Дифференцированная методика коррекции нарушении письменной речи

ПR – особый вид деят-ти, в котор сочетается письмо и чтение как операциональные компоненты (Письмо – продуктивный вид деят-ти; чтение – рецептивный вид деят-ти)

 В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И.Н.Ефименкова, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Левина, Чиркин). Методика коррекции носит дифференцированный хар – р и определ- ся ведущей причиной, лежащей в основе появления специфических ошибок на письме и при чтении. Нарушение диференциации фонем является основной причиной фонематической дислексии(первый подвид), артикуляторно – акустической и акустической дисграфии. Коррек раб осуществл поэтапно. Основая задача первого подготовит этапа является развитие кинестических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Способность кинестического различения отрабатыв в заданиях  и упраж по определению положения и движения речевых органов (языка, губ, голосовых складок) во время произнош звуков.

-различение положения губ, сначало на гласных звуках И-У, И-А, У-О и т.д.

-затем на согл.звуках М-Л и др. (сначало перед зеркалом, затем без зеркала, с закрытыми глазами).

Различение положения кончика языка:

 О-Т, А-Д, А-Л (Берем пары звуков 1й-звук- гласный, 2й звук д.б. согл и язычный)

Различение способов образования звуков (смычные, щелевые,аффрикаты)

Различение работы голосовых складок (звонкие-глухие)

На втором (основном) этапе последоват отрабат каждый из смешиваемых звуков, затем проводится работа по слуховой и произносительной дифференциации пары смешиваемых звуков. Отработка каждого звука преполагает следующую последов-ть: выделение звука на фоне слога, слова, определ места звука в слове,выделение слова с данным звуком из предложения. Подобный алгоритм соблюд и в работе по дифференциации звуков: дифференциация изолированных звуков, дифференциация звуков в слогах, слове, во фразе.

Причиной появления фонематической дислексии(второй подвид), дисграфия на почве наруш языкового анализа и синтеза является несформиров различных форм языкового анализа и ситеза: фонематичнского, слогового, анализа предложений Умение определять количество, последовательность и мес­то слов в предложении можно сформировать, выполняя следую­щие задания: придумать предлож с опред кол-м слов.

Развитие слогового анализа и синтеза ( например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество; делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков)

Развитие фонематического анализа и синтеза (выдел 1 и послед звука в слове)

Первый этап — формирование фонематического анал и синтеза с опорой на вспомогательные средства и дей­ствия. (графическую схему слова и фишки)

Второй этап — формирование действия звукового ана­лиза в речевом плане. Исключается опора на материализа­цию действия, формирование фонематического анализа пе­реводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их коли­чество.

Третий этап — формирование действия фонематичес­кого анализа в умственном плане. Ученики определяют ко­личество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т.е. на основе представлений.

Аграмматическая дислексия и дисграфия связана с несформированностью граммматического строя речи, поэтому коррекцион предполагает реализацию след направлений: совершенствование морфологичской (словоизменение и словообразование) и синтаксической (словосочетание и предложение) систем языка. Устранение ведущего нарушения осуществляется в устной и письменной речи в следующей последовательности: дифференциация единиц в импрессивной речи, автоматизация грамматических форм в экспрессивной речи, закрепление навыка в письменной речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: