Технология развития слоговой структуры слова

Над этим вопросом работали: Бабина, Сафонкина, Ткаченко, Крупенчук, Маркова, Четвертушкина и др. Коррекция ССС является одной из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи (дети с моторной алалией, ФФНР).

А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:1) ударностью 2) количеством слогов 3) линейной последовательностью слогов 4) моделью самого слога.

Типы нарушений ССС: 1. Нарушение кол-ва слогов ВАРИАНТЫ: а)сокращения или пропуск слова: моток-молоток; б)опускание слогообразующей гласной: пинина-пианино; в)увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в слог со стечением согл.: пиорода-природа; команата-комната

 2. Нарушен.последовательн.слогов в слове ВАРИАНТЫ: а)перестановка слогов:деворе-дерево; б)перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот 3. Искажение структуры отдельного слога ВАРИАНТЫ: а)сокращение стечения согласных: тул-стул б)вставки согласных в слог: лимонт-лимон 4. Уподобление слогов кококосы-абрикосы 5 .Персеверации ( повторение слогов) попопугай 6 .Антиципации (замена предшествующих звуков

 

последующими): н ананасы – ананасы.7. Контаминации (смешение элементов слов): конура+будка =кобудка. 

Остановимся на методике Марковой Аэлиты Капитоновны. Этапы работы над слоговой структурой слова: Для востановлении ССС значимымм являются такие неречевые процессы как а) оптико-пространственная ориентация б)возможности темпо-ритмической организации движений (отстучи ритм-если несможет реб-ок этого сделать, то ещё рано работать над ССС. в)способность к серийно-последовательной обработке информации. ЭТИ неречевые процессы явля-ся базовыми предпосылками усвоения ССС. В коррекц.работе выделяют 2 этапа: 1 ЭТАП: Подготовительный ЦЕЛЬ: подготовить ребенка к усвоению ритмическ.структуры слов родного языка. Работа на этом этапе проводится как на вербальном так и на не вербальн. материале. Работа ведётся по направлениям: а)Формирование пространственных представлений иоптико-пространственной ориентировки -) ориент.в собствен.теле: ИГРЫ: "Вот какие мы»-покажи живот, где он - спереди или сзади? «Наводим порядок»- (найди пару к варежкам, сандаликам; -) ориентировка в 3-хмерном пространстве: Игры: «Репка»-кто первый, кто сзади, кто между, кто стоит между тем то и тем то; «Найди клад»(ориентировка по схемам) «Собери сказку» (с различными игрушками, детям давать инструкции: поставь мышку ближе к домику, лошадку за ёлочкой, лисичку в домике и т.д.) б)Развитие временно-пространственной ориентировки Игры: «Что сначала, что потом» (сначала в деятельности отработаем, затем на картинках можно: в начале попрыгай, потом присядь, а затем похлопай в ладоши) «Зайчик пошел в гости»(ребён.в роли зайца.Сначала пошел к лисичке, потом в гости к волку. В конце задаются вопросы: У кого заяц был вначале, затем к кому пошёл...) «Посмотри и повтори»(ребёнку даётся серия упражнений, и он их повторяет). в)Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений -) развитие моторики (общей,мелкой и артикуляцион.); -)форм-ие чувства темпа и ритма (используем метроном), песни; простукивание ритмического рисунка, а также игра «Сложи бусы»(по цветам в определенном порядке: жёлт, красн., жёлт., красн....)

2 ЭТАП: Коррекционный ЦЕЛЬ:Коррекция дефектов ССС и работа ведётся на вербальн.материале. Усвоение ССС идёт по усложнению. Состоит из несколько уровней: 1)уровень гласных звуков; 2) уровень слогов; 3) уровень слов; 4)уровень фраз; 5) уровень чистоговорок; 6) уровень стихов; 7) уровень текстов.

У Марковой 14 классов слоговой структуры.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: