Цель. Развитие умения соотносить предмет и его части, правильно ставить вопросы к словам.
Оборудование. Рисунки машины, птицы, дерева; карточки со словами: кузов, кабина, мотор, колеса, фары, руль, сиденье; клюв, туловище, ноги, крылья, голова, шея, перья, хвост; ствол, корни, ветки, листья, плоды, сучья.
Ход игры. Учитель прикрепляет к доске рисунки машины, птицы, дерева и просит учеников собрать части одного из предметов. Представитель каждого ряда выходит к доске, находит нужное слово (они даны не по порядку) и ставит к нему вопрос, например: «Что это? — Корни. Что это? — Ствол». После этого прикрепляет карточку под соответствующим рисунком. Выигрывает ряд, не допустивший ошибок.
Комментарий для учителя. В конце игры, когда все части предмета названы, ученики отвечают на вопрос, какие слова обозначают название одного предмета, какие слова обозначают название нескольких одинаковых предметов.
Угадай, что не нарисовал художник.
Цель. Развитие умения соотносить предмет и его части, правильно ставить вопросы к словам.
Оборудование. Предметные картинки, на которых отсутствуют отдельные части предметов: лиса без хвоста, дом без окна, лошадь без ушей, портфель без ручки и т. д.
Ход игры. Учитель поочередно демонстрирует картинки, учащиеся называют недостающие части предметов и ставят вопросы к словам, их обозначающим, Фишкой поощряется наиболее полное и правильное высказывание. Выигрывает тот, кто получил больше фишек.
Комментарий для учителя. Для усложнения игры можно допустить отсутствие логически обусловленных деталей в ситуационной картинке: мужчина колет дрова без топора, мужчины пилят бревно без пилы, дети бросают и ловят мяч без мяча и т. д.
Из отдельных частей собери предмет скорей.
Цель. Развитие умения соотносить предмет и его части, правильно ставить вопросы к словам.
Ход игры. Водящий выходит из класса. Учащиеся договариваются, какой предмет будут загадывать. Вошедшему называют части предмета до тех пор, пока предмет не отгадан. Затем восстанавливаются по памяти все слова, которые были сказаны, определяется вопрос, на который они отвечают.
Отгадавший называет следующего водящего.
Третий лишний.
Цель. Группировка предметов по их основным свойствам.
Оборудование. Карточки с изображением трех предметов, два из которых принадлежат к одной родовой группе, третий предмет лишний.
Ход игры. Карточки лежат на столе учителя картинками вниз. Представитель каждого ряда берет карточку, показывает ее