Основные требования по проведению артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же

ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

9. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, необходимо выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.

На занятиях используются следующие формы проведения артикуляционной гимнастики:

1. Упражнения — стихокомплексы. Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.

2. Использование рисунков-подсказок, картинок-образов. Выступают в роли наглядного символа артикуляционной позы. Они могут быть собраны в схемы или демонстрироваться как отдельный образ.

3. Логоритмическая гимнастика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.

4. Театрализация как форма проведения артикуляционной гимнастики. Дети самостоятельно обыгрывают сюжет сказки и демонстрируют образы главных героев. Язык выступает как помощник показа тех или иных образов и сюжетов.

5. Использование элементов биоэнергопластики. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

6. Сказочные истории из жизни Язычка. Ребёнок рассказывает сказку и демонстрирует движения языка. Эти истории могут сопровождаться и пальчиковым театром и биоэнергопластикой и театрализацией.

7. Упражнения для формирования воздушной струи. Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Дети не замечали, что их учат, т.к. занятия стали интересными, увлекательными, эмоциональными. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.



Методика развития связной речи

Центральной, ведущей задачей является развитие связной речи

Ситуативная речь Контекстная речь
Не отражает полностью содержа­ния мысли в речевой форме, оно дополняется ситуацией и невер­бальными средствами (жесты, ми­мика) Содержание мысли полностью вы­ражено в контексте речи
Наличие неполных (односостав­ных) и незаконченных предложе­ний Речь достаточно полная и развер­нутая
Нарушение обычного порядка слов в предложениях Порядок слов соответствует нор­мам
Подлежащие и обстоятельства вы­ражаются местоимениями Уместное использование место­имений
Эмоциональность и сбивчивость речи, она больше выражает, чем высказывает Речь плавная, более сдержанная

Это объясняется

рядом обстоятельств.

· Во-первых, в связной речи реализуется основная функция

· языка и речи

·  — коммуникативная (общения). Общение с окружающими

· осуществляется

·  именно при помощи связной речи.

· Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает

· взаимосвязь

·  умственного и речевого развития.

· В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи

·  речевого развития:

·  формирование словаря, грамматического строя,

·  фонетической стороны.

·  В ней прояв­ляются все достижения ребенка в

· овладении родным языком.

 

Исследованиями проблем развития речи занимался Сохин, он теоретически

 обосновал и сформулировал три аспекта характеристики задач развития

 речи. Мы коснёмся р азвития связной речи, которое включает развитие

 диалогической и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является

 основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике

 обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они

овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Важно учить

 ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную

к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и

 спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми

 средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Диалог — это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний

 двух или нескольких говорящих и непосредствен­ной связью с ситуацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: