1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же
ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
9. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, необходимо выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
На занятиях используются следующие формы проведения артикуляционной гимнастики:
1. Упражнения — стихокомплексы. Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.
2. Использование рисунков-подсказок, картинок-образов. Выступают в роли наглядного символа артикуляционной позы. Они могут быть собраны в схемы или демонстрироваться как отдельный образ.
3. Логоритмическая гимнастика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.
4. Театрализация как форма проведения артикуляционной гимнастики. Дети самостоятельно обыгрывают сюжет сказки и демонстрируют образы главных героев. Язык выступает как помощник показа тех или иных образов и сюжетов.
5. Использование элементов биоэнергопластики. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.
6. Сказочные истории из жизни Язычка. Ребёнок рассказывает сказку и демонстрирует движения языка. Эти истории могут сопровождаться и пальчиковым театром и биоэнергопластикой и театрализацией.
7. Упражнения для формирования воздушной струи. Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Дети не замечали, что их учат, т.к. занятия стали интересными, увлекательными, эмоциональными. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Методика развития связной речи
Центральной, ведущей задачей является развитие связной речи
Ситуативная речь | Контекстная речь |
Не отражает полностью содержания мысли в речевой форме, оно дополняется ситуацией и невербальными средствами (жесты, мимика) | Содержание мысли полностью выражено в контексте речи |
Наличие неполных (односоставных) и незаконченных предложений | Речь достаточно полная и развернутая |
Нарушение обычного порядка слов в предложениях | Порядок слов соответствует нормам |
Подлежащие и обстоятельства выражаются местоимениями | Уместное использование местоимений |
Эмоциональность и сбивчивость речи, она больше выражает, чем высказывает | Речь плавная, более сдержанная |
Это объясняется
рядом обстоятельств.
· Во-первых, в связной речи реализуется основная функция
· языка и речи
· — коммуникативная (общения). Общение с окружающими
· осуществляется
· именно при помощи связной речи.
· Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает
· взаимосвязь
· умственного и речевого развития.
· В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи
· речевого развития:
· формирование словаря, грамматического строя,
· фонетической стороны.
· В ней проявляются все достижения ребенка в
· овладении родным языком.
Исследованиями проблем развития речи занимался Сохин, он теоретически
обосновал и сформулировал три аспекта характеристики задач развития
речи. Мы коснёмся р азвития связной речи, которое включает развитие
диалогической и монологической речи.
а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является
основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике
обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они
овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Важно учить
ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную
к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и
спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми
средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Диалог — это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний
двух или нескольких говорящих и непосредственной связью с ситуацией.