концептуальные основы. Воспитание российского гражданина, юриста XXI века, обучение его политико-правовым знаниям предполагает, прежде всего, создание адекватной системы правового обучения и воспитания. Стратегии, принципы, формы и методы традиционного отечественного правового образования нуждаются в переосмыслении и, безусловно, требуют модернизации. В этом плане неоценимую пользу приносят ролевые игры и моделирование, которые хотя и искусственным образом, пытаются воссоздать опыт прошлого и настоящего и оказать непосредственное влияние на будущее.
|
|
Основными функциями современного правового воспитания являются:
– гносеологическая (познавательная);
– оценочная;
– регулятивная.
В соответствии с целью и функциями в ходе игры решается ряд важнейших задач:
1. Студент овладевает и закрепляет полученные знания, историей национальной правовой системы, а также юридическими умениями и навыками;
2.Создаются ситуационные «стимулы», позволяющие студенту сформировать собственную правовую оценку различных социальных явлений (от беспризорности до организованной преступности), самостоятельно выявить различные причины последних с точки зрения современного развития права. Именно здесь возможно возникновение типичного конфликта ценностей, когда действующие нормативно-правовые предписания не совпадают с представлениями о социальной справедливости и иными общественными стереотипами, которые присущи каждому (тем более, молодому) человеку;
3. В ходе игры предполагается формирование правовых установок и стереотипов, правовых чувств, соответствующих демократическим тенденциям развития современного российского общества.
Единство цели, функций и задач правового воспитания, их реальное ''прочтение'' в контексте определенного социума, его ментальных особенностей, предрасположенностей индивидов к определенному типу мышления и действия определяет сущность и значение правового воспитания и обучения, его результаты.
Структура, формы и методы. Исходя из вышеуказанных принципов и функций, следует создавать и использовать соответствующие технологии в области правового обучения и воспитания. Важно овладеть системой соответствующих стратегий. Стратегия правового обучения и воспитания – это общий план построения педагогической деятельности, определение ее принципов, целей, задач и, соответственно, системы специальных приемов, применяемых на отдельных ее этапах.
В рамках дополнительных (или семинарских) занятий предполагается использовать активные, проблемные методы правового обучения и воспитания, ориентированные на формирование у студента навыков критического мышления по политико-правовой тематике: ролевые игры, дебаты Карла Поппера, Парламентские слушания и др. В ходе их проведения учащиеся овладевают релятивистским миропониманием государственно-правовой действительности (истины нет, но есть поиск истины).
В процессе подготовки складывается творческая атмосфера, идет ''мозговой штурм'', исследование и обсуждение самых различных аспектов проблемы. Например, при изучении таких тем, как ''Форма государства'', ''Преемственность, обновление и рецепция права'', ''Государство и личность'', а также с точки зрения рассмотрения новых российских нормативных актов, поиска необходимых правовых предписаний указанные выше методики достаточно эффективны.