Перечень планируемых результатовобучения по дисциплине (модулю)
Компетенция | Вклад дисциплины в формирование компетенции |
ОК-1 | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОПК-1 | способность к анализу, планированию и организации профессиональной деятельности |
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к базовой/ вариативной части блока 1 «Дисциплины (модули)».
Изучение дисциплины «Методология научного исследования» опирается на знания, полученные в ходе изучения такой дисциплины как «Логика и теория аргументации». Изучение дисциплины «Методология научного исследования» происходит параллельно с изучением дисциплин «Информационно-аналитические технологии государственного и муниципального управления», «Основы теории творчества».
Данная учебная дисциплина является базой для научно-исследовательской работы.
Изучение дисциплины позволит магистрантам реализовывать общекультурные компетенции в деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, институтов гражданского общества, общественных организаций, некоммерческих и коммерческих организаций, международных организаций и международных органов управления, иных организаций, подразделений по связям с государственными и муниципальными органами и гражданами и решать такие задачи профессиональной деятельности, как:
осуществление стратегического управления в интересах общества и государства, включая постановку общественно значимых целей, формирование условий их достижения, организацию работы для получения максимально возможных результатов;
анализ состояния экономики отраслей бюджетного сектора, отдельных организаций, определение экономических последствий подготавливаемых или принятых решений;
улучшение деятельности сотрудников организации на основе личного примера, умения обучаться и совершенствовать работу с учетом опыта и новых идей, проявления лидерских качеств, умения принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь, оценивать последствия исполнения решений.
Объем дисциплины
Виды учебной работы | Формы обучения | ||
Очная | Заочная | ||
Общая трудоемкость: зачетные единицы/часы | 216 | 216 | |
Контактная работас преподавателем (всего): | 85 | 33 | |
| Лекции (ЛК) | 14 | 8 |
Практические занятия (ПЗ) | |||
Семинарские занятия (СЗ) | 28 | 12 | |
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Промежуточная аттестация: Зачет / зачет с оценкой / экзамен / | 43 | 13 | |
Самостоятельная работа (СРС) | 131 | 183 |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам / разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Распределение часов по разделам/темам и видам работы
4.1.1. Очная форма обучения
№ п/п | Раздел/тема | Всего час. | Виды учебной работы (в часах) | |||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||
ЛЕК | ПР\Лаб | СЕМ | ||||
1. | Теоретические основания научного исследования. | 46 | 4(2*) | 8(4*) | 34 | |
2. | Методологические основания научного исследования. | 59 | 4(2*) | 8(4*) | 47 | |
3. | Практические основания диссертационного исследования. | 68 | 6(3*) | 12(12*) | 50 | |
4. | Промежуточная аттестация | 43 | ||||
5. | Итого | 216 | 14 | 28 | 131 |
*- в интерактивной форме
4.1.2. Заочная форма обучения
№ п/п | Раздел/тема | Всего час. | Виды учебной работы (в часах) | |||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||
Лек | ПР\Лаб | СЕМ | ||||
1. | Теоретические основания научного исследования. | 56 | 2(1*) | 4(2*) | 50 | |
2. | Методологические основания научного исследования. | 56 | 2(1*) | 4(2*) | 50 | |
3. | Практические основания диссертационного исследования. | 91 | 4(4*) | 4(4*) | 83 | |
4. | Промежуточная аттестация | 13 | ||||
5. | Итого | 216 | 68 | 18 | 183 |
*- в интерактивной форме
4.2. Программа дисциплины,структурированная по темам / разделам
Содержание лекционного курса
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
1 | Теоретические основания научного исследования. | Научное изучение как основная форма научной работы. Виды научной работы. Тезисы, научная статья, доклад, презентация. Основные понятия научно-исследовательской работы. Автореферат. Диссертация. Библиографический поиск. Интернет-источники. Общая схема хода научного исследования. |
2 | Методологические основания научного исследования. | Многоуровневая методология научного познания. Общенаучные методы исследования. Частнонаучные методы исследования. Эмпирические, теоретические методы исследования. Многоуровневая методология научного познания в дизайне.Применение логических законов и правил. |
3 | Практические основания диссертационного исследования. | Сбор и обработка библиографических источников. Выбор темы и структуры диссертации. Оформление разделов диссертации. Составление автореферата. Порядок защиты диссертации. |
Содержание семинарских занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
1 | Теоретические основания научного исследования. | Вопросы для обсуждения: Составление рабочего плана диссертационного исследования Поиск и оформление библиографического аппарата Практическая работа №1 Подготовка к работе над диссертацией Практическая работа №2Тема и введение к диссертации Практическая работа №3 Сбор материала для научной статьи Практическая работа №4 Подготовка научной статьи к публикации |
2 | Методологические основания научного исследования. | Практическая работа №5 Тема и введение к диссертации Практическая работа №6 Структура диссертации Практическая работа №7 Подготовка научного доклада Практическая работа №8 Автореферат и презентация доклада |
3 | Практические основания диссертационного исследования. | Практическая работа №9 Подготовка к деловой игре «Предзащита диссертационной работы». Участие в деловой игре: «Предзащита диссертационной работы». Выступление, вопросы, оппонирование, дискуссия. |
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
1. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Шкляр М.Ф.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10946.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Ласковец С.В. Методология научного творчества [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ласковец С.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 32 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10782.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Космин В.В. Основы научных исследований (Общий курс): Учебное пособие В.В. Космин. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М. - 2016.— 227 c.
4. Тихонов В.А., Ворона В.А. Научные исследования: Концептуальные, теоретические и практические аспекты: Учебное пособие для вузов В.А. Тихонов, В.А. Ворона. - М.:Кнорус- 2013.-296 c.
5. Зверев В.В. Методика научной работы.: Учебное пособие - М.: Проспект- 2016.— 296 c.
6. Канке Методология научного познания..— М.: Омега-Л, 2014.
7. Аверченков В.И., Малахов Ю.А. Основы научного творчества: учебное пособие. Брянский государственный технический университет, 2012
8. Будильцева М.Б., Варламова И.Ю., Новикова Н.С., Царёва Н.Ю. Культура научной и деловой речи: учебное пособие М.: Российский университет дружбы народов, 2013.
9. Кузнецов И.Н. Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления. М.: Дашков и К, 2012.
10. Рой О.М. Методология научно-исследовательской деятельности в экономике и управлении: учебное пособие. Издательство Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского,2010.
11. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учебное пособие для вузов. Юнити-Дана, 2012.
12. Философия науки. - СО РАН, 2010-2014.
13. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров. М.: Дашков и К, 2015.