V. Кадровое обеспечение системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

 

Современный этап военного строительства предъявляет новые требования к кадровому обеспечению воспитательной работы с учетом потребностей войск (сил), практики учебно-методического и научного обеспечения системы воспитания.

Основными направлениями совершенствования кадрового обеспечения воспитательной работы являются:

сохранение высокопрофессионального, подготовленного ядра кадров органов воспитательной работы;

поддержание необходимого уровня укомплектованности воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, в воспитательных структурах;

формирование качественно нового поколения командиров (начальников) как военных воспитателей;

сохранение военно-научного и педагогического потенциала российской военной школы социально-экономических и гуманитарных наук.

В военно-учебных заведениях необходимо предусмотреть, наряду с преподаванием педагогики и психологии, изучение теории и практики воспитательной работы.

Для решения данных задач необходимо построение модели кадрового обеспечения воспитательной работы в целях создания современной системы подготовки высокопрофессиональных должностных лиц для организации воспитательной работы в воинских частях (подразделениях) с учетом современных требований и финансово-экономических возможностей государства.

Принципами кадрового обеспечения воспитательной работы являются: научный подход к кадровому обеспечению воспитательной работы; системность и последовательность кадрового обеспечения; связь кадрового обеспечения с потребностью воспитательных структур; мобильность кадрового обеспечения воспитательной работы и другие.

Основными направлениями разработки и реализации модели кадрового обеспечения являются:

определение количественных и качественных параметров кадрового заказа на подготовку военнослужащих для органов воспитательной работы;

оптимизация и реорганизация сети и организационно-штатной структуры военно-учебных заведений и военных кафедр и факультетов при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

совершенствование организации, содержания и методического обеспечения образовательного процесса в военно-учебных заведениях по подготовке военнослужащих к воспитательной деятельности;

повышение эффективности послевузовского образования офицеров органов воспитательной работы;

улучшение профессионального отбора и развитие довузовской подготовки;

совершенствование федерального законодательства в области подготовки военных кадров.

Организация кадрового обеспечения воспитательной работы носит многоуровневый характер и включает:

с предназначением на первую воинскую должность, подлежащую замещению офицерами, в органах воспитательной работы - военную подготовку на военных сборах по программам подготовки офицеров запаса; военную подготовку на военных кафедрах и факультетах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования; сокращенную военную подготовку на курсах младших лейтенантов при военно-учебных заведениях (учебных центрах) по программам ускоренной профессиональной подготовки; среднюю военно-специальную подготовку в военно-учебных заведениях по военным профессиональным образовательным программам (средней военно-специальной подготовки и образовательным программам среднего профессионального образования по родственной (смежной) гражданской специальности); полную военно-специальную подготовку в военно-учебных заведениях по военным образовательным профессиональным программам (полной военно-специальной подготовки и образовательным программам высшего профессионального образования по родственной (смежной) гражданской специальности);

с предназначением, как правило, на воинские должности заместителей командиров полков (бригад) по воспитательной работе, им равные и вышестоящие должности органов воспитательной работы – высшую военную оперативно-тактическую подготовку в военно-учебных заведениях (как правило, в военных академиях, Военном университете) по военным образовательным программам дополнительного профессионального образования на базе имеющейся полной военно-специальной подготовки по соответствующим военно-учетным специальностям;

с предназначением, как правило, на воинские должности руководящего состава органов воспитательной работы – высшую военную оперативно-стратегическую подготовку в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на базе имеющейся высшей военной оперативно-тактической подготовки.

В системе кадрового обеспечения особое внимание целесообразно уделить укомплектованности должностей офицеров-воспитателей первичного звена (рота-батальон), воинских частей (кораблей) соединений постоянной готовности, а также выполняющих боевые, миротворческие и другие специальные задачи.

 

VI. Оценка эффективности воспитания военнослужащих

 

Эффективность воспитания следует понимать как достижение планируемого уровня воспитанности военнослужащих в установленные воспитательным процессом сроки. Уровень воспитанности военнослужащих и воинских коллективов определяется на основе объективных критериев (показателей) путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о новых качествах военнослужащих, воинских коллективов, полученных в результате воспитательного воздействия.

При оценке эффективности воспитания военнослужащих Вооруженных Сил учитываются оценка воспитательной работы должностных лиц и оценка морально-психологического состояния военнослужащих.

 

Основными критериями эффективности воспитательной работы выступают:

Степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса, представление воспитателя о системе и конечных целях воспитания; умение воспитателя ставить конкретные воспитательные задачи, исходя из целей, и добиваться желаемого результата; преемственность задач воспитания; направленность планирования и характер воспитательных мероприятий; умение анализировать и оценивать достижение целей.

Степень развития личностных качеств воспитателя; наличие и степень развития психолого-педагогической культуры, педагогического мастерства и педагогической этики; степень личной дисциплинированности; наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию.

Степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания, использования воспитательного воздействия занятий по боевой и общественно-государственной подготовке, правильной организации повседневной деятельности воинской части (подразделения).

Степень дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности, знание психофизиологических особенностей личности, знание национальных черт и традиций личного состава, учет условий и результатов воспитания до службы в армии и во время ее, оказание конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи.

Степень развития коллективистских начал в воинских частях (подразделениях): наличие инициативы снизу; подготовленность младших командиров к проведению воспитательной работы с подчиненными; направленность актива, развитость самодеятельных начал у военнослужащих; контроль за выполнением общественных заданий и поручений; и другое.

Степень сплочения воинских коллективов: отношение военнослужащего к коллективу и воинского коллектива к военнослужащему; коллективная оценка поступков и проступков военнослужащих; степень взаимопомощи в коллективе; степень сформированности общественного мнения, традиций, обычаев; занимаемое место военнослужащего в коллективе.

Степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспитательной работы; использование воспитательного потенциала общественных организаций и родителей военнослужащих; взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации; личные контакты с самими военнослужащими и другое.

Степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания: соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения; уважение к личному и коллективному мнению; степень педагогического сотрудничества и сотворчества; доминирующая тональность во взаимоотношениях; гуманизация военно-служебных взаимоотношений и другое.

Степень воспитательного аспекта в организации различных видов воинской деятельности военнослужащих, обеспечивающих развитие активности и творчества субъектов воспитания; создание условий для формирования приоритетов и мотивов сознательной воинской деятельности; степень вовлечения всех военнослужащих в совместную, коллективную деятельность; осуществление периодической сменяемости видов воинской деятельности; стимулирование инициативы и творчества, и другое.

Степень рационального использования времени, отводимого на воспитание: способность выделить главное в воспитательной работе; умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания; недопущение шаблонов в воспитательной работе; участие командиров (начальников), должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней в воспитательной работе; достижение поставленных воспитательных целей в установленные сроки.

Оценивая вышеназванные критерии можно с достаточной степенью достоверности охарактеризовать эффективность воспитательной работы, при этом необходимо проанализировать и установить:

а) в информационно-воспитательной работе:

являются ли занятия по общественно-государственной подготовке (гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в военно-учебных заведениях) основной формой информационно-воспитательной работы для военнослужащих;

в какой степени удается формировать у обучаемых научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения;

наличие системы взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных и психологических качеств, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, готовности выполнить воинский долг, стремления в совершенстве овладеть военными знаниями и навыками;

качество проведения конкретных мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы, авторитета Вооруженных Сил, объективность информации о примерах мужества и героизма военнослужащих;

организацию проведения воинских ритуалов и мероприятий, посвященным дням воинской славы (победным дням) России, традициям вооруженной защиты Отечества, памятным датам в истории вида Вооруженных Сил, рода войск Вооруженных Сил, военно-учебного заведения;

соответствие тематики текущего информирования информационнымпотребностям военнослужащих;

участие руководящего состава в информировании подчиненных;

наличие в распорядке дня времени для ежедневного просмотра и прослушивания информационных программ российского радио и телевидения;

организацию подписки на периодические печатные издания, регулярность их получения и распространение в воинской части (подразделении), военно-учебном заведении;

отражение в стенной печати, наглядной агитации военной и государственной символики России, боевых традиций, отечественной военной истории, опыта обучения и воспитания военнослужащих.

Состояние информационно-воспитательной работы оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

б) в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины:

эффективность работы должностных лиц воинской части (подразделения), военно-учебного заведения по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, объективность в оценке состояния воинской дисциплины;

деятельность командования по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, недопущению совершения правонарушений в отношении местного населения, профилактике преступлений, связанных с хранением и сбытом наркотических средств, а также употребления наркотиков и спиртных напитков;

наличие практической помощи должностным лицам воинской части (подразделения), военно-учебного заведения в поддержании правопорядка, укреплении воинской дисциплины, проведении анализа состояния воинской дисциплины и правопорядка, вскрытиипричин происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, подготовки выводов и предложений по их профилактике.

Состояние работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины оценивается в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

в) в военно-социальной работе:

является ли военно-социальная работа составной частью воспитательной работы и степень ее соответствия законодательству Российской Федерации, правовым актам Министерства обороны по социальным вопросам;

деятельность командования воинской части (подразделения), военно-учебного заведения по обеспечению прав, гарантий и льгот военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

организацию изучения социальных процессов среди военнослужащих воинской части (подразделения), военно-учебного заведения, выработку предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участие должностных лиц воспитательной работы в их реализации;

проведение работы по разъяснению правовых актов Министерства обороны по социальным вопросам, правовому воспитанию военнослужащих;

своевременность рассмотрения жалоб и предложений;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: