Организация логопедического обследования:общие подходы и специфические особенности при различных нарушениях

 Предметом логопед обсл-я является выявление особенностей формирования речи и реч нарушений у детей с различными откл-ми в развитии. Объект- речевые и тесно связанные с ним нереч процессы.Цель: опр-е путей и средств кор-раз-ей работы и возможности обучения реб.

Задачи:1.Выявление негатив.тенденций в развитии. 2.Выявление особенности реч разв-я для последующего учетапри планировании обр процесса. 3.выявл-е изменений в реч деят-ти для определения эффективности обр процесса.

Этапы обслед по Чиркиной и Филичевой: 1. Ориентировочный: сбор анамнеза, установление контакта с ребенком; 2. Дифференцировочный: обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии от сходных состояний. Обусловленных нарушением интеллекта, слуха, зрения. 3. Основной: обследование всех компонентов речевой деятельности; 4. Заключительный: динамическое изучение в условиях спец. обучения и воспитания. Обследовать звукопроизношение можно проверить на рассказе ребенком стихотворения. Проверяем сначала изолированное произношение звука, затем в слогах, назвать картинки, в названии которых есть звук в начале слова, середине.конце слова, повторить слова за логопедом, предложении, фразе (гласные, свистящие. Шипящие. Соноры. Глухие, мягкие). Лучше делать это в обратной последовательности. При обследовании звукопроизношения обратить внимание на хар-р нарушения звукопроизношения согл. и гласн. звуков-замены, смешения, искажения, отсутствие. При обслед-ии слуховой функции особое внимание обратить на состояние фонематич-го слуха-дифференциация фонем, выделение звука. Обследуются общая моторика и мелкая моторика рук, дыхательная и голосовая функция, просодическая сторона R, а также словар. запас, грамматич-ий строй R, П.речь. Обращается внимание на особенности познав-ой деят-ти и эмоц-но-волевой сферы. В заключении написать какие звуки и каким образом нарушены. Напр.: сигматизм свистящих.

Обследование должно быть комплексным, оно имеет важное значение для выбора наиболее рациональных путей преодоления реч-ых наруш-ий.

при ффнр учитываются следующие принципы:.комплексность, системность,последов (по схеме Туманова Филичева Чиркина), учета структуры дефекта (подвиж реч аппар звукороизн обсмлед фонем проц и звуко слогов струк слова компон просодии. ин­дивидуальных особенностей ребенка, динамического изучения, каче­ственного анализа результатов изучения ребенка. При определении содержания обследования детей, страдающих

дизартрией, учитываются следующие принципы: комплексности, сис­темности, учета структуры дефекта, возрастных особенностей и ин­дивидуальных особенностей ребенка, динамического изучения, каче­ственного анализа результатов изучения ребенка. Осуществление об­следования с учетом данных принципов обеспечит всестороннее ис­следование ребенка, постановку правильного логопедического заклю­чения, выявление зоны ближайшего развития и дальнейшее эффек­тивное логопедическое воздействие. Обследование состояния фонетико-фонематической и лексико­грамматической стороны речи у детей с дизартрией проводится по общепринятой в логопедии методике. Дислалия анамнез, артикул аппр моторика органов артик состоян звукопроизнош и фонемат слух. Ринолалия  причины наруш.наличие и степннь нар функц дых. Голосообр.слух.поведение отношение к наруш.а дальшепо аналогии. Ращел Воронцова выдел комплексность. Многопланов.(строен реч аппар. Интел.)направлен (изуч стрку деф) инд подх и дозир нагрузк нагляд эмоцион  заикание   приказ мз рф 311 от 6 авг 1999 логопед психиатр психотерапевтич бес психолг невролог. Консул сурдол ээг эхоэг аудиограмма анамнез. Неверб псих фук.(слуз зрение моторика состоя лекс грам сторон речи фраза словарь дифферн грамм форм свооизменен свообразов ГСР связ речь артикул аппар дых голос просодика фонем слух алалия  обследо осущест по традиционной ссхеме обслед детей с ОНР.важно установить контакт.вызвать и поодер интерес игров форма комплексно динамично. Дисграфияуст речь звукопроиз фонем слух ЗБА ССС ЛГС Связ речь письм речь слух дикт списыв письмо под дикт Дислексия чтение букв слогов слов предложений тексты д.б.доступн небольш содерт больш кол оппозиционноых звуе и слов разл слог структ.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: