Лекции –
Практические занятия – 36
СРСП – 36
СРС – 36
Тематические планы
№ п/п | Темы занятия | Объем учебных часов | ||
Анатомия и топография головы и шеи. | ||||
1
| Топографическая анатомия лицевого отдела головы: околоушная, жевательная и щечная области. Клетчаточные пространства лица. Полость рта. Язык, небо, зубы, слюнные железы: строение, топография, функции. Наружный нос. Полость носа: строение, топография, функции. Околоносовые пазухи. | 3 практ.зан. | ||
Анатомия и топография органов чувств. Орган зрения. Зрительный (ІІ), глазодвигательный (ІІІ), блоковидный (ІҮ), отводящий (ҮІ) нервы. Проводящий путь зрительного анализатора. | 3 СРСП | |||
2
| Орган слуха и равновесия. Преддверно-улитковый нерв (ҮІІІ). Проводящие пути слухового и статокинетического анализаторов. Орган обоняния и вкуса, обонятельный нерв (І). Проводящие пути обонятельного и вкусового анализаторов. | 3 практ.зан. | ||
Шея: деление на области. Глотка: строение, топография, функции. Гортань, трахея: строение, топография, функции. Щитовидная и паращитовидная железы: строение, топография, функции. | 3 СРСП | |||
3
| Общая, наружная, внутренняя сонные артерии: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Подключичная артерия: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Кровоснабжение головного мозга. | 3 практ.зан. | ||
Наружная, передняя, внутренняя яремные вены: топография, притоки. Подключичная вена: топография, притоки. Лимфатические сосуды, узлы головы и шеи. | 3 СРСП | |||
4
| Тройничный (Ү пара) нерв: ядра, ветви, связи с вегетативными узлами, области иннервации. Лицевой (ҮІІ пара), языкоглоточный (ІХ пара) нервы: ядра, ветви, связи с вегетативными узлами, области иннервации. | 3 Прак.зан. | ||
Блуждающий (Х пара), добавочный (ХІ пара) и подъязычный (ХІІ пара) нервы: ядра, ветви, связи с вегетативными узлами, области иннервации. Вегетативная иннервация органов головы и шеи. | 3 СРСП | |||
5
| Рубежный контроль – коллоквиум «Голова и шея» Спинной мозг: форма, топография, строение. Оболочки спинного мозга. Формирование спинномозговых нервов. Шейное сплетение: топография, ветви, области иннервации. | 3 Практ.зан. | ||
Сосуды и нервы конечностей Области верхней конечности. Артерии верхней конечности: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Поверхностные и глубокие вены верхней конечности. Лимфатические сосуды и узлы верхней конечности. Плечевое сплетение: формирование, топография, ветви, области иннервации | 3 СРСП | |||
6
| Области нижней конечности. Артерии нижней конечности: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности. Лимфатические сосуды и узлы нижней конечности. | 3 Прак.зан. | ||
Поясничное и крестцовое сплетения: формирование, топография, ветви, области иннервации. | 3 СРСП | |||
7
| Анатомия и топография стенок и органов грудной полости. Анатомия и топография стенок грудной клетки, межреберных промежутков, молочной железы. Трахея, бронхи, легкие: строение, топография, функции. Плевра, синусы плевры. | 3 Прак.зан. | ||
Пищевод: строение, топография, функция. Сердце: строение, топография, функция. Средостение: классификация, стенки. Топография органов средостения. | 3 СРСП | |||
8 | Аорта, ее части. Ветви дуги аорты: плечеголовной ствол, левая общая сонная и левая подключичная артерии. Грудная часть аорты: париетальные и висцеральные ветви, области кровоснабжения, анастомозы между ними. Вены большого круга кровообращения. Верхняя полая вена: формирование, притоки, топография. Непарная, полунепарная вены: топография, притоки. | 3 Прак.зан. | ||
Симпатический ствол, его грудной отдел. Нервы, отходящие от грудного отдела симпатического ствола. Вегетативная иннервация органов грудной полости. Лимфатические сосуды и узлы стенок и органов грудной полости. Грудной проток: формирование, топография. Правый лимфатический проток: формирование, топография. | 3 СРСП | |||
Анатомия и топография стенок и органов брюшной полости | ||||
9
| Анатомия и топография переднебоковой и задней стенок брюшной полости. Желудок, тонкая кишка: строение, топография, функции. Толстая кишка: строение, топография, функции. Прямая кишка: строение, топография, функции. Печень, желчный пузырь, поджелудочная железа: строение, топография, функции. Селезенка: строение, топография, функции. | 3 Прак.зан. | ||
Брюшина и ее производные. Ход брюшины. Полость брюшины. | 3 СРСП | |||
10
| Анатомия и топография брюшной аорты: непарные ветви, области кровоснабжения, анастомозы между ними. Парные париетальные и висцеральные ветви, области кровоснабжения, анастомозы между ними. | 3 Прак.зан. | ||
Система нижней полой вены: формирование, топография, притоки. Воротная вена: ее корни, топография. Кава-кавальные и порто-кавальные анастомозы. Лимфатические сосуды и узлы стенок и органов брюшной полости. Иннервация стенок и органов брюшной полости. | 3 СРСП | |||
11
| Почка, мочеточник: строение, топография, функции. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал: строение, топография, функции. Надпочечник: строение, топография, функции. Анатомия и топография таза Мужские половые органы (яичко, семенной канатик, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, Куперовы железы, мошонка, половой член): строение, топография, функции. | 3 Прак.зан. | ||
Женские половые органы (яичник, матка, маточные трубы, влагалище, наружные половые органы): строение, топография, функции. Промежность: диафрагма таза, мочеполовая диафрагма, особенности их строения у мужчины и женщины | 3 СРСП | |||
12 | Кровеносные сосуды таза. Общая, наружная, внутренняя подвздошная артерии: топография, ветви, области кровоснабжения. Вены таза. Анастомозы сосудов таза. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы таза, пути оттока лимфы от стенок таза и органов малого таза. Иннервация стенок и органов таза. | 3 СРСП | ||
Рубежный контроль – коллоквиум. Кровоснабжения иннервация органов грудной и брюшной полости | 3 Прак.зан. | |||
Всего в III семестре | 72 |
№ п/п | Темы занятия | Объем учебных часов |
Анатомия и топография головы и шеи. | ||
1 | Топографическая анатомия лицевого отдела головы: околоушная, жевательная и щечная области. Клетчаточные пространства лица. Полость рта. Язык, небо, зубы, слюнные железы: строение, топография, функции. Наружный нос. Полость носа: строение, топография, функции. Околоносовые пазухи. | 3 практ.зан. |
2 | Орган слуха и равновесия. Преддверно-улитковый нерв (ҮІІІ). Проводящие пути слухового и статокинетического анализаторов. Орган обоняния и вкуса, обонятельный нерв (І). Проводящие пути обонятельного и вкусового анализаторов. | 3 практ.зан. |
3 | Общая, наружная, внутренняя сонные артерии: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Подключичная артерия: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Кровоснабжение головного мозга. | 3 практ.зан. |
4 | Тройничный (Ү пара) нерв: ядра, ветви, связи с вегетативными узлами, области иннервации. Лицевой (ҮІІ пара), языкоглоточный (ІХ пара) нервы: ядра, ветви, связи с вегетативными узлами, области иннервации. | 3 Прак.зан. |
5 | Рубежный контроль – коллоквиум «Голова и шея» Спинной мозг: форма, топография, строение. Оболочки спинного мозга. Формирование спинномозговых нервов. Шейное сплетение: топография, ветви, области иннервации. | 3 Практ.зан. |
6 | Области нижней конечности. Артерии нижней конечности: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности. Лимфатические сосуды и узлы нижней конечности. | 3 Прак.зан. |
7 | Анатомия и топография стенок и органов грудной полости. Анатомия и топография стенок грудной клетки, межреберных промежутков, молочной железы. Трахея, бронхи, легкие: строение, топография, функции. Плевра, синусы плевры. | 3 Прак.зан. |
8 | Аорта, ее части. Ветви дуги аорты: плечеголовной ствол, левая общая сонная и левая подключичная артерии. Грудная часть аорты: париетальные и висцеральные ветви, области кровоснабжения, анастомозы между ними. Вены большого круга кровообращения. Верхняя полая вена: формирование, притоки, топография. Непарная, полунепарная вены: топография, притоки. | 3 Прак.зан. |
Анатомия и топография стенок и органов брюшной полости | ||
9 | Анатомия и топография переднебоковой и задней стенок брюшной полости. Желудок, тонкая кишка: строение, топография, функции. Толстая кишка: строение, топография, функции. Прямая кишка: строение, топография, функции. Печень, желчный пузырь, поджелудочная железа: строение, топография, функции. Селезенка: строение, топография, функции. | 3 Прак.зан. |
10 | Анатомия и топография брюшной аорты: непарные ветви, области кровоснабжения, анастомозы между ними. Парные париетальные и висцеральные ветви, области кровоснабжения, анастомозы между ними. | 3 Прак.зан. |
11 | Почка, мочеточник: строение, топография, функции. Мочевой пузырь, мочеиспускательный канал: строение, топография, функции. Надпочечник: строение, топография, функции. Анатомия и топография таза Мужские половые органы (яичко, семенной канатик, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, Куперовы железы, мошонка, половой член): строение, топография, функции. | 3 Прак.зан. |
12 | Рубежный контроль – коллоквиум. Кровоснабжения иннервация органов грудной и брюшной полости | 3 Прак.зан. |
Всего в III семестре | 36 |
|
|
|
|
№ п/п | Темы занятия | Объем учебных часов |
Анатомия и топография головы и шеи. | ||
1 | Анатомия и топография органов чувств. Орган зрения. Зрительный (ІІ), глазодвигательный (ІІІ), блоковидный (ІҮ), отводящий (ҮІ) нервы. Проводящий путь зрительного анализатора. | 3 СРСП |
2 | Шея: деление на области. Глотка: строение, топография, функции. Гортань, трахея: строение, топография, функции. Щитовидная и паращитовидная железы: строение, топография, функции. | 3 СРСП |
3 | Наружная, передняя, внутренняя яремные вены: топография, притоки. Подключичная вена: топография, притоки. Лимфатические сосуды, узлы головы и шеи. | 3 СРСП |
4 | Блуждающий (Х пара), добавочный (ХІ пара) и подъязычный (ХІІ пара) нервы: ядра, ветви, связи с вегетативными узлами, области иннервации. Вегетативная иннервация органов головы и шеи. | 3 СРСП |
5 | Сосуды и нервы конечностей Области верхней конечности. Артерии верхней конечности: топография, проекция, ветви, области кровоснабжения. Поверхностные и глубокие вены верхней конечности. Лимфатические сосуды и узлы верхней конечности. Плечевое сплетение: формирование, топография, ветви, области иннервации | 3 СРСП |
6 | Поясничное и крестцовое сплетения: формирование, топография, ветви, области иннервации. | 3 СРСП |
7 | Пищевод: строение, топография, функция. Сердце: строение, топография, функция. Средостение: классификация, стенки. Топография органов средостения. | 3 СРСП |
8 | Симпатический ствол, его грудной отдел. Нервы, отходящие от грудного отдела симпатического ствола. Вегетативная иннервация органов грудной полости. Лимфатические сосуды и узлы стенок и органов грудной полости. Грудной проток: формирование, топография. Правый лимфатический проток: формирование, топография. | 3 СРСП |
9 | Брюшина и ее производные. Ход брюшины. Полость брюшины. | 3 СРСП |
10 | Система нижней полой вены: формирование, топография, притоки. Воротная вена: ее корни, топография. Кава-кавальные и порто-кавальные анастомозы. Лимфатические сосуды и узлы стенок и органов брюшной полости. Иннервация стенок и органов брюшной полости. | 3 СРСП |
11 | Женские половые органы (яичник, матка, маточные трубы, влагалище, наружные половые органы): строение, топография, функции. Промежность: диафрагма таза, мочеполовая диафрагма, особенности их строения у мужчины и женщины | 3 СРСП |
12 | Кровеносные сосуды таза. Общая, наружная, внутренняя подвздошная артерии: топография, ветви, области кровоснабжения. Вены таза. Анастомозы сосудов таза. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы таза, пути оттока лимфы от стенок таза и органов малого таза. Иннервация стенок и органов таза. | 3 СРСП |
Всего в III семестре | 36 |
№ | Темы СРС | Продолжительность (в час) |
1 | Ретикулярная формация ее роль в организме, лимбическая система. | 4,5 |
2 | Циркуляция спинномозговой жидкости. | 4,5 |
3 | Границы сердца и проекция клапанов сердца. | 4,5 |
4 | Определение проекции крупных сосудов на поверхности тела, определение мест выслушивания и прижатия сосудов. | 4,5 |
5 | Кровообращение плода. | 4,5 |
6 | Морфофункциональная характеристика кожи, головы, шеи, туловища и конечностей. | 4,5 |
7 | Варианты расположения червеобразного отростка. | 4,5 |
8 | Отличительные признаки толстой кишки от тонкой. | 4,5 |
Всего часов: | 36 |
Методы обучения:
- Чтение обзорных и проблемных лекций;
- Работа с мультимедийными базами данных, компъютерными программами;
- Препарирование, сдача макропрепарата;
- Решение ситуационных задач;
- Дискуссии;
- Работа в малых группах;
- Моделирование ситуации;
- Консультации;
- Разбор (случаев).
Критерии и правила оценки знаний и навыков обучающихся:
1.Текущий контроль:
· Практических занятий знания; (оцениваются компетентности знание практические навыки, коммуникативные навыки, правовые навыки и СРС)
· практические навыки и решение ситуационных задач
· коммуникативные навыки;
· коммуникативные и правовые навыки оцениваются в размере 100 б, один раз на рубежном контроле
· правовые навыки во время экзамена и на І ом рубежном контроле
· СРС.
Защита рефератов, эссе, демонстрация презентаций, контроль выполнения тестовых и ситуационных заданий проводится не позднее недели, соответствующей разделу анатомии, на котором изучается данная тема. Требования к каждому виду СРС описаны в методических указаниях по СРС.
2. Рубежный контроль: коллоквиум в виде устного или письменного ответа и тестирования. Коммуникативные и правовые навыки во время рубежного контроля.
3. Итоговый контроль: экзамен по дисциплин.(тестирование и опрос по препаратам)
1. Текущий контроль
Практическое занятие– максимально 100 баллов, что соответствует 100%
Форма контроля | Уровни | |||
4 | 3 | 2 | 1 | |
Оценка знаний 1.Устный опрос Максимум 100 б | (96-100б) Студент показал глубокое понимание темы занятия, умение мыслить логически. Изложение материала полностью соответствует поставленным вопросам, содержит все необходимые теоретические факты, иллюстрируемые правильно подобранными примерами конкретными примерами, смог сделать обоснованные выводы. | (86-96б) Студент показал знание материала темы, но допустил мелкие неточности в ответе, которые исправил после замечания преподавателя, показал умение мыслить логически и для подтверждения знаний привел правильно подобранные примеры, смог сделать обоснованные выводы. | (70-86б) Студент имеет неглубокие знания по теме занятия, неполно и непоследовательно отвечает на вопросы,но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения,достаточные для усвоения дальнейшего программного материала. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятии, использовании терминологии, исправленные после нескольких дополнительных вопросов педагог. | (50б) Студент присутствовал на занятии. Обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, допустил серьезные ошибки в определении понятий и при использовании терминологии, которые не сумел исправит после нескольких наводящих ворпосов преподавателя |
2. Практические навыки и решение ситуационных задач Максимум – 100 б | (96-100б) Студент показал глубокое понимание темы занятия, умение мыслить логически. Изложение материала полностью соответствует поставленным вопросам, содержит все необходимые теоретические факты, иллюстрируемые правильно подобранными примерами конкретными примерами, смог сделать обоснованные выводы. | (86-96б) Студент показал знание материала темы, но допустил мелкие неточности в ответе, которые исправил после замечания преподавателя, показал умение мыслить логически и для подтверждения знаний привел правильно подобранные примеры, смог сделать обоснованные выводы | (70-86б) Студент имеет неглубокие знания по теме занятия, неполно и непоследовательно отвечает на вопросы,но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения,достаточные для усвоения дальнейшего программного материала. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятии, использовании терминологии, исправленные после нескольких дополнительных вопросов педагог. | (50б) Студент присутствовал на занятии. Обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, допустил серьезные ошибки в определении понятий и при использовании терминологии, которые не сумел исправит после нескольких наводящих ворпосов преподавателя. |
3. Тестирование Максимум 20б | (18-20б) 90-100% правильных ответов | (15-17б) 75-89% правильных ответов | (10-74б) 50-74% правильных ответов | (0-9б) менее 50% правильных ответов |
СРС – максимально 100 баллов, что соответствует 100%. Возможен выбор любой формы выполнения СРС.
Реферат
Форма контроля | Уровни | |||
4 | 3 | 2 | 1 | |
Соответствующие содержания реферата теме и поставленным задачам Максимум – 10 б | (9-10б) Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам | (7-8б) Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам | (5-6б) Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам | (0-4б) Содержание реферата полностью соответствует теме и поставленным задачам. |
Полнота и логичность раскрытия темы Максимум – 20 б | (18-20б) Тема полностью раскрыта, материал изложен грамотным языком, в логической последовательности с точным использованием специализированной терминологии и символики в объеме, предусмотренном программной. Приведены иллюстрации хорошего качества, подтверждающие теоретические положения. | (15-17б) Тема полностью раскрыта, материал изложен в объеме, предусмотренном программой, есть незначительные погрешности в логичности изложения, приведены иллюстрации хорошего качества, подтверждающие теоретические положения. | (10-14б) Тема реферата раскрыта недостаточно, иллюстрации не информативны, плохого качества. | (0-9б) Тема не раскрыта, иллюстрации не соответствует теме или отсутствуют. |
Умение обобщать материал,делать выводы Максимум – 20 б | (18-20б) Материал обобщен, Сделаны четкие и ясные выводы | (15-17б) Материал обобщен, сделаны правильные и ясные выводы | (10-14б) Представлен разрозненный материал, в выводах имеются неточности и ошибки | (0-9б) Материал не обобщен, выводов нет. |
Умение работать с источниками информации Максимум – 20 б | (18-20б) Использованы современные источники информации достаточном количестве, библиографические ссылки сделаны грамотно | (15-17б) Использованы основные современные источники информации. | (10-14б) Использованы минимальное количество источников информации, большинство из которых устарели. | (0-9б) Источники информации не приведены. |
Умение отвечать на вопросы по реферату Максимум – 20 б | (18-20б) Студент свободно ориентируется в материале темы, обоснованно и правильно отвечает на все поставленные вопросы. | (15-17б) Студент хорошо ориентируется в материале темы, правильно отвечает на поставленные вопросы. | (10-14) Cтудент плохо ориентируется в материале темы, отвечает только на самые простые вопросы. | (0-9б) Студент слабо знаком с материлом,не отвечает на поставленные вопросы. |
Соответствие требованиям оформления Максимум – 10 б | (9-10б) Оформление реферата полностью соответсвует предъявляемым требованиям. | (7-8б) Оформление реферата в основном соответствует предъявляемым кафедрой требованиям. | (5-7б) В оформлении реферата имеются несоответствия требованиям. | (0-4б) Оформление реферата не соответствует требованиям. |
правильных ответов
практичес Эссе (Чек-лист)
Тема раскрыта, выделены главные моменты | 30 баллов |
Тема не раскрыта | 0 баллов |
Материал построен логично | 30 баллов |
Нет логики изложения | 0 баллов |
Даны правильные ответы на поставленные вопросы | 30 баллов |
Не даны правильные ответы на поставленные вопросы | 0 баллов |
Использована современная литература | 10 баллов |
Нет литературы | 0 баллов |