Этап- подготовительный

Сначала  – сенсорный голод, речевое общение ограничиается, чтобы затормозить беспорядочную речь (не показываем картинки, телевизор, используем стандартизированные фразы), далее необходимо наладить с реб контакт (тактильный). Затем: формир. мотивации к занятиям, потребности в коммуникации, привлечение интереса к окружающим звукам- различение неречевых звуков разного характера и разной интенсивности. Развивыем подражательную способность (потешки, прибаутки, пальчиковые гимн. – общие движения). Развитие сенсорной сферы (цвет, форма, величина)., развитие осязания, обаняния, ф.ормир. Целенаправленного внимания и увеличение работоспособности (работаем на интересе реб- вкладыши, разрезные картинки..) Все задания должны даваться на основе зрительного подражания. Речевое комментирование заданий на этом этапе исключено, т.к. реб. еще не понимает обращённую речь. Начинается работа над дифференциацией реч.звуков(.связьс жизнью –самолёт летит УУУУ).Начин с глас, затем согл. Затем добавляем звукокомплексы, подражательные слова(корова мычит му…) Учим дифференцировать эти слова. Далее учим дифференцировать слоги (ау, ам, мама), Затем различение слов (слова не д б.похожи не по смыслу, не по звучанию)

2 этап Формирование фразовой речи. Проводится работа над фразовой речью и её грамматическим оформлением. Сначала 26,3используются фразы бытовые. Фраза д.б.стандартизирована, слова произносятся в ней в одном порядке. Продолжается работа над форм.грам.конструкций, словаря, обобщающих слов.

3 Этап Заключительный. Работа над слуховым восприятием. Работа над автоматизацией и дифференциацией звуков. Работа над сложными грамматическими конструкциями.

На начальных этапах работа ведётся только индивидуально, объединение по 2-3 чел., когда уже будет нужна речевая практика. Продолжит занятий – от состояния реб. –от 3-5мин до 20-30мин. Занятия на первых этапах проводятся 2-3-раза в день, затем 2-3-раза в неделю по 20-30 мин. Осн.услов-родители закрепляют в домашних условиях.

+ составляется список стандартизированных фраз, с которыми будут обращаться к ребёнку.

Вывод: эффективность работы будет зависеть от- времени начала работы, от систематичности раб.,от состояния реб, от состояния слуховой функции. Благоприятные прогнозы очень редко.

 

 


 


27.Коррекция и профилактика нарушений голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голос аппарата Методика кор раб. Восстановл-е голоса необ нач-ть как можно раньше. Это предупреждает фиксацию патологич голосоведения и появления невротич-х реакций, что значит.улучш. прогноз. 1 задача определить необходимость выявления и включения компенсаторных возможностей организма. 2 задачей явл-ся ликвидация патологич-го способа голосообразования. Для реализации этих задач требуется: 1. активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани; 2. предотвращение развития вторичных дефектов голос.аппарата; 3. положит воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций; 4. восстановл утрач-х кинестезий голосоведения, т.е. самой фонации; 5. восстановл-е координации дых-я и фонации. Общие этапы кор работы: 1.рациональная психотерапия;2.кор-я физиологического и фонационного дых-я;3.тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями (восстановление фонации);4.автоматиз-я восстановленной фонации.

Корр-я физиол.и фонационного дыхания с применением статических и динамич.упр-ий(диафрагм-ое), формирование дыхательной опоры. Для диафрагм. дых-я «отдышечные упражнения», лежа на живете, руки за голову, на выдохе произносить звук ФФФ, животом оттталкиваемся от пола. Статич-ие упр-я: дутье на вату, воду, надув-ие мыльн.пузырей - (с секундомером, регистрируем продолжительность выдоха)

Вдох 5 сек – задержка 3 сек – выдох 5сек

6сек                 5 сек          8 сек

    8 сек          6сек           10сек  

«Цветочный магазин» - отработка медленного вдоха через нос.

Динамическиеупр-я:лечебная физк-ра,кот.повышает общий тонус орг-ма; курс логоп.лечебной физк-ры(включает движения тул-ща и конечностей с произнесением звуков на выдохе.Цель- тренировка нижнереб-ого диафрагм-ого дых-я, а также общее укрепление организма ребенка.)

Массаж гортани - проводится для стимуляции двигательной функции гортани(произненсение слогов с вибрантом в различных сочетаниях:кра – кро –кру –крэ, кры).

Тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопед.упр-ми: вызывание голоса, развитие силы голоса,разв.-е высоты, разв-е тембра.

Вызывание голоса – звук голоса вызывается на стоне или на имитации мячания(закрытый рот – на вдохе, коротко, медленно, снач.тихо, при спок.положении языка).Звук м наиб. простой.  

- отработка прямого слога МУ(У-струя воздуха сильная, узкая, холодная, что увеличивает тактильно-вибрац-ые ощущ-я и силу голоса)

- отбратный МУМ

- слоги с гласными о,а,и (в прямых слогах,обратных,сначала шепотом, потом громко, коротко, протяжно) ми-им, мим – мимм

- работа с глухими согласными (взрывными, щелевыми)

- работа со звонкими согласными.

Развитие силы голоса: усиление голоса – артикуляция – шепот – тихо-громко(звуки,слоги).

Ослабление звука:громко-тихо-шепотом-артикуляция.

Усиление-ослабление голоса без паузы на одном выдохе.

Усиление голоса с увеличением длительности звучания:аа ааа ааааа

Ослабление голоса с увеличением длительности звучания.

Счет с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса:10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Развитие высоты голоса (укачивание – имитация укачивания р-ка,куклы; пение вокализов – мелодия без слов для развития голоса и вокальной техники – на один гласный звук, или с названиями нот - сольфеджируются).

Развитие тембра голоса – задачи:выработать звонкость, убрать горловую зажатость,снять зажатость челюстей, выработать ровность голоса(уверенное звучание при разной высоте силе, длительности), выработать выносливость(выдерживать продолжительную голосовую нагрузку).

Приемы работы над тембром: сонорные М Н с гласными(произносить на стоне, легко,без напряжения, с привлечением тактильно-вибр-ого, зрит-ого, слух-ого контроля) ММУММОММЭ ННАННО ММНУММНОММНЭ; повышение и понижение сонорных М Н с паузами и без.Голос повыш-тся и пониж-тся на 2-3 тона.(ММУ-ММУ-ММУ –с повышением, ММУ-ММУ-ММУ – с понижением);произнесение фраз на стоне, монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса.(Мам, мёду нам.Мам,мам, молока бы нам).

Восстан голоса при удалении (экстирпация)  гортани. Удал гор при злокач опухоли наруш естеств-й дых-ый путь и лишает полностью голоса при сохран артикул аппарате и нейрофизиологических механизмах R. С удал гор создаётся тяжя психотравмир-я ситуация. Общим для всех лиц с удал гор явл-ся сознание собств-й неполноцен-ти, страха за свою дальнейшую жизнь. Большинство нуждается в лечении у психиатра. Восстан звучной R у лиц без гортани возможно только при создании компенсаторного органа голосообразования. Курс восстановления голоса состоит из 4 этапов (С.Л.Таптапова): 1 этап – подгот. Рацион психотерапия, «дутьё в гармошку». 2 этап – формир псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса. Спец упр-я: имитир рвотное движение 3 раза подряд наклонившись вперёд → лёжа → появляется пищеводный звук, во время него нужно успеть сказать короткое слово. 3 этап – автоматиз-я пищеводного голоса. Произнес коротких фраз. 4 этап – завершает форм-е пищеводного голоса. Расширяют диапазон, увелич модуляцию, улучшают тембр. Продолжит-ть занятий по обуч пищеводному голосу 2 – 4 мес.

Гигиена голоса включает:профилактика нарушений голоса,воспитание здорового голоса путём выполнения упр-ий. Профилактика: -) соблюдение общих гигиенических правил, предохр-их от простудн.заболев-ий; -) закаливание организма, укрепление иммунитета; -) исключение возд-ия вредных примесей в воздухе; -) удаление приепятствий, мешающих нормальному носовому дыханию; -) соблюдение голосового режима.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: