Тема 1. История и эволюция концепции социальной ответственности бизнеса перед обществом

Предпосылки изучения этических проблем поведения промышленных компаний. Теория просвещенного эгоизма. Доктрина капиталистической благотворительности. Зарождение идеи корпоративной социальной ответственности. «Социальная ответственность бизнесмена» (1953) Хоуарда Р. Боуэна.

Основные причины, способствующие дальнейшему развитию теории КСО. Три интерпретации концепции социально-ответственного бизнеса: теория «корпоративного эгоизма», теория «корпоративного альтруизма», теория «разумного эгоизма».

Этапы эволюции концепции КСО в ХХ веке. Первый этап эволюции КСО: нормативная концепция КСО и модель А. Керолла. Интерпретация КСО с морально-агентской позиции. Концепция корпоративной социальной восприимчивости (CorporateSocialResponsiveness).Cинтетическая концепция корпоративной социальной деятельности (CorporateSocialPerfomance). Развитие концепции КСО на собственной основе. Сущностью второго этапа эволюции концепции. КСО как «зонтичная» концепция. Вклад альтернативных концепций в общую эволюцию концепции КСО. Концепции заинтересованных сторон, корпоративного гражданства (CorporateCitizenship) и корпоративной устойчивости (CorporateSustainability).

Повышение значимости КСО в зарубежной и отечественной теории и практике менеджмента. Превращение КСО в элемент стратегического управления бизнесом. Тенденции развития корпоративной социальной ответственности.

Тема 2. Социальная роль бизнеса в общественном развитии

Поляризация основных точек зрения на роль бизнеса в обществе. Основное противоречие между социальной ответственностью и интересами бизнеса. Содержание доктрины социальной ответственности корпорацииМилтона Фридмана. Позиция сторонников неоклассического экономического либерализма Т. Дональдсона и Н. Боуи о роли бизнеса в условиях конкурентной рыночной экономики.Роль бизнеса в общественном развитии в концепции корпоративной социальной ответственности. Изменения социальной среды и ожиданий общественности и потребителей.

Причины заинтересованности компаний в корпоративной социальной ответственности. Преимущества практики КСО. Связь между вложениями в социальные программы и капитализацией компании.

Основные барьеры, сдерживающие развитие ответственности бизнеса.

Тема 3. Основные понятия и содержание концепции корпоративной социальной ответственности

Понятие корпоративной социальной ответственности – КСО (CorporateSocialResponsibility – CSR). Многообразие подходов к трактовке понятия КСО. Различия между юридической и социальной ответственностью.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) бизнеса применительно к России. Социальные инвестиции бизнеса.

Основные понятия концепции КСО: ответственный деловой партнёр, ответственный работодатель, ответственный гражданин, участник социальных отношений. Внутренняя и внешняя социальная активность.

Основополагающие международные принципы Глобального Договора между ООН и мировым бизнесом в области прав человека, труда, экологии и антикоррупционной деятельности.

Тема 4. Интеграция корпоративной социальной ответственности в теорию стратегического управления

Отражение проблематики корпоративной социальной ответственности в основных концепциях стратегического управления.Интерпретация проблематики КСО с позиций теории стратегического управленияи интеграция принципов корпоративной социальной ответственности в корпоративную стратегию. Представители школы планирования о корпоративной социальной ответственности. Освещение вопросов корпоративной социальной ответственности в концепции позиционирования. Анализ корпоративной социальной ответственности М. Портера и М. Креймера. Корпоративная социальная ответственность с позиций ресурсной концепции. Концепция динамических способностей и корпоративная социальная ответственность. Концепция стратегического менеджмента заинтересованных сторон Дж. Поста, Л. Престона и С. Сакса. Модель интеграции принципов корпоративной социальной ответственности в корпоративную стратегию Д. Гресона и А. Ходжеса.

 

Тема 5. Принципы корпоративной социальной ответственности

Отражение принципов КСО в социальной политике, корпоративной миссии, стратегии компании, корпоративной философии. Понятие принципов корпоративной социальной ответственности. Изменение общественных ожиданий, адресованных бизнесу. Международный стандарт «Руководство по социальной ответственности» ISO: 26000 о принципах социальной ответственности. Четыре группы принципов КСО: открытость, системность, значимость, недопущение конфликтов.

Развитие принципов КСО в России. Меморандум «О принципах корпоративной социальной ответственности» в России.

Тема 6. Международные модели корпоративной социальной ответственности

Открытые и скрытые модели КСО. Формирование американской, европейской континентальной, британской, японской и российской моделей КСО.

Основные характеристики американской модели КСО. Отличительные особенности европейской континентальной модели КСО. Британская модель корпоративной социальной ответственности как сочетание элементов американской и континентальной моделей. Изменение характера корпоративной социальной ответственности в Великобритании в 80-х-90-х гг ХХ в. Японская модель КСО: основные характеристики. Особенности формирования китайской модели КСО.

Российская модель КСО с позиций различных точек зрения. Олигархическая модель корпоративной социальной ответственности. Отличительные черты российской модели КСО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: