Посыл собаки в указанном направлении, укладка и подзыв

 

Такой весьма своеобразный навык входит в состав международного курса по послушанию (Обидиенс). При этом собака посылается в сторону конуса, установленному на расстоянии 10 м от стартовой точки и в центре круга радиусом 2 м. Собаке приказывают остановятся, около конуса, при этом она должна стоять внутри круга. Через З сек. дрессировщик приказывает собаке двигаться в квадрат 3 м х 3 м, отмеченный конусами по углам и расположенный примерно в 25 м от стартовой точки. Когда собака достигла квадрата, ей приказывают лежать. По указанию судьи дрессировщик двигается по направлению к собаке. Примерно за 2 м до собаки он получает указание сделать поворот, затем проходит примерно 10 м и делает еще один поворот и двигается а направлении стартовой точки. Когда дрессировщик проходит еще примерно 10 м, ему приказывают подозвать собаку, не прекращал своего движения.

Прежде чем приступать к отработке этого навыка, собака должна освоить стойку и укладку по командам на расстоянии, выдержку, подход к владельцу по команде и движение рядом с дрессировщиком.

Методика отработки данного навыка схожа с методикой отработки «возвращения на место» ОКД и посыла вперед IPO. Задача облегчается тем, что конечная точка положения собаки обозначается конусами. По сути дела цель дрессировки сводится к тому, чтобы дать понять собаке, что двигаться нужно к конусам и принимать соответствующую позу в непосредственной близости от них.

Для начала научите собаку двигаться к одному конусу и стоять рядом с ним, пользуясь техникой описанной в предыдущем разделе. Когда собака, уже без использования вспомогательных средств, начнет с готовностью приближаться к конусу и фиксироваться рядом с ним, начните выставлять четыре конуса справа или слева от первого, под прямым углом и на расстояние не более 5-7 шагов. В начале вы должны подходить к собаке как можно ближе и жестом правой или левой руки посылать собаку в нужном направлении. По мере усвоения собакой задачи, старайтесь управлять ею с большего расстояния, все дальше относя конуса, обозначающие квадрат. Может быть, освоение навыка будет облегчено, если вы с собакой сначала освоите подход в квадрат, обозначенный конусами и укладку там, а затем подход к одному конусу и остановку.

Если у вашей собаки уже отработан навык «возвращения на место», дайте ей понять, что конус и есть то самое «место», поупражнявшись несколько раз в воспроизведении обычного навыка. А затем посылайте собаку к конусу без предварительной фиксации собаки у «места» с разных сторон, все чаще используя команду «Вперед!», заменяя ею команду «Место!».

По описанию навыка рекомендуется использовать команды «Направо!» и «Налево!». На английском языке начало этих слов звучит по-разному и для собаки дифференциация команд не представляет труда. Поэтому кажется разумным пользоваться несколько измененными командами, например: «Лево!» и «Право!», как это часто делают в зимнем многоборье с собаками и при буксировке лыжника.

Отработка остальных элементов навыка труда не представляет.

 

ПОДАЧА ПРЕДМЕТА

 

  Навык аппортировки по отработке одними считается легким, другими - очень трудным. Замечено, что собаки отечественных пород без особого энтузиазма осваивают его,  а все остальные с трудом отдают предмет дрессировщику или бросают его по дороге.

  Как правило, в качестве голосовой команды употребляется слово «Аппорт!», в качестве жеста - прямая правая рука, поднятая на уровень плеча и направленная в сторону предмета.

  Навык подачи предмета является сложным, по одной команде собака должна (1) побежать за предметом, (2) взять его в пасть, (3) поднести к дрессировщику и (4) сесть перед дрессировщиком или занять исходное положение не выпуская предмета, (5) не выпускать из пасти до тех пор, пока дрессировщик не позволит этого сделать.

Навык гораздо легче формируется во время игры (игровой способ дрессировки) и, если ваша собака еще молода, не упускайте времени. В игре, когда она проводится без поводка, можно научить собаку бежать за предметом, брать его в пасть, достаточно долго носить и подавать дрессировщику. Очень важно дать понять собаке главное правило такой игры - она продолжается, если предмет приносится дрессировщику. На этом этапе просто опасно играть с собакой в догонялки - не бегайте за ней, не пытайтесь поймать, как бы это ни было весело. В последствии научить такую собаку подходить с предметом к дрессировщику будет трудно.

Если играть с собакой на поводке, процесс научения сокращается. При этом, щенка легко научить брать предмет в пасть и отдавать его по команде, носить его при движении рядом с дрессировщиком, садиться и сидеть с предметом в пасти. Предмет для такого способа дрессировки лучше выбирать достаточно большой, чтобы удобно было брать его рукой, когда собака держит его в пасти. А для того, чтобы заинтересовать собаку в предмете и вызвать желание взять его в пасть, нужно играть предметом самому, повторяя команду «Аппорт!». Когда собака возьмет предмет, можно попытаться (но только попытаться) отнять его, побегать, походить с собакой и по команде «Дай!» забрать предмет, обменяв его на лакомство, или одной рукой взяться за предмет, раскрывая пасть собаки другой рукой. Постепенно время ношения предмета увеличивают и вводят посадку собаки.

Такой способ хорош, но только для тех собак, у которых выражена игровая мотивация. Если предложенный способ не устраивает собаку, навык осваивают по его элементам и только затем объединяют их.

Самым, пожалуй, сложным является вызвать у собаки желание взять предмет в пасть. Для начала можно попробовать использовать варианты способа инициации врожденного поведения - хватать то, что убегает и брать пищевые объекты в пасть. Например, можно привязать к предмету шпагат и сделать игрушку почти живой. Или взять кость (типа «мосол») и сначала работать с ней в естественном виде, а потом поместить в матерчатый чехол. Или, отрезав кусок не толстого резинового шланга, проделать в нем поперечные отверстия, а отверстия с  торцов закрыть деревянными пробками, предварительно положив в полость шланга сыр, мясо, колбасу или нечто подобное.

  Вот как иллюстрирует применение этих способов в 19 веке известный французский дрессировщик Р. Домманже (“Дрессировка Фрама и письма к дядюшке Клодомиру”, Харьков, Киев Всеукраинский союз охотников и рыболовов, 1930; Переиздание: Новгород, “СММ”, 1993):

  “Будем дрессировать с подачей, но подачей разумной. Мы находимся во дворе или в комнате, в руках у нас маленькая поноска, подносим ее Фраму, как игрушку, и бросаем в нескольких шагах, произнося “подай”; если он пойдет за ней и принесет нам ее - отлично; чтобы позабавить щенка, мы потрясем немного поноску, которую он держит в зубах; в момент, когда собака разожмет челюсти, мы вытаскиваем поноску и всовываем ей в рот подачку; помашем снова перед носом щенка поноской и повторим раза два-три ту же операцию; мы знали собак, которые с первого урока соединяли в своем уме идею о поданной вещи с идеей о подачке.

  Если щенок не обращает внимания на поноску, мы привязываем ему к ошейнику шнурок, открываем ему тихонько пасть и вкладываем туда поноску, удерживая ее левой рукой; спустя несколько секунд мы вынимаем правой рукой поноску и награждаем щенка.

  В продолжении всего этого урока, мы держим подачку между большим пальцем и остальными, вытянутыми и сжатыми, и стараемся просунуть ее снизу поноски прямо в зубы щенку таким образом, чтобы внушить ему, что, положив последнюю нам в руки, он тем самым заставит появиться из поноски лакомство.

  По той же причине некоторые дрессировщики превозносят употребление в качестве поноски мешочка, в который вложен ломтик сыра.

  Когда мы достигнем того, что щенок будет держать поноску во рту, мы заставим его следовать за нами на сворке, затем неожиданно возьмем от него поноску и наградим его. Если щенок уронит поноску, мы снова вложим ее ему рот прежде, чем взять ее от него окончательно и наградить его.

  Только когда щенок будет охотно нести поноску и проявит даже известное желание отнять ее у нас из рук, мы начнем бросать ее в нескольких шагах, подзадорив предварительно Фрама, помахав ею у него под носом.

  Отсутствие успеха всегда является как следствие желания быстро идти вперед. Пока щенок считает работой, а не удовольствием держать поноску, - момент, когда можно будет посылать его за нею, еще не настал.»

  Можно использовать способ оборонительного поведения применяя достаточно увесистую деревяшку, привязав ее к ошейнику за концы так, чтобы она висела чуть выше запястных суставов и мешала собаке двигаться, больно стукая по лапам.

  Если собака достаточно агрессивна, то можно попробовать нападение помощника с предметом, когда схватывание предмета собакой означает победу и уход нарушителя - способ агрессивно-оборонительного поведения.  

  Или, посадив собаку рядом с собой, левой рукой раскрывают пасть, подают команду и вкладывают предмет в пасть. Необходимо немного придержать пасть, а после команды "Дай!" забрать предмет. Постепенно время удержания предмета увеличивают. В зависимости от прикладываемых усилий, действия дрессировщика можно назвать способом пассивной флексии или способом наталкивания.

  Если ввести в описываемые манипуляции небольшое, но принципиальное изменение, то можно получить очень эффективный вариант способа оборонительного поведения. Для этого вы открываете рот собаке каким-нибудь болезненным приемом, произносите команду и вкладываете предмет в пасть. Все нужно делать очень быстро. Смысл этого способа заключается в том, что собака начинает понимать, что команда позволяет схватить предлагаемый предмет и, тем самым, избавиться от возможной боли.

 

  Но никогда не следует бить собаку аппортировочным предметом.

Если очень голодной собаке вложить предмет в пасть, а затем поменять его на пищу, собака после этого станет так активно хватать предмет, что останется только подкармливать ее не сразу, а после небольшой выдержки, давая понять, что предмет надо не просто схватить, но и держать. Со временем выдержку увеличивают. Когда собака начинает охотно брать предмет с руки, руку, с предлагаемым предметом, опускают все ниже, и наконец, кладут на землю, а затем рядом с предметом, потом кладут только предмет, сразу убирая руку. Когда и этот этап будет освоен, предмет начинают постепенно отбрасывать все дальше.

Вторым элементом навыка является научение собаки переноске предмета. Для этого (после того как собака научилась брать предмет по команде) с ней пытаются пройти некоторое расстояние на поводке. Если при этом собака бросает предмет, применяют отрицательное (аверсивное - условное или натуральное) подкрепление - грозно ругают или даже шлепают, после чего привлекают внимание собаки к предмету, а когда она возьмет его в пасть, меняют гнев на милость и закрепляют поведение собаки условным положительным подкреплением.

  Затем приучают собаку к остановке и посадке с предметом в пасти.

Может оказаться полезной отработка подхода собаки с предметом к дрессировщику. Для этого командой фиксируют собаку в положении «сидеть» (с предметом в пасти), отходят от нее и (после небольшой паузы) подзывают ее: «Аппорт!» - «Ко мне!».

Когда составные части навыка подноски предмета отработаны, их объединяют и отрабатывают навык целиком. Вначале снижают требования к выдержке и бросают предмет не далеко, постепенно приближая выполнение навыка к требованиям испытаний. И лучше всего отрабатывать навык с использованием длинного поводка.

И, наконец, об аппортировочном предмете. Он может быть любым, но удобным для взятия собакой с земли и его подноски. Он не должен быть игрушкой, которую можно грызть или трепать. Когда собака начнет безотказно носить один тип предметов, хорошо переключиться на другие. А в итоге предложить собаке поиск «потерянного» предмета, то есть поиск без визуального контроля, или выборку своего предмета из кучи чужих.

При подготовке спортивной собаки, особое внимание обращают на отсутствие игры с предметом, перехватывания предмета, его жевания или бросания, во время исполнения навыка. В связи с тем, что игра с аппортировочным предметом бессознательно закрепляет у собаки игровое поведение с аппортируемым предметом, часто рекомендуют использовать способ наталкивания. Например, в таком виде, как описывает его Р. Блюдау (Ризеншнауцер. М., 1993): «…следует пояснить наше представление о так пори­цаемом некоторыми принудительном апорте. Традиционно это выражение связывают с мучениями животных и; утвер­ждаются в этом мнении, наблюдая за работой того или дру­гого специалиста по натаске. Но их методы давно устарели. Мы не используем ни палок, ни ошейников с шипами или других аналогичных средств. Принудительный апорт в на­шем понятии является больше принуждением самого вожатого и предъявляет повышенные требования его нервной системе. Собака, естественно, не безучастна здесь и также по­лучает свою долю принуждения.

В принципе, принудительное аппортирование никогда не отрабатывается на дрессировочной площадке, но всегда где-нибудь на открытой местности. Собака не должна связывать испытываемое ею принуждение с дрессировочной площадкой. Должен присутствовать при этом также опытный инструк­тор, чтобы помогать нам советами и, возможно, успокаивать наши нервы, когда мы с ними не оправляемся.

Начинаем с того, что берем собаку на поводок, прини­маем исходное положение. Аппортируемую палочку средних размеров (около 20 см длиной и 5 см в диаметре) бросаем примерно на 2 метра. Одновременно со звуковым сигналом «Аппорт!» мы подходим вместе с собакой к деревяшке. Здесь мы заставляем собаку выполнить команду «лежать!» (предполагается, что она сразу палочку не взяла) и обеими руками открываем ее пасть. Теперь важно, чтобы мы смог­ли поместить в открытой пасти собаки аппортируемый предмет, не притрагиваясь к ней. Как только палочка окажется в пасти, мы несильно нажимая, закрываем ее и вместе с со­бакой идем назад к месту, откуда производился бросок.

При возвращении назад мы держим руку на голове соба­ки, в то время как другая наша рука располагается под ее пастью, чтобы предотвратить выплевывание находящегося в пасти предмета.

Если же собаке все-таки удалось избавиться от аппортируемого предмета, то мы вновь возвращаем ее на место и начинаем сначала проводить описанное выше упражнение.

Находящуюся на месте броска на доводке собаку мы за­ставляем сесть, гладим и хвалим ее, следя при этом за тем, чтобы она также и в этот момент не бросала предмет. Одно­временно с подачей команды «Дай!» мы отнимаем у нее предмет и снова заставляем занять исходное положение сле­ва от нас.

Упражнение продолжают отрабатывать с соответствующи­ми перерывами, пока собака не будет самостоятельно брать аппортируемый предмет, удерживать без посторонней помо­щи и нести его. Отработка этого упражнения может продол­жаться очень большое время, но может завершиться доволь­но быстро. Чрезвычайно важную роль в этом играют чут­кость и самообладание вожатого. Кто же наказывает при та­кой тренировке свою собаку, тот тем самым создает сущест­венные проблемы для 'последующей отработки этого упраж­нения.

Когда собака научилась брать аппортируемый предмет и носить его, она никогда не будет бросать этот предмет перед ногами вожатого. Если же это все-таки происходит, упраж­нение снова нужно продолжать отрабатывать описанным вы­ше способом».

Исключение игрового поведения с аппортировочным предметом гарантирует использование оборонительного способа дрессировки, издавна используемого дрессировщиками. Например, так, как описывают его И. Сваровски, М. Отт и Г. Вундерлих (Воспитание собаки. Калинград, «Янтарны сказ», 1998): «Сначала проверим чувствительность живот­ного, это нужно для того, чтобы правильно дозировать болевое воздействие строгим ошейником. Собака, сидящая на поводке рядом с воспитателем слева от него, получает рывок поводком такой силы, чтобы открылась пасть и был издан непроизвольный крик от боли.

Так как область шеи животного относительно чувствительна, бывает достаточно воздействия средней силы. Наряду с собака­ми, совершенно нечувствительными к боли, встречаются такие, которые не переносят воздействия строгого ошейника. Для них нужно взять удавку, закреплённую так, чтобы не удушить собаку.

Сделаем следующий шаг. Собака снова смирно сидит на поводке слева от воспитателя, который держит аппорт в своей правой руке так, чтобы собака не могла его видеть. Теперь воспитатель громко и отчётливо произносит команду «Принеси!», непосредственно за этим делая рывок кверху поводком со строгим ошейником. Собака от боли раскрывает пасть, чтобы издать вопль, этот момент мы используем для того, чтобы успеть вложить ей аппортировочный предмет в раскрытую пасть. Правой рукой мы тотчас же хватаем пасть собаки, не давая ей раскрыться, и начинаем изо всех сил хвалить четвероногого, что ему, конечно же, нравится. Левой рукой воспитатель гладит голову собаки, что способствует образованию у неё приятных ассоциаций.

При этом нужно всегда следить за тем, чтобы собака крепко держала аппорт в пасти. После того, как пройдёт приблизитель­но две или три минуты, аппорт отбирают у собаки, при этом звучит команда «Дай!». Этот цикл следует повторять до тех пор, пока собака сразу же после команды «Принеси!» и короткого рывка поводком не схватит предмет. Важно при этом с самого начала дифференцировать продолжительность держания пред­мета в пасти.

Третий шаг начинается опять с того, что собака стоит на поводке слева от воспитателя. Одновременно с командой «При­неси!» и коротким рывком поводком воспитатель делает выпад вперед и поворачивается налево так, чтобы аппортировочный предмет мог находиться примерно в полуметре от пасти собаки. До сих пор мы вкладывали сами предмет в пасть собаки, теперь же нужно заставить её при помощи строгого ошейника подойти к предмету и схватить его. И снова в тот момент, когда собака схватит предмет, будем её усиленно хвалить и гладить. Воспита­тель хвалит собаку, следит за тем, чтобы она крепко держала предмет, а сам задом начинает удаляться от неё метра на три-четыре. Собака должна следовать за ним так, чтобы она и воспитатель всегда было строго напротив друг друга. Наконец подаётся команда «Сиди!» или «Сидеть!», и начинаем следить за тем, чтобы собака села так, как полагается, перед воспитателем. По команде «Дай!» аппорт берётся из пасти, после чего собака должна по команде «К ноге!» отправиться к левому боку воспитателя. Только теперь ее можно будет щедро похвалить.

Эту часть упражнения можно считать усвоенной тогда, когда собака по команде «Принеси!», при легком рывке строгим ошейником, выпаде вперёд и повороте воспитателя налево, быстро бежит вперед и хватает предмет,

Четвёртый шаг в освоении упражнения состоит в том, что выпад становится больше, можно сделать даже два шага вперёд. Аппорт нужно держать как можно ближе к поверхности земли. Так мы приучаем собаку брать предмет уже совсем близко к земле.

Пятый шаг начинается вновь с занятия исходного положения, т. е. собака сидит на поводке слева от воспитателя. Проделыва­ем все, что делали до сих пор, но аппортировочный предмет одним шаром касается земли, второй же продолжает оставаться слегка приподнятым над ней, что должно облегчить собаке поднятие предмета непосредственно с земли. Это нужно трени­ровать до тех пор, пока собака не будет после команды и рывка охотно бежать к предмету и брать его. На этом этапе тоже нужно почесывать собаку правой рукой под пастью, бежать задом наперёд, приказывать садиться и через некоторое, всегда различное, время по команде «Дай!» забирать предмет. Упраж­нение заканчивается командой «К ноге!». Как только собака усаживается слева, можно приступить к любым поощрениям.

Шестой шаг тоже начинается с исходного положения. Собака находится на более длинном поводке. Аппортировочный пред­мет бросается вперёд метра на полтора. По команде «Принеси!» собака должна проделать всё то, что она делала на предыдущих пяти этапах. Длинный поводок, который служит в данном случае удлинением руки, используется, в случае необходимости, для коррекции. Конечно, можно бежать вместе с собакой к предме­ту, но это не должно становиться правилом. Если на любом из этапов была сделана малейшая ошибка, лучше всего начать весь цикл сначала, но ни в коем случае не с середины.

Седьмой и последний шаг состоит в том, чтобы все более и более удлинять поводок. Для нерадивых учеников через раз можно использовать прикрепленный к ошейнику длинный отре­зок веревочной петли. Собака как будто чувствует полную свободу, однако при первой же попытке непослушания ей дают понять, что это далеко не так. Обучение приему можно считать законченным лишь тогда, когда собака начнёт правильно реаги­ровать на условный раздражитель — команду голосом. Это зна­чит, что по команде «Принеси!» она бежит к брошенному предмету, берет его, садится перед проводником, которому отдает предмет по команде «Дай!». Упражнение «Подноска предметов на ровной местности» заканчивается командой «К ноге!», по которой собака садится у левого бока воспитателя».

Но все-таки лучшим способом формирования навыка аппортировки предмета является игровой способ. Только этот способ позволяет добиться высокой скорости и радостной работы собаки. Выше был описан вариант игрового способа дрессировки, при котором игра являлась моделью навыка. Сейчас мы остановимся на варианте способа, при котором игра становится только подкреплением, а игровой и аппортируемый предметы различаются как по форме, так и по функциональному предназначению. Для начала на самом деле дайте понять собаке, что существуют игровые предметы: мячик, игрушка, валик. И существуют предметы для аппортировки, с которыми играть запрещено.

На первом этапе научите собаку, находящуюся в исходном положении, брать аппортировочный предмет в пасть по команде любым из вышеописанных способов, кроме игрового. Подкреплением этому должна быть игра с игровым предметом.

На втором этапе дайте понять собаке, что аппортируемый предмет надо брать с земли, подержать и тогда наступит веселая игра с игрушкой, которая всегда находится в кармане у дрессировщика.

Затем научите собаку бегать за аппортируемым предметом, приносить его вам и обменивать на игрушку.

На следующем этапе вводите посадку перед собой, затем занятие исходного положения и только после этого играйте с собакой. Одновременно работайте над выдержкой.

Вводите вероятный режим подкрепления: меняйте аппортируемый предмет на игрушку на различных этапах аппортировки.

 

  Аппортировка с преодолением барьера

  По условиям испытаний курса послушания IPO-1 аппортировка предмета осуществляется в двух вариантах: аппортировка без усложнения и аппортировка с преодолением барьера.

Аппортировка без усложнения отличается от подачи предмета по условиям ОКД только тем, что собака с предметом садится перед дрессировщиком. И в этом положении (после небольшой паузы) дрессировщик забирает предмет, а затем командой «Рядом!», предлагает собаке занять исходное положение.

К отработке этого варианта навыка следует приступать только тогда, когда собака освоила подход к дрессировщику по правилам IPO (см. подзыв собаки).

Но, отрабатывая аппортировку без усложнения, вы должны готовить собаку и к аппортировке с преодолением барьера. Для этого, прежде всего, нужно научить собаку преодолевать барьер высотой 1 м. Как только вы научили собаку носить аппортировочный предмет, находясь рядом с вами, вы вводите следующее упражнение - с собакой удерживающей предмет на поводке, вы начинаете прямолинейное движение и, переходя на легкий бег, вместе с ней преодолеваете препятствие минимальной высоты. Для начала достаточной будет высота 20-50 см.

Затем нужно научить собаку преодолевать барьер, следуя за брошенным предметом. Для этого дрессировщик с собакой на поводке останавливается перед препятствием (для начала ну очень небольшой высоты, чтобы собака видела упавший предмет), выбрасывает предмет и посылает собаку за ним, предотвращая при помощи поводка, попытки оббежать барьер. После того как собака взяла предмет в пасть, с ним нужно вернуться обратно, тоже прыгая через барьер.

Если собака уже хорошо держит предмет в пасти, очень полезно следующее упражнение - дрессировщик усаживает собаку, удерживающую предмет, с одной стороны барьера, сам становится с другой стороны (напротив) и подзывает собаку. Вначале желательно делать это с использованием поводка, предотвращая стремление собаки оббежать снаряд; можно использовать вспомогательные команды («Ко мне!», «Барьер!»), не забывая чаще повторять команду «Аппорт!».

Познакомив собаку с элементами навыка, путем многократного повторения закрепляя характерное поведение, можно переходить к воспроизведению навыка по требованиям испытаний. Не торопитесь и используйте для начала поводок.

 

Аппортировка в заданном направлении по международному курсу послушания (Обидиенс)

 

  К освоению этого навыка следует приступать только тогда, когда у вашей собаки выработан стабильный навык аппортировки одного предмета. Если с этим все в порядке, научите собаку приносить аппортировочный предмет, выложенный заранее. Прятать предмет при этом не обязательно.

  После освоения предыдущего этапа, переходите к освоению аппортировки в заданном направлении с использованием команд: «Налево!» («Лево!»), «Направо!» («Право!»). При этом моделируйте условия полного навыка: двигайтесь с собакой на поводке к конусу, обозначающему стартовую точку, фиксируйте собаку рядом с конусом командой «Стоять!», и, оставив, собаку, сначала сами выходите вперед и раскладывайте предметы (после 2-3 занятий предметы должен выкладывать другой человек). Вернувшись к собаке, после небольшой паузы, посылайте ее к правому или левому предмету командами голосом и жестом и контролируйте ее поведение при помощи поводка.

Как всегда, для начала работайте на минимальном расстоянии, увеличивая его по мере усвоения собакой задачи.

Желательно, чтобы перед переходом к следующему этапу ваша собака освоила самостоятельный подход к стартовому конусу и остановку рядом с ним (см. раздел: Посыл в указанном направлении, укладка и подзыв.(Международный курс послушания). Этот этап является упрощенным вариантом навыка - с расстояния 5-7 шагов, под контролем поводка, вы посылаете собаку к стартовому конусу, фиксируете ее командой «Стоять!», подходите к собаке и посылаете ее на аппортировку нужного предмета.

Остается лишь постепенно увеличивать расстояние с какого вы посылаете собаку аппортировать предмет и расстояние от стартового конуса до предметов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: