Кафедра менеджмента
Л.И. Петрова
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов всех форм обучения по специальностям
080705 – «Менеджмент организации»;
080111 – «Маркетинг»;
«Экономика труда»
Барнаул 2010
Автор-составитель:
Канд. экон. наук, доцент Л.И. Петрова
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор Е.И. Роговский
доктор экономических наук, профессор О.В. Кожевина
Рекомендовано УС экономического факультета
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по дисциплине «Основы менеджмента» для специальностей 061100 – «Менеджмент организации», 080111 – «Маркетинг», 08ХХХХ – «Экономика труда». В учебно-методическом комплексе менеджмент рассматривается как одно из приоритетных направлений перестройки управления российской экономики, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций.
План УМД 2010г., п. К.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………..………...5
1.1. Цель курса ………………………………………………………………..5
1.2. Задачи курса………………………………………………………………5
1.3. Методическая новизна курса…………………………………………..5
1.4.Место курса в системе социогуманитарного образования……………6
1.5.Требования к уровню освоения содержания курса……………………7
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА………………………………………………….7
2.1.Содержание теоретической части курса:
Тема 1. Введение в менеджмент организации…………………………....7
Тема 2. Законы и принципы управления………………………………….8
Тема 3. Организации, менеджеры и успешное управление……………...8
Тема 4. Управление во внешней и внутренней среде организации……..9
Тема 5. Процесс управления и его основные характеристики…………..9
Тема 6. Коммуникации в процессе управления …………………………10
Тема 7. Процесс и процедура принятия решения………………………. 10
Тема 8. Функции управления…………………………………………….. 10
Тема 9. Методы управления ………………………………………………11
Тема 10. Планирование в управлении ……………………………………11
Тема 11. Организационные структуры управления……………………..12
Тема 12. Мотивация в управлении……………………………………….12
Тема 13. Методы контроля в управлении………………………………..13
Тема 14. Групповая динамика и руководство……………………………13
Тема 15. Работа с кадрами менеджмента ………………………………..14
Тема 16. Оперативное управление производством ……………………..14
Тема 17. Управление качеством продукции …………………………….14
3. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………………...15
Семинар к теме 1…………………………………………………………...15
Семинар к теме 2……………………………………………………………15
Семинар к теме 3……………………………………………………………16
Семинар к теме 4……………………………………………………………17
Семинар к теме 5……………………………………………………........... 17
Семинар к теме 6……………………………………………………………18
Семинар к теме 7……………………………………………………………18
Семинар к теме 8……………………………………………………………18
Семинар к теме 9……………………………………………………………20
Семинар к теме 10…………………………………………………………..20
Семинар к теме 11…………………………………………………………..21
Семинар к теме 12…………………………………………………………..21
Семинар к теме 13………………………………………………………….22
Семинар к теме 14…………………………………………………………..22
Семинар к теме 15…………………………………………………………..23
Семинар к теме 16…………………………………………………………..24
Семинар к теме 17…………………………………………………………..24
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ И ФОРМАМ ЗАНЯТИЙ……………………………………………………………………25
4.1. Итоговый контроль……………………………………………………..26
4.2. Контрольные вопросы по курсу……………………………………….26
5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ……………………………………………………………………..27
5.1.Тематика курсовых работ………………………………………………28
5.2.Дополнительные задания……………………………………………… 30
5.3.Тестовые задания ………………………………………………………30
6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА……………….34
6.1. Рекомендуемая литература (основная)……………………………….31
6.2.Рекомендуемая литература (дополнительная)………………………. 34
Приложение 1. Глоссарий…………………………………………………36
Организационно-методический раздел
Цель курса
Менеджмент – научная концепция, одно из направлений развития науки управления. Необходимыми условиями менеджмента являются свобода предпринимательства, рыночная экономика, профессионализация управления (подготовка менеджеров). Поэтому целью преподавания дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний, приобретение практических навыков и эффективного их применения в области управления организацией в соответствии с международными требованиями к данному виду деятельности.
Задачи курса
Современная теория и практика менеджмента приобретает особое значение с двух точек зрения. Во-первых, переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне организации. Во-вторых, широкий выход отечественных предприятий и внешнеэкономических объединений на мировые рынки обуславливает необходимость изучения и знания практики менеджмента.
Поэтому для российской практики в области менеджмента сегодня особенно важны следующие задачи:
· изучение и развитие теоретических основ менеджмента, а также новых практических разработок, характерных для стран с развитой рыночной экономикой;
· адаптация теоретических и практических методов, сложившихся в этих государствах, к российской специфике;
· разработка, апробация и внедрение в широкую практику оригинальных, максимально учитывающих особенности условий и менталитета России подходов в теории и практике менеджмента.
1.3.Методическая новизна курса:
· предложена концепция рассмотрения системы управления предприятием как совокупность трудовых процессов, полнота выделения которых основывается на выявлении и классификации объектов воздействия, в качестве которых выступают вполне определенные виды ресурсов: технические, технологические, кадровые, пространственные, организационной структуры управления; информационные и финансовые;
· выдвинута и обоснована концепция создания нормативной организационной модели системы управления предприятием (НОМ СУП), состоящей из совокупности трудовых процессов и технологии их выполнения;
· систематизированы и предложены принципы создания НОМ СУП;
· разработана методика создания структурно-функциональной модели системы управления предприятием как основы для разработки технологии трудовых процессов;
· разработана методика проектирования технологии трудовых процессов управления с целью рационализации и оптимизации управленческой деятельности.
Место курса в системе социогуманитарного образования
Перечень дисциплин, знание которых необходимо
для изучения основ менеджмента
Дисциплины | Темы (вопросы), усвоение которых необходимо |
1 | 2 |
1.Социология | Изучение процессов социолизации |
2.Экономика | Изучает экономические коммуникации в организациях |
3.Социальная психология | Изучение группового поведения и его динамики |
4. Кибернетика | Изучение формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т.е. достижение определенного уровня ее организации |
5.Теория управления | Изучает – зачем и как воздействовать на объект |
6.Культурология | Изучение культуры, ценностей, норм и менталитета |
7.Антропология, этнология | Изучение этно-национальной специфики |
8.Психология | Изучение и прогнозирование поведения, как индивидуума, так и людей в целом |
9.Организацион-ное проведение | Изучает поведение индивидуумов и групп |
10.Теория систем | Изучает сущность целостности |
11.Синергетика | Изучает механизм взаимодействия элементов системы в процессе ее саморегулирования и саморазвития |