Информационные системы

Греческое слово systema означает целое.

Весь окружающий нас мир состоит из систем. Это атомы и галактики, молекулы и живой организм, звездные и социальные системы. Такие образования сплошь и рядом встречаются в окру­жающем мире.

Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, то, из чего образованы системы, называется элементом до тех пор, пока имеет какую-либо связь с системой.

Взаимосвязь элементов системы обусловливает ее целостность. Если элемент системы теряет связь с системой, то он превращает­ся в новую систему. Точно так же, как и другая часть системы превращается в новую систему.

Живые и неживые системы. Первая и очень большая группа систем — группа неживых, или абиотических, систем. Эта группа систем является первой потому, что все живое в конечном счете состоит из неживых систем. Иначе говоря, мертвая природа ле­жит в основе живой. К этой группе систем относится множество космических образований и множество различных систем микро­мира. Это атомы, молекулы и более крупные предметы, образо­ванные сочетанием неживых систем.

Вторая группа — большая совокупность живых, или биологи­ческих, систем. Живые системы представляют собой частный слу­чай неживого мира.

Всю совокупность живых систем можно разделить на множе­ство групп в зависимости от целей исследования. Но мы выделим из них группу информационных систем. Эта совокупность систем распространена в природе, пожалуй, немного меньше, чем вся группа живых систем.

Информационные системы являются частным случаем жи­вых и появляются только на определенной стадии развития био­систем.

Информационная система — организованная совокупность информационных технологий, объектов и отношений между ними, образующая единое целое (СТБ 982-94).

Информационная система (InformationSystem) — система обработки информации в совокупности с относящимися к ней ресурсами организации, такими, как люди, технические и финан­совые ресурсы, которая предоставляет и распределяет информа­цию (ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1-99).

Информационные системы всех видов — база для продуктив­ной работы менеджера любого уровня и во всех предметных обла­стях, т.е. базовая компонента информационного менеджмента.

5.1.Открытые информационные системы

 Ход развития информа­ционных технологий в развитых странах мира за последние 40 лет позволяет сделать вывод, что мировое сообщество переходит на технологии создания открытых информационных систем [38].

Открытая система (OpenSystem) — это система, реализующая открытые спецификации (стандарты) на интерфейсы, службы и форматы данных, достаточные для того, чтобы обеспечить:

• возможность переноса (переносимость) прикладных систем, разработанных должным образом, с минимальными изме­нениями, на широкий диапазон систем (на различные плат­формы);

• совместную работу (масштабируемость) с другими приклад­ными системами на локальных и удаленных платформах в целях расширения ее функциональных возможностей и (или) придания системе новых качеств;

• взаимодействие с пользователями в стиле, облегчающем пос­ледним переход от системы к системе (мобильность пользо­вателей).

Исторический ход создания и развития вычислительной тех­ники в XX в. можно условно разделить на три этапа, каждый из которых занимал 10—12 лет. Первый этап (50-е гг.) считается эта­пом больших вычислительных машин типа БЭСМ-2, —4 и 6; ЭВМ М-20, Урал-1, -4, -14, -16; ЕС 1060, ЕС1061, ЕС1066. Этими ма­шинами оснащались вычислительные центры крупных городов. Вто­рой (60-е гг.) этап — средних вычислительных машин типа СМ 1, СМ 2 и т. д., ими оснащались вычислительные центры в городах, районах, отраслях и крупных организациях. Однако производство даже достаточно большого количества вычислительных машин этого типа не могло удовлетворить всех потребителей, так как объем памяти машин составлял всего лишь несколько сотен килобайт, а для их ус­тановки и монтажа требовались значительные площади.

В начале 70-х гг. начался третий этап — малых персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ). Стремительный рост количества ПЭВМ и возрастающий объем памяти, исчисляе­мый мега- и гигабайтами, привели в конце 70-х гг. к массовой разработке сетевых технологий, так как у пользователей возникла настоятельная потребность в обмене информацией на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Исторически складывалось так, что каждая страна и даже фирма развивали свою собственную сетевую концепцию: SystemNetworkArchitecture (SNA) — США, NipponNetworkArchitecture (NNA) — Япония; DigitalNetworkArchitecture (DNA) — Европа и др. В ос­нову каждой из них были положены одни и те же принципы, одна­ко они оказались несовместимыми ни друг с другом, ни с суще­ствовавшими тогда международными сетевыми концепциями (на­пример, с протоколом Х.25). Каждая отрасль разрабатывала свои собственные протоколы и форматы обмена данными, например были созданы различные виды архитектуры обмена документами: архи­тектура учрежденческих документов (OpenDocumentArchitecture — ODA); архитектура банковских документов (межбанковская элект­ронная система передачи информации и совершения платежей — SocietyforWorld-WideInterbankFinancialTelecommunications (SWIFT); архитектура документов в торговле, промышленности и на транспорте (ElectronicDataInterchangeForAdministration, CommerceandTransport (EDIFACT) — электронный обмен дан­ными для администрации, торговли и транспорта) и др. Несмотря на то, что специфика каждой отрасли отражалась лишь на неболь­шой части соответствующих протоколов, их независимое разви­тие привело к тому, что они стали во многом несовместимыми между собой. Точно так же форматы и структуры файлов в разных системах оказывались полностью несовместимыми, хотя существо­вала практическая потребность в их объединении.

К концу 70-х годов из-за отсутствия взаимодействия и совме­стимости между различными машинами стали возникать острые проблемы в коммуникационной сфере. Пользователи были «зам­кнуты» на конкретные решения поставщиков, стоимость разра­ботки собственного программного обеспечения была очень высо­кой, небольшие фирмы не могли конкурировать на всемирном рынке изделий и т.п. Для обеспечения взаимодействия между любыми двумя машинами в 70-х необходимо было разрабаты­вать специальные интерфейсы, с ростом числа машин количе­ство необходимых интерфейсов возрастало до неприемлемо высо­кого уровня.

Кроме того, на начальном этапе развития информационных технологий многие небольшие изменения, модификации или рас­ширения сетипотребовали существенных переделок остальной ча­сти сети: замены целых устройств, адаптеров или разработки но­вых программ.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: