Варианты контрольных заданий для студентов заочной формы обучения
(всех специальностей)
Красноярск 2007
ПРЕДИСЛОВИЕ
Инженер любой технической специальности должен обладать достаточными знаниями в области химии. Изучение курса химии позволяет получить современное научное представление о материи и формах ее движения, о веществе как одном из видов движущейся материи, о механизме превращения химических соединений. Необходимо прочно усвоить основные законы и теорию химии, овладеть техникой химических расчетов.
Знание курса химии необходимо для успешного изучения последующих общенаучных и специальных дисциплин.
Основной вид учебных занятий студентов-заочников - самостоятельная работа над учебным материалом.
Предлагаемое пособие не заменяет изучение программных вопросов химии по учебникам, а служит дополнением, помогает изучению материала на уровне сущности, а не отдельных явлений.
В пособии после рассмотрения теоретических вопросов определенной темы приводятся примеры решений основных типов контрольных заданий.
К выполнению контрольной работы студент может приступить только тогда, когда будет изучена теоретическая часть курса и тщательно разобраны решения примеров, приведенных в пособии.
При решении задач рекомендуется обращаться к справочному материалу (см. приложения).
Решение задач - один из лучших методов прочного усвоения, проверки и закрепления теоретического материала.
Каждый студент обязан выполнить одну контрольную работу, получив свой вариант у преподавателя. Варианты заданий приведены в данном пособии (табл. 8).
Цель преподавания дисциплины состоит в создании у будущего инженера дополнительных знаний в области химии, химического мышления, помогающих ему решать вопросы качества и надежности в условиях быстро развивающейся техники. Знание законов химии позволяют инженеру любой специальности ориентироваться в частных вопросах, возникающих при прохождении специальных дисциплин. Современное производство невозможно без использования химической науки и химической технологии. Знание химии должно служить и более высокой цели - формированию диалектико-материалистического мировоззрения.
Задача дисциплины состоит в углублении и расширении знаний студентов, в умении практически применять химические знания при изучении других дисциплин. Завершая изучение курса химии, студент должен знать:
основы строения вещества и химической связи в неорганических соединениях основных классов;
основы химической термодинамики и кинетики химических реакций;
особенности протекания окислительно-восстановительных процессов с участием металлов и их неорганических соединений;
теорию растворов, основные законы, которым подчиняются жидкие и твердые растворы;основы физико-химических свойств металлов, связь этих свойств с положением в периодической системе элементов Д. И. Менделеева.
ПРОГРАММА КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
Основные сведения о строении атомов. Двойственная корпускулярно-волновая природа электрона. Квантово-механическая модель атома: квантовые числа, типы электронных орбиталей. Порядок заполнения электронных уровней.
Периодическая система Д. И. Менделеева. Диалектический характер периодического закона. Периодическое изменение свойств химических элементов в соответствии с электронной структурой атомов. Энергия ионизации и сродство к электрону: электроотрицательность элементов.
Химическая связь и строение простых молекул. Общее представление о химической связи. Основные виды и характеристики химической связи. Ковалентная связь. Энергия, длина и направленность связи. Методы валентных связей и молекулярных орбита-лей. Ионная связь. Строение простейших молекул. Валентные электронные пары и пространственная конфигурация молекул. Полярность связи и ее количественная характеристика.
Типы соединения молекул. Конденсированное состояние вещества. Соединение однородных молекул. Конденсация паров, жидкое состояние. Ван-дер-ваальсовые силы. Поляризация. Водородная связь. Понятие о донорно-акцепторной связи. Строение кристаллов. Типы связи в кристаллической решетке: ионная, молекулярная, атомная, металлическая. Свойства веществ в различных состояниях. Зависимость физических свойств от вида химической связи. Особенности физических и химических свойств поверхности твердых тел.
Раздел 2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Энергетика химических процессов и химическое средство.
Понятие о химической термодинамике. Основные термодинамические понятия. I закон термодинамики. Термохимия. Внутренняя энергия и энтальпия. Закон Гесса. Самопроизвольные процессы (основные признаки). II закон термодинамики. Энтропия. Энтропийные и энтальпийные факторы. Энергия Гиббса как мера химического сродства. Термодинамические расчеты энергии Гиббса.
Химическая кинетика в гомогенных и гетерогенных системах. Скорость химических реакций. Гомогенные и гетерогенные системы. Закон действия масс. Константа скорости химической реакции. Зависимость скорости гомогенных химических реакций от концентрации и температуры. Энергия активации. Типы гетерогенных химических реакций. Понятие о лимитирующей стадии реакций. Порядок и молекулярность реакций. Кинетика окисления металлов. Критерий сплошности оксидной пленки. Гомогенный катализ.
Химическое равновесие в гомогенных и гетерогенных системах. Химическое равновесие в гомогенных системах. Константа равновесия. Основные факторы, определяющие направление реакций и химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Правило фаз Гиббса. Особенности равновесия в гетерогенных системах. Связь константы химического равновесия с энергией Гиббса.
Раздел 3. РАСТВОРЫ И ДРУГИЕ ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ
Термодинамика растворения и свойства истинных растворов. Общие понятия о растворах и других дисперсных системах. Способы выражения концентрации растворов. Коэффициент активности. Изменение энтальпии и энтропии при растворении. Плотность и давление паров растворов. Законы Вант-Гоффа.
Водные растворы электролитов. Электролитическая диссоциация, ее причины. Свойства растворов электролитов. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации слабых электролитов. Состояние сильных электролитов в растворе. Отклонение от законов Рауля и Вант-Гоффа.
Особенности воды как растворителя. Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Понятие об индикаторах. Твердые растворы, виды, классификация.