Приемы работы по формированию отпико-пространственных представлений

Оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения.

Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на речевую и познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения ребенка, особенно на овладение им навыками орфографически-правильного письма.

Взаимосвязь развития речи и других психических процессов у детей рассматривалась Л.См, А.Р. Лу. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией и другими. В их работах показано, что основой для развития речи является выяснение реальных связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности.

Существенные отклонения в развитии оптико-пространственных представлений дошкольников возникают при различных речевых нарушениях.

Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собственном теле. Д\и «Части тела»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названий частей тела.

Ход игры: Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

Д/и «Зеркало»

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названий частей тела.

Ход игры: Ребенок и логопед встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у правого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.

Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.

Ориентировка в пространстве является важным этапом в развитии простран ственных представлений. Необходимо формировать у ребенка осознание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

Д/и «Что находится справа (слева) от меня.

Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела.

Ход игры: Ребенка просят не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: Что теперь справа от тебя?»

Игровые приемы направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к ориентации на плоскости листа. На первых этапах работы ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа, учат определять стороны и углы листа. Затем, на основе сформированных представлений, ребенка учат называть предметы, расположенные по углам листа. На следующем этапе проводится работа в тетради в клетку«Графический диктант»

Цель: формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.

Ход игры: из заданной точки, по инструкции логопеда, ребенок проводит линии в заданном направлении.

Игровые приемы, направленные на развитие пространственных представлений по перцептивному действию.

Эти упражнения являются необходимым этапом развития оптико-пространственных представлений, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать различными объектами. В дальнейшем, конструируя цифры и буквы из мозаики, пластилина, проволоки и т.д.

Д\и «Конструирование предметов из заданных частей»

Цель: формирование пространственных представлений, путем манипулирования разнообразными объектами.

Ход игры: ребенку дается образец целого изображения, а затем предлагается собрать такой же из частей.

Д/и «Картинка сломалась"

Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.     

Технология проведения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.). Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: