Максимальный балл — 40

 

 

Георгий Иванов

***

Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается...

Проходит тысяча мгновенных лет
И перевоплощается мелодия
В тяжёлый взгляд, в сиянье эполет,
В рейтузы, в ментик, в «Ваше благородие»
В корнета гвардии — о, почему бы нет?..

Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
— Как далеко до завтрашнего дня!..

И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.

(Из книги «1943–1958. Стихи». Впервые: «Новый журнал», 1951, №25)











Владимир Корнилов

Лермонтов

Дорога вьётся пропылённой лентой,
То вверх ползёт, то лезет под откос.
И засыпает утомлённый Лермонтов,
Как мальчик, не убрав со лба волос.

А солнце жжёт. И, из ущелья вынырнув,
Летит пролётка под колёсный шум,
Под горный шум, под пистолет Мартынова
На молньями играющий Машук.

…Когда с собой приносишь столько мужества,
Такую злобу и такую боль, —
Тебя убьют, и тут-то обнаружится,
Что ты и есть та самая любовь.

Тогда судьба растроганною мачехой
Склоняется к простреленному лбу,
И по ночам поэмы пишут мальчики,
Надеясь на похожую судьбу.

1948

 













Борис Слуцкий

Слава Лермонтова

Дамоклов меч
разрубит узел Гордиев,
расклюет Прометея вороньё,
а мы-то что?
А мы не гордые.
Мы просто дело делаем своё.

А станет мифом или же сказаньем,
достанет наша слава до небес —
мы по своим Рязаням и Казаням
не слишком проявляем интерес.

Но «Выхожу один я на дорогу»
в Сараево, в далекой стороне,
за тыщу верст от отчего порога
мне пел босняк,
и было сладко мне.

(Из сборника «Капля времени». Впервые: журнал «Знамя».1989, №3)

 













Александр Кушнер

***

Поговорить бы тихо сквозь века
С поручиком Тенгинского полка
И лучшее его стихотворенье
Прочесть ему, чтоб он наверняка
Знал, как о нём высоко наше мненье.

А горы бы сверкали в стороне,
А речь в стихах бы шла о странном сне,
Печальном сне, печальней не бывает.
«Шёл разговор весёлый обо мне» —
На этом месте сердце обмирает.

И кажется, что есть другая жизнь,
И хочется, на строчку опершись,
Ту жизнь мне разглядеть, а он, быть может,
Шепнёт: «За эту слишком не держись» —
И руку на плечо моё положит.

(Из книги «Вечерний свет». Санкт-Петербург, 2013)

 













Сергей Гандлевский

***

Стоит одиноко на севере диком

Писатель с обросшею шеей и тиком

Щеки, собирается выть.

Один-одинёшенек он на дорогу

Выходит, внимают окраины Богу,

Беседуют звёзды; кавычки закрыть.

1994



XX Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Заключительный этап

II тур

Класс

Задание №1

Вам, как успешному участнику Всероссийской олимпиады, предложено выступить в качестве одного из составителей электронной филологической библиотеки олимпиадника. В неё могут быть включены разнообразные исследования (историко-литературные и критические монографии, статьи, биографии писателей, комментарии к отдельным произведениям), которые полезно прочитать вашим товарищам при подготовке к олимпиадам по литературе (а в перспективе — и к поступлению на филологические специальности вузов). Материалы, включённые в библиотеку, должны быть доступны для школьника, интересны и познавательны, расширять кругозор и учить анализу литературного произведения.

Выберите одну такую работу из числа прочитанных вами и в любой форме (письмо, заявка на издание, развёрнутая аннотация) порекомендуйте её редколлегии для включения в библиотеку. Ваша задача — рассказать о ней максимально конкретно и точно, объяснить, почему именно её нужно включить в библиотеку, чем она может быть полезна участнику олимпиады, что в ней самое важное и существенное. Не забудьте указать её название и автора. Рекомендацию оформите письменно. Постарайтесь не превышать объём в 500 слов.

Максимальный балл — 25

Задание №2

Опираясь на стихотворения, посвящённые личности и творчеству А. А. Ахматовой, напишите эссе (очерк), которое будет представлять собой литературный портрет поэта — таким, каким его увидели авторы-«потомки». Продумывая эссе (очерк), мысленно ответьте на вопросы: Какие аспекты биографического мифа Ахматовой востребованы поэтами ХХ века? Какие темы и мотивы творчества поэта привлекли их внимание? Какой образ поэта может увидеть современный читатель в тех «литературных зеркалах», которые составили данную подборку? Какими стихотворениями, по-вашему, необходимо её дополнить? Укажите в эссе (очерке) их названия и авторов. Как эти новые стихотворения могли бы изменить сложившийся образ Ахматовой?

Придумайте такой заголовок для своего эссе (очерка), который бы наиболее точно указывал на смысловые акценты образа поэта. Ориентировочный объём эссе (очерка) — 1000—1200 слов.

Максимальный балл — 40

Марина Цветаева

Анне Ахматовой

Узкий, нерусский стан —
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.

 

Вас передашь одной
Ломаной чёрной линией.
Холод — в весельи, зной —
В Вашем унынии.

Вся Ваша жизнь — озноб,
И завершится — чем она?
Облачный — тёмен — лоб
Юного демона.

 

Каждого из земных
Вам заиграть — безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.

 

В утренний сонный час,
— Кажется, четверть пятого, —
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.

11 февраля 1915
















Арсений Тарковский

Из цикла «Памяти Анны Ахматовой»

Всё без неё не так. Приоткрывая,
Откладываю в сторону тетрадь,
И некому стихи мне прочитать,
И рукопись похожа беловая
На черновик, и первые ручьи
Подтачивают снежный пласт.
Ничьи
Теперь её портреты — горбоносый
Антиохийский профиль
.......................
Горький рот
Среди живых подобий не найдёт
И не ответит больше на вопросы
Полуулыбкой, для которой нет
Ни зеркала земного, ни сравнений,
Туман сквозит. Ни отзвука, ни тени.
И смутно льётся белый ровный свет.

1966

 

















Давид Самойлов

Смерть поэта

Что ж ты заводишьПесню военну,Флейте подобно,Милый снегирь? Державин Я не знал в этот вечер в деревне,Что не стало Анны Андреевны,Но меня одолела тоска.Деревянные дудки скворешенРаспевали. И месяц навешенБыл на голые ветки леска. Провода электрички чертилиВ небесах невесомые кубы.А её уже славой почтилиНе парадные залы и клубы,А лесов деревянные трубы,Деревянные дудки скворешен.Потому я и был безутешен,Хоть в тот вечер не думал о ней. Это было предчувствием боли,Как бывает у птиц и зверей. Просыревшей тропинкою в поле,Меж сугробами, в странном убореШла старуха всех смертных старей.Шла старуха в каком-то капоте,Что свисал, как два ветхих крыла.Я спросил её: «Как вы живёте?»А она мне: «Уже отжила...» В этот вечер ветрами отпетоБыло дивное дело поэта.И мне чудилось пенье и звон.В этот вечер мне чудилась в лесеКрасота похоронных процессийИ торжественный шум похорон. С Шереметьевского аэродромаДоносилось подобие грома.Рядом пели деревья земли:«Мы её берегли от удачи,От успеха, богатства и славы,Мы, земные деревья и травы,От всего мы её берегли». И не ведал я, было ли этоОтпеванием времени года,Воспеваньем страны и народаИли просто кончиной поэта.Ведь ещё не успели стихи,Те, которыми нас одаряли,Стать гневливой волною в ДарьялеИли ветром в молдавской степи. Стать туманом, птицей, звездоюИль в степи полосатой верстоюСуждено не любому из нас.Стихотворства тяжёлое бремяПрославляет стоустое время.Но за это почтут не сейчас. Ведь она за своё воплощеньеВ снегиря царскосельского садаДесять раз заплатила сполна.Ведь за это пройти было надоВсе ступени рая и ада,Чтоб себя превратить в певуна. Всё на свете рождается в муке —И деревья, и птицы, и звуки.И Кавказ. И Урал. И Сибирь.И поэта смежаются веки.И ещё не очнулся на веткеЗоревой царскосельский снегирь.

 

Ольга Берггольц


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: