Новое политическое мышление и изменения в международных отношениях в 80-90-е гг

Мировая политика и международные отношения. Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня - мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений. Международные отношения - это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Главной особенностью международных отношений является отсутствия в них единого, центрального ядра власти и управления. В международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. К началу 80-х гг. Советский Союз достиг нового технического уровня, развились отрасли промышленности (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Сформировались и действовали единые энергосистема, транспортная система, система автоматической связи, нефте- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Перехода от экстенсивного экономического развития к интенсивному не происходило. Одним из важнейших показателей общественно - политической жизни является характер контрольной деятельности трудящихся.

С середины 80-х гг. и особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом СССР, стали происходить серьёзные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально - экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьёзные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз.

Перестройка в стране началась с подготовки и проведения реформ по всем направлениям общественно - политической, социально - экономической и научно-культурной жизни. Проведение реформ столкнулось с тяжелейшими проблемами, требованиями всестороннего осмысления и решения. Одна из них- национальный вопрос. Сформировалась национальная государственность многих народов Советского Союза. Стало доступным образование для людей всех национальностей. Но одновременно не забывались и репрессии против целых народов. Будучи многонациональным государством, Россия, всегда выполнявшая историческую миссию собирательницы земель, серьёзно заинтересована в Содружестве, в добрых отношениях со всеми странами.

Проведение реформ было остановлено, а по существу сорвано чрезвычайными событиями, происходившими в августе 1991года и вошедшим в историю как «Путч ГКЧП», попыткой государственного переворота. Далее, на базе предписанных решений и документов мы вышли на экономический договор, который был парафирован восемью республиками и находился в Верховных Советах для изучения и ратификации. После августовского шока Горбачёв сделал последний официальный визит в Мадрид, где встретился с лидерами западного мира и заручился их поддержкой по спасению Союза. В результате 25 ноября 1991 года был подготовлен вариант Союзного договора, в котором были учтены новые реалии жизни многонационального советского общества. 21 декабря 1991 года состоялась встреча лидеров 11 республик. Результат этой встречи: «СССР прекратил существование». Эта новость потрясла мир. Исчезла с политической карты мира великая держава. Ликвидировав СССР, бывшие республики учредили Содружество Независимых Государств (СНГ). Его основная функция- согласование политики государств- членов в областях, представляющих взаимный интерес. Стремление республик окончательно освободиться от центральных властей, опереться «на собственные силы» подстёгивалось обстановкой глубокого экономического кризиса, социальной неустроенностью населения. Начавший складываться механизм двусторонних договоров и соглашений между республиками оказался явно недостаточным для их урегулирования. И это было одной из главных причин, заставивших лидеров 11 государств пойти на создание СНГ. Обязательства, взятые на себя участниками СНГ, отвечают общепринятым международным нормам. Стороны подтвердили свою приверженность целям и принципам ООН, обязались соблюдать международные нормы в сфере прав человека и народов. Они гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений, подписанных СССР. Благодаря договорённости России с Украиной, Белоруссией и Казахстаном удалось найти решение проблемы единого контроля за стратегическим оружием. В связи с отсутствием законодательного оформления границ у России возникло множество территориальных споров. Существует свыше 30 пограничных территорий, которые могут быть поводом для политических осложнений. Резко обострилась политическая обстановка на Северном Кавказе. Здесь прошли кровопролитные столкновения между Северной Осетией и Ингушетией. В декабре 1994 года по существу началась война самой России с Чечнёй.

В годы перестройки казалось, что страна вступает в новый цикл модернизации общественных отношений, направленной на формирование политической демократии, демонополизацию экономики, освобождение частной инициативы, появление трудовой мотивации. Эти преобразования должны были повысить уровень социального благосостояния и создать социально- экономический и политический комфорт для раскрытия духовного, творческого, нравственного потенциала личности.

Сегодня трудно объективно разобраться во всех этих последствиях, дать однозначный ответ на все вопросы, которые в этой связи возникают.

Нарастание экономического и политического кризиса в стране в конце 80-х начале 90-х гг. Августовские события 1991г. И распад СССР


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: