(коммуникация)
Понимание различных форм словоизменения (показать на картинках)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
кот - коты | медведь – медведи | пень - пни | |||
машина - машины | кукла – куклы | ворона – вороны | |||
окно - окна | дерево – деревья | перо – перья | |||
лист - листья | стул - стулья | гнездо – гнёзда |
Дифференциация предложно-падежных конструкций (показать по картинкам)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Кошка в домике | Бабочка на цветке | Собака спит под крыльцом | |||
Кошка на крыше | Ёлочка перед домом | Собака вылезает из-под крыльца | |||
Бабочка над цветком | Кошка за домом | Кошка прячется за домом | |||
Мышка под грибком | Бабочка около цветка | Кошка выходит из-за дома |
Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать по картинкам)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Дом – домик | Стол – столик | Мяч – мячик | |||
Ложка – ложечка | Кровать – кроватка | Ваза – вазочка | |||
Ведро - ведёрочко | Окно - окошечко | Одеяло - одеяльце |
Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по картинкам)
|
|
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Мальчик выходит из дома | Птичка вылетает из клетки | Машина выезжает из гаража | |||
Мальчик переходит улицу | Птичка подлетает к клетке | Машина отъезжает от гаража | |||
Мальчик подходит к дому |
| Птичка залетает в клетку |
| Машина объезжает гараж | |
Машина въезжает в тоннель |
Понимание предложений (показать по картинкам)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Девочка поздравляет мальчика | Мальчик убегает от щенка. | Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. |
| ||
Мальчик поздравляет девочку | Щенок убегает от мальчика. | ||||
Что в руках у девочки? |
| Что щенок хочет отнять у мальчика? |
| Бабочка сидит на цветке, который ещё не распустился. |
|
Что в руках у мальчика? |
СОСТОЯНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
(коммуникация)
Состояние активного словаря
Номинативный словарь (назвать существительные по темам)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
«Игрушки» | «Мебель» | «Ягоды» | |||
«Посуда» | «Транспорт» | «Дикие животные» | |||
«Одежда» | «Фрукты» | «Домашние животные» | |||
«Обувь» | «Овощи» | «Птицы» |
Назвать одним словом (обобщающие понятия)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Мяч, кукла, машинка | Стул, стол, шкаф | Клубника, смородина, черника | |||
Чашка, тарелка, ложка | Огурец, помидор, морковь | Волк, заяц, лиса | |||
Рубашка, платье, шорты | Яблоко, банан, апельсин | Кошка, собака, свинья | |||
Тапки, туфли, ботинки | Автобус, самолёт, теплоход | Аист, кукушка, ласточка |
Назвать части тела и части предметов (по картинкам)
|
|
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
ноги | нос | локоть | |||
руки | рот | ладонь | |||
голова | шея | затылок | |||
глаза | живот | грудь | |||
уши | рукав | висок | |||
Спинка стула | воротник | манжета | |||
Ножка стула | пуговица | Петля для пуговицы | |||
Кузов машины | Кабина машины | фары | |||
Колесо машины | руль | мотор |
Предикативный словарь (ответить на вопросы по картинкам)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
То делает мальчик? | Как передвигаются птицы? | Ворона каркает. А как подаёт свой голос кукушка? | |||
Что делает девочка? | Как передвигаются рыбы? | Как подаёт голос волк? | |||
Что делают дети? | Как передвигается змея? | А как подаёт голо лошадь? | |||
Что делает птица? | Как передвигается лягушка? | А как подаёт голос овца? | |||
Что делают рыбки? | Как передвигается человек? | Врач лечит. А что делает учитель? | |||
Что делают машины? | Кошка мяукает. А собака что делает? | Что делает продавец? | |||
А как подаёт голос корова? | Что делает маляр? | ||||
А как подаёт голос петух? | Что делает швея? |
Атрибутивный словарь (назвать предъявленные цвета)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Красный | Красный | Красный | |||
Синий | Оранжевый | Оранжевый | |||
Зелёный | Жёлтый | Жёлтый | |||
Жёлтый | Зелёный | Зелёный | |||
Белый | Голубой | Голубой | |||
Чёрный | Синий | Синий | |||
Белый | Фиолетовый | ||||
Чёрный | Розовый | ||||
Белый | |||||
Чёрный | |||||
Серый | |||||
Коричневый |
Назвать форму (ответить на вопрос с опорой на картинки)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Мяч какой? | Солнце какое? | Руль какой? | |||
Плато какой? | Печенье какое? | Окно какое? | |||
Косынка какая? | Флажок какой? | ||||
Огурец какой? | Слива какая? | ||||
Одеяло какое? |
Подбор антонимов 6 лет
Друг | |
Добро | |
Горе | |
Горячий | |
Лёгкий | |
Длинный | |
Давать | |
Поднимать | |
Продавать |
Состояние словоизменения
Употребление существительных в и.п. единственного и множественного числа
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Стол – столы | Кот – коты | Глаз – глаза | |||
Рот - | Лев - | Лист - | |||
Кукла - | Река - | Стул - | |||
Рука - | Ухо - | Лень - | |||
Окно - | Кольцо - | Воробей - |
Употребление имён существительных
4 года в косвенных падежах | 5 лет Образование сущ. мн. ч. в Р.п. (много чего? по картинкам) | 6 лет Образование сущ. мн. ч. в Р.п. (много чего? по картинкам) | |||
Что есть у мальчика? | Шаров | Карандашей | |||
Чего нет у мальчика? | Ключей | Листьев | |||
Кому мальчик даёт мяч? | Берёз | Книг | |||
Что ты видишь на картинке? | Ложек | Вилок | |||
Чем рисует девочка? | Окон | Вёдер |
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Красный мяч | Оранжевый апельсин | Фиолетовый колокольчик | |||
Синий шар | Голубая бабочка | Серая ворона | |||
Жёлтое ведро | Белое блюдце | Розовое платье |
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам)
4 года
| 5 лет | 6 лет | |||||
Где стоит ваза? | Где сидит снегирь? | Где спит собака? | |||||
Где лежат фрукты? | Где стоит коза? | Откуда вылезает собака? | |||||
Где спряталась мышка? | Где растёт елка? | Где прячется кошка? |
Употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Два кота | Два мяча | Два пня | |||
Пять котов | Пять мечей | Пять пней | |||
Две машины | Два окна | Два ведра | |||
Пять машин | Пять окон | Пять вёдер |