Приемы работы по формированию речевого дыхания

 Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи - это целостное непрерывное артикулирование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания начинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постанов

 


36.Приёмы работы по ф-ию интонационной стороны речи Формируется к 5 г. Интонация -совокупность языковых средств, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между фразами и сообщают фразе!\?\. значение и являются средством выражения эмоциональной окраски. Чтобы развивать интонацию. необх. развивать все средства её выражения: -голос, сила голоса, ударение, логич. ударение, мелодика речи, тембр, длительность звука, пауза, плавность речи. Голос: совок-ть разнообразных посвоим хар-м звуков, возникающих в рез-те колебания голосовых складок. Сила голоса: определяется амплитудой колебания голосовых складок, измеряется в децибелах. Ударение: в его основе интенсивность и сила звука. Логическое ударение: выделение голосом наиболее важного по смыслу слова. Мелодика речи: тональный контур речи. Модуляция высоты(повыш.\пониж.)основного тона голоса. Тембр: сущ. хар-ка качества голоса, индивидуален. Длительность звука: прод-ть звука во времени. Пауза: врем.остановка звуч. голоса, которая членит речевой поток на отд. части. Плавность речи: отражает слитность/раздельность звучания отдельных просодич. элементов, морфем, синтаксич. единиц.

Приёмы работы:

1. Развитие восприятия различных видов интонации Логопед.работа ведётся в опред.послед-ти: 1) Знакомим с интонацией и средствами её выражения (темп,ритм,высота и тон голоса,логич.ударение). 2) Развиаем восприятие интонации повествовательного типа (знакомство с повеств.интонацией +картинка-символ+ упражнения) 3) Развиаем восприятие интонации вопросительного типа (знакомство с??? интонацией +картинка-символ+ упражнения). 4) Развиаем восприятие интонации восклицательного типа (знакомство с воскл.интонацией +картинка-символ+ упражнения. 5)Развитие дифференциации разл.видов интонации(стихи).

 2.Формирование интонационной выразительности речи 1) Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов, фраз. 2) Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов, фраз. (используются игры "Далеко или близко", "Заблудились", инсценировка"Три медведя"...) 3)Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гл.и согл.зв. 4) Ослабление и усиление голоса (у-ау-ауи: беззвучно, шёпотом, тихо, громко)

В ходе работы по развитию интонационной стороны речи используются упражнения с междометими (Гуси начали опять погусиному кричать: га-га-га, лягушки квакать: ква-ква-ква...), звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками, стихотворными текстами.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: