Современный этап военного строительства предъявляет новые требования к кадровому обеспечению воспитательной работы с учетом потребностей войск (сил), практики учебно-методического и научного обеспечения системы воспитания.
Основными направлениями совершенствования кадрового обеспечения воспитательной работы являются:
сохранение высокопрофессионального, подготовленного ядра кадров органов воспитательной работы;
поддержание необходимого уровня укомплектованности воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, в воспитательных структурах;
формирование качественно нового поколения командиров (начальников) как военных воспитателей;
сохранение военно-научного и педагогического потенциала российской военной школы социально-экономических и гуманитарных наук.
В военно-учебных заведениях необходимо предусмотреть, наряду с преподаванием педагогики и психологии, изучение теории и практики воспитательной работы.
Для решения данных задач необходимо построение модели кадрового обеспечения воспитательной работы в целях создания современной системы подготовки высокопрофессиональных должностных лиц для организации воспитательной работы в воинских частях (подразделениях) с учетом современных требований и финансово-экономических возможностей государства.
|
|
Принципами кадрового обеспечения воспитательной работы являются: научный подход к кадровому обеспечению воспитательной работы; системность и последовательность кадрового обеспечения; связь кадрового обеспечения с потребностью воспитательных структур; мобильность кадрового обеспечения воспитательной работы и другие.
Основными направлениями разработки и реализации модели кадрового обеспечения являются:
определение количественных и качественных параметров кадрового заказа на подготовку военнослужащих для органов воспитательной работы;
оптимизация и реорганизация сети и организационно-штатной структуры военно-учебных заведений и военных кафедр и факультетов при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
совершенствование организации, содержания и методического обеспечения образовательного процесса в военно-учебных заведениях по подготовке военнослужащих к воспитательной деятельности;
повышение эффективности послевузовского образования офицеров органов воспитательной работы;
улучшение профессионального отбора и развитие довузовской подготовки;
|
|
совершенствование федерального законодательства в области подготовки военных кадров.
Организация кадрового обеспечения воспитательной работы носит многоуровневый характер и включает:
с предназначением на первую воинскую должность, подлежащую замещению офицерами, в органах воспитательной работы - военную подготовку на военных сборах по программам подготовки офицеров запаса; военную подготовку на военных кафедрах и факультетах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования; сокращенную военную подготовку на курсах младших лейтенантов при военно-учебных заведениях (учебных центрах) по программам ускоренной профессиональной подготовки; среднюю военно-специальную подготовку в военно-учебных заведениях по военным профессиональным образовательным программам (средней военно-специальной подготовки и образовательным программам среднего профессионального образования по родственной (смежной) гражданской специальности); полную военно-специальную подготовку в военно-учебных заведениях по военным образовательным профессиональным программам (полной военно-специальной подготовки и образовательным программам высшего профессионального образования по родственной (смежной) гражданской специальности);
с предназначением, как правило, на воинские должности заместителей командиров полков (бригад) по воспитательной работе, им равные и вышестоящие должности органов воспитательной работы – высшую военную оперативно-тактическую подготовку в военно-учебных заведениях (как правило, в военных академиях, Военном университете) по военным образовательным программам дополнительного профессионального образования на базе имеющейся полной военно-специальной подготовки по соответствующим военно-учетным специальностям;
с предназначением, как правило, на воинские должности руководящего состава органов воспитательной работы – высшую военную оперативно-стратегическую подготовку в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на базе имеющейся высшей военной оперативно-тактической подготовки.
В системе кадрового обеспечения особое внимание целесообразно уделить укомплектованности должностей офицеров-воспитателей первичного звена (рота-батальон), воинских частей (кораблей) соединений постоянной готовности, а также выполняющих боевые, миротворческие и другие специальные задачи.
VI. Оценка эффективности воспитания военнослужащих
Эффективность воспитания следует понимать как достижение планируемого уровня воспитанности военнослужащих в установленные воспитательным процессом сроки. Уровень воспитанности военнослужащих и воинских коллективов определяется на основе объективных критериев (показателей) путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о новых качествах военнослужащих, воинских коллективов, полученных в результате воспитательного воздействия.
При оценке эффективности воспитания военнослужащих Вооруженных Сил учитываются оценка воспитательной работы должностных лиц и оценка морально-психологического состояния военнослужащих.
Основными критериями эффективности воспитательной работы выступают:
Степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса, представление воспитателя о системе и конечных целях воспитания; умение воспитателя ставить конкретные воспитательные задачи, исходя из целей, и добиваться желаемого результата; преемственность задач воспитания; направленность планирования и характер воспитательных мероприятий; умение анализировать и оценивать достижение целей.
|
|
Степень развития личностных качеств воспитателя; наличие и степень развития психолого-педагогической культуры, педагогического мастерства и педагогической этики; степень личной дисциплинированности; наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию.
Степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания, использования воспитательного воздействия занятий по боевой и общественно-государственной подготовке, правильной организации повседневной деятельности воинской части (подразделения).
Степень дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности, знание психофизиологических особенностей личности, знание национальных черт и традиций личного состава, учет условий и результатов воспитания до службы в армии и во время ее, оказание конкретной педагогической помощи, организация взаимопомощи.
Степень развития коллективистских начал в воинских частях (подразделениях): наличие инициативы снизу; подготовленность младших командиров к проведению воспитательной работы с подчиненными; направленность актива, развитость самодеятельных начал у военнослужащих; контроль за выполнением общественных заданий и поручений; и другое.
Степень сплочения воинских коллективов: отношение военнослужащего к коллективу и воинского коллектива к военнослужащему; коллективная оценка поступков и проступков военнослужащих; степень взаимопомощи в коллективе; степень сформированности общественного мнения, традиций, обычаев; занимаемое место военнослужащего в коллективе.
Степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспитательной работы; использование воспитательного потенциала общественных организаций и родителей военнослужащих; взаимодействие с военными и региональными средствами массовой информации; личные контакты с самими военнослужащими и другое.
|
|
Степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания: соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения; уважение к личному и коллективному мнению; степень педагогического сотрудничества и сотворчества; доминирующая тональность во взаимоотношениях; гуманизация военно-служебных взаимоотношений и другое.
Степень воспитательного аспекта в организации различных видов воинской деятельности военнослужащих, обеспечивающих развитие активности и творчества субъектов воспитания; создание условий для формирования приоритетов и мотивов сознательной воинской деятельности; степень вовлечения всех военнослужащих в совместную, коллективную деятельность; осуществление периодической сменяемости видов воинской деятельности; стимулирование инициативы и творчества, и другое.
Степень рационального использования времени, отводимого на воспитание: способность выделить главное в воспитательной работе; умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания; недопущение шаблонов в воспитательной работе; участие командиров (начальников), должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней в воспитательной работе; достижение поставленных воспитательных целей в установленные сроки.
Оценивая вышеназванные критерии можно с достаточной степенью достоверности охарактеризовать эффективность воспитательной работы, при этом необходимо проанализировать и установить:
а) в информационно-воспитательной работе:
являются ли занятия по общественно-государственной подготовке (гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в военно-учебных заведениях) основной формой информационно-воспитательной работы для военнослужащих;
в какой степени удается формировать у обучаемых научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения;
наличие системы взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах формирования у военнослужащих высоких духовно-нравственных и психологических качеств, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам, готовности выполнить воинский долг, стремления в совершенстве овладеть военными знаниями и навыками;
качество проведения конкретных мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы, авторитета Вооруженных Сил, объективность информации о примерах мужества и героизма военнослужащих;
организацию проведения воинских ритуалов и мероприятий, посвященным дням воинской славы (победным дням) России, традициям вооруженной защиты Отечества, памятным датам в истории вида Вооруженных Сил, рода войск Вооруженных Сил, военно-учебного заведения;
соответствие тематики текущего информирования информационнымпотребностям военнослужащих;
участие руководящего состава в информировании подчиненных;
наличие в распорядке дня времени для ежедневного просмотра и прослушивания информационных программ российского радио и телевидения;
организацию подписки на периодические печатные издания, регулярность их получения и распространение в воинской части (подразделении), военно-учебном заведении;
отражение в стенной печати, наглядной агитации военной и государственной символики России, боевых традиций, отечественной военной истории, опыта обучения и воспитания военнослужащих.
Состояние информационно-воспитательной работы оценивается «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
б) в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины:
эффективность работы должностных лиц воинской части (подразделения), военно-учебного заведения по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, объективность в оценке состояния воинской дисциплины;
деятельность командования по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, недопущению совершения правонарушений в отношении местного населения, профилактике преступлений, связанных с хранением и сбытом наркотических средств, а также употребления наркотиков и спиртных напитков;
наличие практической помощи должностным лицам воинской части (подразделения), военно-учебного заведения в поддержании правопорядка, укреплении воинской дисциплины, проведении анализа состояния воинской дисциплины и правопорядка, вскрытиипричин происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, подготовки выводов и предложений по их профилактике.
Состояние работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины оценивается в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
в) в военно-социальной работе:
является ли военно-социальная работа составной частью воспитательной работы и степень ее соответствия законодательству Российской Федерации, правовым актам Министерства обороны по социальным вопросам;
деятельность командования воинской части (подразделения), военно-учебного заведения по обеспечению прав, гарантий и льгот военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
организацию изучения социальных процессов среди военнослужащих воинской части (подразделения), военно-учебного заведения, выработку предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участие должностных лиц воспитательной работы в их реализации;
проведение работы по разъяснению правовых актов Министерства обороны по социальным вопросам, правовому воспитанию военнослужащих;
своевременность рассмотрения жалоб и предложений;