Раздел 1. Основы торможения

 

Тема 1.1. Возникновение тормозной силы.

 

Студент должен «знать силы действующие на колесо, причины заклинивания. Уметь определять тормозной путь расчетным путем, по номограммам и таблицам.

Возникновение тормозной силы как результата трения тормозных колодок о поверхность катания колеса. Коэффициент трения колодок о колесо, его зави­симость от различных факторов. Сила сцепления колеса с рельсом и факторы, влияющие на ее величину. Мероприятия по увеличению коэффициентов трения и сцепления. Тормозные колодки. Максимальное допускаемое нажатие тормоз­ных колодок. Заклинивание колесных пар, причины’ возникновения и меры предотвращения. Понятие о тормозном пути и способах его определения.

 

Методические указания к теме 1.1.

 

При торможении на колесо действует сила трения тормозных колодок о колесо зависящая от силы нажатия колодок, которая регулируется изменением давления в тормозном цилиндре. Эта сила определяется произведением силы нажатия на коэффициент трения зависящий от материала колодки и колеса. Для повышения коэффициента трения используются чугунные колодки со вставками повышенной твердости и композиционные.

На колесо действует также сила сцепления колеса с рельсом зависящая от нагрузки на ось и коэффициента сцепления. Сила сцепления должна быть больше или равна тормозной силе. Тогда обеспечивается движение без юза.

При нарушении данного условия происходит заклинивание колесных пар с образованием ползунов, что приводит к снижению тормозной силы данной оси.опасности поломки рельсов и ударной нагрузки на буксы, требуя снижения скорости или вывешивания колесной пары, (пункт 10.1.11.инструкции 277).

Тормозной путь может определяться расчетным путем, графическим, по номограммам и по таблицам, (Инструкция ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277).

Тема 1.2. Классификация тормозов.

 

Студент должен знать классификацию и принцип действия тормозов.

Автоматические, электропневматические, электрические, электромагнитные и дисковые тормоза. Сравнительная оценка тормозов различных систем. Тормозные процессы. Требования ПТЭ к устройству, обслуживанию и эксплуатации тормозов.(глава 11, пункты 11.1,11.2,11.3.,11.4).

 

Методические указания к теме 1.2.

 

Тормоза классифицируют по назначению, по способу создания тормозной силы и по способу управления По назначению различают тормоза грузовые, пассажирские и скоростные. Характеризуются временем наполнения и временем отпуска тормозных цилиндров. По способу создания тормозной силы различают фрикционные тормоза(колодочные и дисковые) и динамические (электродинамические, гидродинамические и реверсивные).

По способу управления различают тормоза ручные, неавтоматические (прямодействующие), автоматические (прямодействующие и непрямодействующие). Кроме того тормоза подразделяются на пневматические и электропневматические. Автоматические тормоза должны приходить в действие (затормаживать) при определенном темпе снижения давления в тормозной магистрали. Прямодействующий автоматический тормоз-это тормоз грузовых вагонов оборудованных воздухораспределителем уел. № 483, который способен поддерживать давление в тормозном цилиндре на установленном уровне. Непрямодействующий тормоз на пассажирских вагонах с воздухораспределителями усл. № 292, который не восполняет утечки сжатого воздуха из тормозного цилиндра. Прямодействующий неавтоматический тормоз используется на локомотивах. При торможении воздух из главного резервуара поступает в тормозные цилиндры. (Учебник В.И.Крылова, В.В.Крылова глава 2, параграфы 7,8,9).

 

Тема 1.3. Назначение и расположение тормозного оборудования на подвижном составе.

 

Студент должен знать назначение и расположение тормозного оборудования на подвижном составе, его действие в основных режимах работы.

Схемы расположения и принцип действия комплекса тормозного оборудования на тяговом подвижном составе и вагонах. Особенности тормозного оборудования пассажирских вагонов скоростных поездов и вагонов международного сообщения.

 

Лабораторное занятие № 1.

 

Исследование схемы расположения тормозного оборудования на подвижном составе.

Методические указания к теме 1.3.

 

Тормозное оборудование тягового подвижного состава имеет полный комплект тормозных приборов для автономной работы и для работы по системе многих единиц. По назначению тормозное оборудование делится на следующие группы: приборы питания, приборы управления, приборы торможения, воздухопровод с арматурой и рычажная передача; приборы безопасности выделены в отдельную дисциплину.

Перспективный типаж локомотивов имеет тормозное оборудование блочного исполнения с размещением на пульте машиниста приборов у прав пения и в машинном помещении- блок приборов торможения. На вагонах отсутствуют приборы питания и приборы управления. На пассажирских вагонах оборудование дополняется приборами электропневматического тормоза. На скоростных вагонах установлены дисковые и магнитнорельсовые тормоза, обеспечивающие снижение тормозного пути на 30-40%. На высокоскоростном подвижном составе широко применяются электрические тормоза (реостатные или рекуперативные) в сочетании с фрикционными. (Удальцов А.Б..Крылов В.В и др.»Тормоза подвижного состава часть 2».

 

Вопросы для самопроверки по разделу № 1

 

1.    Назначение тормозов в поездах.

2.    Сила сцепления и коэффициент сцепления колеса с рельсом.

3.    Действительный коэффициент трения тормозной колодки и его зависимость от различных факторов.

4.    Определение действительной силы нажатия тормозной колодки.

5.    Расчетный коэффициент трения тормозной колодки.

6.    Расчетная сила нажатия тормозной колодки.

7.    Расчет тормозной силы поезда.

8.    Юз. Условие торможения без юза.

9.    Тормозной путь и его элементы.

10.Способы определения тормозного пути.

11.Классификация тормозов и их основные свойства.

12.  Устройство и принцип действия прямодействующего неавтоматического тормоза.

13.  Устройство и принцип действия непрямодействующего автоматического тормоза.

14.  Устройство и принцип действия прямодействующего автоматического тормоза.

15.  Электропневматический прямодействующий тормоз.

16.  Принцип действия электрических тормозов.

17.  Принцип действия электромагнитного рельсового тормоза.

18.  Темп и величина снижения давления в тормозной магистрали.

19.  Основные требования ПТЭ к тормозному оборудованию.

20.  Перспективы развития тормозной техники.

21.  Тормозное оборудование грузовых и пассажирских локомотивов.

22.  Тормозное оборудование электро- и дизель-поездов.

23.  Тормозное оборудование грузовых и пассажирских вагонов.

24.  Тормозное оборудование вагонов международного сообщения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: