Место курса в системе социогуманитарного образования

Кафедра менеджмента

 

Л.И. Петрова

 

 

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

для студентов всех форм обучения по специальностям

 080705 – «Менеджмент организации»;

                          080111 – «Маркетинг»;

                                            «Экономика труда»

 

Барнаул 2010

 

Автор-составитель:

Канд. экон. наук, доцент Л.И. Петрова

 

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Е.И. Роговский

доктор экономических наук, профессор О.В. Кожевина

 

 

Рекомендовано УС экономического факультета

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по дисциплине «Основы менеджмента» для специальностей 061100 – «Менеджмент организации», 080111 – «Маркетинг», 08ХХХХ – «Экономика труда». В учебно-методическом комплексе менеджмент рассматривается как одно из приоритетных направлений перестройки управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций.

 

План УМД 2010г., п. К.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………..………...5

1.1. Цель курса ………………………………………………………………..5

1.2. Задачи курса………………………………………………………………5

1.3. Методическая новизна курса…………………………………………..5

1.4.Место курса в системе социогуманитарного образования……………6

1.5.Требования к уровню освоения содержания курса……………………7

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА………………………………………………….7

2.1.Содержание теоретической части курса:

Тема 1. Введение в менеджмент организации…………………………....7

Тема 2. Законы и принципы управления………………………………….8

Тема 3. Организации, менеджеры и успешное управление……………...8

Тема 4. Управление во внешней и внутренней среде организации……..9

Тема 5. Процесс управления и его основные характеристики…………..9

Тема 6. Коммуникации в процессе управления …………………………10

Тема 7. Процесс и процедура принятия решения………………………. 10

Тема 8. Функции управления…………………………………………….. 10

Тема 9. Методы управления ………………………………………………11

Тема 10. Планирование в управлении ……………………………………11

Тема 11. Организационные структуры управления……………………..12

Тема 12. Мотивация в управлении……………………………………….12

Тема 13. Методы контроля в управлении………………………………..13

Тема 14. Групповая динамика и руководство……………………………13

Тема 15. Работа с кадрами менеджмента ………………………………..14

Тема 16. Оперативное управление производством ……………………..14

Тема 17. Управление качеством продукции …………………………….14

 

3. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………………...15

Семинар к теме 1…………………………………………………………...15

Семинар к теме 2……………………………………………………………15

Семинар к теме 3……………………………………………………………16

Семинар к теме 4……………………………………………………………17

Семинар к теме 5……………………………………………………........... 17

Семинар к теме 6……………………………………………………………18

Семинар к теме 7……………………………………………………………18

Семинар к теме 8……………………………………………………………18

Семинар к теме 9……………………………………………………………20

Семинар к теме 10…………………………………………………………..20

Семинар к теме 11…………………………………………………………..21

Семинар к теме 12…………………………………………………………..21

Семинар к теме 13………………………………………………………….22

Семинар к теме 14…………………………………………………………..22

Семинар к теме 15…………………………………………………………..23

Семинар к теме 16…………………………………………………………..24

Семинар к теме 17…………………………………………………………..24

 

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ И ФОРМАМ ЗАНЯТИЙ……………………………………………………………………25

4.1. Итоговый контроль……………………………………………………..26

4.2. Контрольные вопросы по курсу……………………………………….26

 

5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ……………………………………………………………………..27

5.1.Тематика курсовых работ………………………………………………28

5.2.Дополнительные задания……………………………………………… 30

5.3.Тестовые задания ………………………………………………………30

 

6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА……………….34

6.1. Рекомендуемая литература (основная)……………………………….31

6.2.Рекомендуемая литература (дополнительная)………………………. 34

 

Приложение 1. Глоссарий…………………………………………………36



Организационно-методический раздел

Цель курса

Менеджмент – научная концепция, одно из направлений развития науки управления. Необходимыми условиями менеджмента являются свобода предпринимательства, рыночная экономика, профессионализация управления (подготовка менеджеров). Поэтому целью преподавания дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний, приобретение практических навыков и эффективного их применения в области управления организацией в соответствии с международными требованиями к данному виду деятельности.

 

Задачи курса

Современная теория и практика менеджмента приобретает особое значение с двух точек зрения. Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне организации. Во-вторых, широкий выход отечественных предприятий и внешнеэкономических объединений на мировые рынки обуславливает необходимость изучения и знания практики менеджмента.

Поэтому для российской практики в области менеджмента сегодня особенно важны следующие задачи:

· изучение и развитие теоретических основ менеджмента, а также новых практических разработок, характерных для стран с развитой рыночной экономикой;

· адаптация теоретических и практических методов, сложившихся в этих государствах, к российской специфике;

· разработка, апробация и внедрение в широкую практику оригинальных, максимально учитывающих особенности условий и менталитета России подходов в теории и практике менеджмента.

 

1.3.Методическая новизна курса:

· предложена концепция рассмотрения системы управления предприятием как совокупность трудовых процессов, полнота выделения которых основывается на выявлении и классификации объектов воздействия, в качестве которых выступают вполне определенные виды ресурсов: технические, технологические, кадровые, пространственные, организационной структуры управления; информационные и финансовые;

· выдвинута и обоснована концепция создания нормативной организационной модели системы управления предприятием (НОМ СУП), состоящей из совокупности трудовых процессов и технологии их выполнения;

· систематизированы и предложены принципы создания НОМ СУП;

· разработана методика создания структурно-функциональной модели системы управления предприятием как основы для разработки технологии трудовых процессов;

· разработана методика проектирования технологии трудовых процессов управления с целью рационализации и оптимизации управленческой деятельности.

Место курса в системе социогуманитарного образования

 

Перечень дисциплин, знание которых необходимо

для изучения основ менеджмента

Дисциплины Темы (вопросы), усвоение которых необходимо
1 2
1.Социология Изучение процессов социолизации
2.Экономика Изучает экономические коммуникации в организациях
3.Социальная психология Изучение группового поведения и его динамики
4. Кибернетика Изучение формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т.е. достижение определенного уровня ее организации
5.Теория управления Изучает – зачем и как воздействовать на объект
6.Культурология Изучение культуры, ценностей, норм и менталитета
7.Антропология, этнология Изучение этно-национальной специфики
8.Психология Изучение и прогнозирование поведения, как индивидуума, так и людей в целом
9.Организацион-ное проведение Изучает поведение индивидуумов и групп
10.Теория систем Изучает сущность целостности
11.Синергетика Изучает механизм взаимодействия элементов системы в процессе ее саморегулирования и саморазвития

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: