Возникает множество пониманий революции

Динамика науки: основные модели роста и развития научного знания.

  Существуют 4 модели, объясняющие исторический рост научного знания:

- кумулятивистская;

- модель научных революций;

- эволюционная;

- ситуационная.

Кумулятивистская

Первая историческая модель, в которой объясняются исторические процессы роста и развития научного знания.

Авторы -отцы позитивизма - (приоритет) Огюст Конт и Герберт Спенсер. 30-40 гг. XIX в.

Наука в строгом смысле появляется тогда, когда возникает опытное исследование и опытное подтверждение теоретических знаний. Но сам процесс возникновения - историчекий процесс. КМ связана с выделением 3-х периодов (эпох) в истории человеческого рода:

Теологическая эпоха Метафизическая эпоха Эпоха позитивной науки
(Преобл. рел. предст.) (Преобл. умозрит. постр.) (Положительная эпоха)
     

В науке нового времени есть некоторые моменты, сохранившиеся от первых двух эпох. Сам процесс - непрерывный. Можно искать основания в новой науке, предшествующие истории.

Спенсер. Научное мышление существовало всегда. Но отличие новой науки от предшествующих форм научного мышления заключается в том, что в предшествующих знаниях всегда присутствуют философские умозрительные размышления. Причина, по которой естественнонаучные теории становятся принципиально несовместимыми коренятся в философии, поэтому философия должна быть выведена за пределы науки (бальзам на душу некоторым современным учёным). Наука - накопление эмпирических фактов.

Эрнест Мах. (Вносит коррективу в КМ). Принцип непрерывности в развитии науки. Любое открытие в науке включается в непрерывный ряд развивающегося познания. Научное открытие не является принципиально новым, т. к. в нем неизвестное и непонятное объясняется тем, что уже понятно и познано. Сама возможность научного открытия существует по тому, что естествоиспытатель ориентируется на принцип непрерывности. Естествоиспытатель мыслит так, что новый круг фактов освещается уже имеющимся у него способом понимания (знания).

Поль Дюгем. (Уточняет позицию Маха). Наличие проблемы прерывности (он не решает её). Проблема сводится к обоснованию непрерывности и постепенности в развитии науки. Хотя в истории науки и возникают значительные перевороты, нельзя сказать, что они не зависят от прошлых знаний и результатов. Что и говорит о непрерывности. Радикальные новации нового времени обусловлены открытиями средневековой науки.

Принципы КМ Дюгема сводятся к следующим:

  1. Исторический прогресс науки не осущетвляется благодаря внезапным непредвиденным открытиям. Думать иначе - значит впадать в заблуждение.
  2. Развитие научного знания подчиняется закону непрерывности. Великие открытия почти всегда являются плодом подготовки медленной и сложной, осуществяемой на протяжении веков. Наука, как и природа, не делает скачков. Концепции могучих мыслителей появляются в результате множества усилий - результатом накопленным массой ничем не примечательных работ. Ни одна научная доктрина не имеет исходного и абсолютного начала, изолированного от прошлого.

Принципиальные положения

  1. Новые знания в науке возможны лишь на основе предыдущих, ранее полученных.
  2. Новое знание, возникшее в более поздний период истории, в качественном отношении стоит выше знания, полученного в прошлом. Оно является более точным и более адекватным воспроизведением действительности.
  3. (Cледует из 2). Предшествующая история науки не обладает самостоятельной ценностью. Она не значима сама по себе и отношения к знаниям, утвердившимся в последующее время. Назначения науки и знания прошлого состоит в том, чтобы быть опорным материалом для современной науки.
  4. Всё, что не соответствует современному уровню научного знания, является ошибочным. История науки есть прогрессивный процесс роста научного знания.

Модель научных революций

Александр Койре. В работе «Галилеевские этюды» (1939 г.) он характеризует XVI-XVII вв. как время фундаментальных преобразований в науке. Эти преобразования изменили сами основы, структуру европейского научного разума. Творчество Галилео Галилея является свидетельством этого.

Обоснования Дюгемом непрерывного процесса не достаточно корректны с точки зрения Койре. Хотя работы ученых нового времени и связаны с работами средневековья, это не отменяет революционного характера открытий. «Хорошо подготовленная революция все-таки есть революция». Революция несет в себе сразу два элемента: отрицание устаревших, исчерпавших себя знаний и утверждение принципиально иного, нового понимания природных процессов.

Что отрицала революция? Космос рассматривался как иерархически-упорядоченная система (центральное место отводилось Земле) - целостная составляющая. Иерархия определялась степенями совершенства. Все это революция отбросила как устаревшее. Появилась бесконечная вселенная. Бесконечность нарушает иерархический порядок. Все формы бесконечности связаны общим законом (механическим). Все связывают силы гравитации.

Революция изменила представление о пространстве. Понятие о том, что пространство - совокупность мест, занимаемое телами, было заменено понятием бесконечной протяжённости. Абсолютное пространство - абсолютная пустота (Ньютон).

Научная революция по Койре: смена фундаментальных оснований науки - научной картины мира (прежде всего) и научных идеалов и норм (не явно).

Свойства, характеризующие научную революцию присущи только двум революциям: революция Галилея и квантовая механика. Поэтому горизонт применимости концепций МНР очень ограничен (было всего две революции). Поэтому в модель вносятся коррективы.

Возникает множество пониманий революции

  • Особая форма непрерывного процесса. Совершение большого количества открытий в короткий промежуток времени.
  • Революция в науке вообще не имеет места. Изменения связаны с деятельностью определенного поколения ученых. Каждое поколение ученых работает по своему. Новое поколение меняет знания (каждые 50 лет).
  • Революция -- переход от заблуждения к истине. От ненаучных представлений к научным. Анализ осуществляется с целью установления истоков возникновения революционно-значимых проблемных ситуаций в научных знаниях. Возникла проблемная ситуация, чтобы понять её, надо проследить всю цепь предшествующих усилий ученых.
  • Революция -- переход к новому типу научной деятельности. Тип деятельности определяется образцами или парадигмами, на которые ориентируются ученые в своей деятельности. Переход к новому типу деятельности есть и переход к новой парадигме. Это переход от одной нормальной науки к другой. Революция -- процесс перехода. Переход связан с определенными психологическими моментами конкуренции и борьбы стрононников старой и новой теоретических схем.

Эволюционная модель

Авторы: Тулмин, Кэмпбелл.

Основные положения:

  1. Историческое объяснение в изменении научных концепций должно осуществятся на базе Дарвинистской эволюционной теории естественного отбора. Эта модель позволяет объяснить процесс развития научного знания.
  2. Научная эволюция может трактоваться как специфическое продолжение биологической эволюции.
  3. В отличие от биологической эволюции научная эволюция развивается значительно более быстро. В этих двух видах эволюции используются различные материальные субстраты (гены, клетки; книги, журналы, файлы).
  4. Процесс научной революции включает в себя действия социальных факторов и изменение и сохранения научных знаний имеет многоуровневый характер.

Другие (неосновные) положения:

  1. Творческие инициативы в науке (интеллектуальные инициативы) носят упорядоченный характер. Во-первых, они дифференцированы по дисциплинарным матрицам (биология - одно, математика - другое,...). Каждая дисциплина характеризуется своими понятиями, методами и фундаментальными целями. С течением времени содержание научных понятий, методов и целей может радикально изменяться, но это изменение происходит плавно. Этот процесс происходит в результате действий факторов отбора. Эволюционная модель позволяет показать, с одной стороны, постепенность процесса, благодаря которой каждая дисциплина остается тождественно равной самой себе. С другой стороны, она должна раскрыть глубокое изменение, благодаря которому дисциплины трансформируются и меняют друг друга.
  2. В изменениях и преемственности имеется один и тот же двусторонний процесс. Интеллектуальные нововведения всегда пополняют общепринятую совокупность идей и методик определенной дисциплины. Непрерывный процесс нововведения уравнивается непрерывным процессом критического отбора. Не все нововведения принимаются.
  3. Нововведения и их критический отбор ведут к серьезным концептуальным изменениям, но лишь при определенных условиях. Должны быть подходящие формы конкуренции. Лишь при условии длительного сохранения они могут обнаружить свои действительные достоинства.
  4. Древний философский идеал вечной сущности должен быть заменён понятием исторических сущностей. Исторические сущности не обладают неизменными свойствами. Но они сохраняют единство и преемственность. Это позволяет отличать их друг от друга.

Кэмпбелл: концептуальные изменения - одна из сторон эволюционного процесса. Как работает, творит, трудится человеческий интеллект?

Центральная идея в том, что все изменения следует проводить методом проб и ошибок. Метод слепых вариаций и селективных сохранений.

Однако не отрицается целенаправленный характер научного познания. Но познание не всегда базируются на старых интеллектуальных инновациях. Они служат руководством к осуществлению научной деятельности. Чтобы продвинуться вперёд, ученый пользуется методом проб и ошибок. Этот процесс непредвиденных изменений и селективных сохранений является необходимым механизмом роста и развития научного знания. Кэмпбелл обосновал фундаментальную роль селективного сохранения в эволюционном развитии любого типа, в том числе и в развитии научного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: