Начнем с этимологии слова- эстетика от греч. «эстетикос» (чувствующий, чувственный). И соответствующую науку можно было бы определить как науку о чувствах, о чувствовании. Но это был бы всего лишь один из разделов другой науки - психологии (такие разделы в психологии сегодня, кстати и существуют, как варианты психологии эмоций, психологии восприятия). Но, как известно, в понятие «эстетика» мы сегодня вкладываем иной смысл: учение о прекрасном. Поэтому Гегель отмечает: «Название неудачно, (имея в виду последний смысл), но... прижилось». Кстати, предлагалось и иное название: «каллистика - наука о красоте» (греч. каллос -красота), но оно не утвердилось.
Основателем «эстетики» как особой философской дисциплины (как теории прекрасного) признается Александр Баумгартен, немецкий философ 18 века. При этом он увязывает изначальную трактовку греч. слова «эстетикос - чувственный» с восприятием органов чувств особого рода, с восприятием некоего совершенства воспринимаемого объекта, что вызывает у воспринимающего чувство наслаждения - наслаждение прекрасным. Итак, подчеркнем два момента в этом определении: признание некоего совершенства воспринимаемого объекта и наличие чувства наслаждения у воспринимающего субъекта.
Сегодня в различных словарях и справочниках термин «эстетика» чаще всего связывается с отображением двух сфер явлений:
- сферы эстетического с позииий восприятия произведения искусства {или явления природы, его совершенства) зрителем (слушателем), его соответствующего впечатления (impression), порождающего чувство наслаждения и соответствующее проявление ценностного отношения человека к миру;
- сферы эстетического с позиций выражения (expression) художника, с позиции психологии творчества, художественной деятельности человека, создающего произведения искусства (хотя, безусловно эта деятельность отображает восприятие самим художником окружающего мира и
Вообще в истории человечества взгляд на эстетику, ее сущность, задачи, предназначение - неоднократно менялись. К примеру, она служила и созданию для человека целостной картины мира и изучению философских проблем природы красоты и искусства, сливалась с этикой и служила средством воспитания (примеры древней Греции). О последнем предназначении, кстати, много писал Платон. В средние века, в частности, она служила (да и сегодня служит) теологии, помогала нацеливать человека на служение Богу (это доказывает красота ритуалов богослужения во многих религиях, -например у христиан). В период Возрождения помогала исследовать соотношение красоты в природе и в художественной деятельности человека. В дальнейшем - устанавливала каноны творчества и была теорией прекрасного. В настоящее время эстетику можно определить как философское учение:
· о природе красоты и ее многообразных проявлениях в действительности: мире естественных явлений и явлений второй природы, в том числе и в искусстве;
· учение о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека и прежде всего в искусстве;
· учение о сущности, законах бытия, функционирования, развития, предназначении самого искусства, основах эстетического творчества и восприятии его произведений.
Обратим особое внимание на два момента, по которым идет спор между философами и искусствоведами:— либо следует рассматривать связь эстетики с действительностью вообще, окружающим его миром вообще, — либо говорить о причастности эстетики только лишь сфере явлений искусства, как продукта творчества человека. Соответственно в истории эстетики по поводу соотношения эстетики и искусства сложились две противоположные точки зрения. Одни трактуют эстетику в самом широком смысле как науку, предписывающую художнику общие правила, выведенные из философии, политики и самой жизни (Н.Буало,18 в). Другие считают, что эстетика должна регистрировать и осмысливать только лишь факты самого искусства.
В целом следует подчеркнуть, что эстетка граничит с различными разделами философии и науки: с онтологией и С гносеологией, с этикой и культурологией, с психологией и герменевтикой, искусствоведением и т.д
Именно благодаря теоретическим разработкам мыслителей предыдущих эпох была создана единая основа для связывания в системное целое всех областей эстетики, которая сохраняет свой, только ей присущий подход, связанный с выявлением значимости для человека, для общества эстетических аспектов реальности и ее освоения.
Предметом эстетики является весь мир, который рассматривается с точки зрения значимости, ценности этого явления для человечества.
В ходе вычленения предмета эстетики, формирования ее проблемного поля неоднократно предлагалось выделить в эстетике несколько самостоятельных научных дисциплин:
■теориюэстетических ценностей;
■теориюэстетическоговосприятия;
■общуютеориюискусства.
Однако опыт показал, что эстетические ценности реального мира и художественное его освоение связаны столь тесно, что разорвать их изучение практически невозможно. В связи с этим теоретики эстетики нередко впадали в другую крайность, отождествляя художественную деятельность и эстетическую активность человека, хотя на самом деле взаимоотношение между ними в реальной действительности оказывается достаточно сложным.
Следовательно, оба эти раздела эстетики, будучи органически взаимосвязанными, обладают относительной самостоятельностью.
В первом из них — в сфере эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру — рассматриваются следующие проблемы:
■природаисвоеобразиеэстетическоговсистемеценностныхотношений;
■закономерностидифференциацииэстетическихценностей, выступающихвомножествеконкретныхмодификаций (прекрасноеибезобразное, возвышенноеинизменное, трагическоеикомическое и т. п.);
■диалектическаясвязьэстетическойценностииэстетическойоценки, эстетическоговосприятияиэстетическиориентированнойпрактики;
■значениеэстетическойактивностичеловекавсоциальнойииндивидуальнойжизни, вразныхсферахкультуры;
■взаимосвязьэстетическогоихудожественноговразныхсферахихпроявления—впрактическойдеятельностиивсозерцании, ввоспитаниииобразованиилюдей.
Второй раздел эстетики — сфера художественной деятельности людей — включает следующие вопросы:
■возникновениехудожественнойдеятельностивфилогенезеионтогенезе;
■структурноеифункциональноесвоеобразиеэстетикиврядудругихформчеловеческойдеятельности, ееместавкультуре;
■связипроцессахудожественноготворчества, структурывоплощающих его произведений искусства и характера их восприятия человеком;
■законы, порождающиеразнообразиеконкретныхформхудожественнойдеятельности (видов, родов, жанровискусства) иееисторическихмодификаций (направлений, стилей, методов);
■особенности современного этапа художественного развития общества и исторических перспектив развития искусства.
В то же время эстетика никогда не ограничивалась одним только изучением закономерностей эстетического и художественного освоения человеком мира, но так или иначе направляла это освоение, вырабатывая определенные критерии эстетической оценки и программы художественной деятельности. В разные исторические периоды этот момент нормативности имел то больший, то меньший удельный вес в эстетике (например, можно сравнить нормативную этику классицизма и антинормативную этику романтизма), но всегда научно-познавательные функции эстетики тесно переплетаются с ее ценностно-ориентирующими функциями.
Эстетика — наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их происхождении, восприятии, оценке и усвоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека и, прежде всего, — в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают наивысшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты. Природа эстетического и его разнообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерность искусства — таковы основные вопросы этой науки.
Эстетика предлагает общие определения прекрасного и исследует формы его выявления в природе и в искусстве, выдвигает некоторые критерии прекрасного. Эстетика входит в труд, художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она формирует в человеке творческие задатки и способность воспринимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство. В истории эстетической мысли сложились две крайних позиции по поводу взаимоотношения эстетики и искусства:
1) абсолютизация нормативности, когда эстетику трактовали как науку, которая настойчиво рекомендует художнику каноны, правила, выведенные из философии и политики;
2) эмпиризм, когда считается, что эстетика должна следовать за фактами искусства и лишь констатировать их.
С учетом этих крайних, противоречивых точек зрения, особенности эстетики на современном этапе видятся в том, что, раскрывая закономерности и исторически изменчивые особенности искусства, эстетика приобретает определенную нормативность.
Действительно, эстетика нормативна, поскольку она обобщает законы самого искусства; ее выводы имеют силу объективных законов, нарушение которых ведет к отчуждению от природы и задач искусства. Однако законы искусства тоже не абсолютны, а относительны, они носят исторический характер. Великий художник, хотя и не может изменить законы, раздвигает установившиеся рамки творчества, вносит в них коррективы, продиктованные новой действительностью, новым опытом. При этом новаторство всегда опирается на традиции. Следовательно, эстетика обобщает опыт искусства, теоретически обосновывает и поддерживает все действительно новое в нем.
Таким образом, эстетика как наука — это система законов, категорий, общих понятий, отражающих в рамках определенной общественной практики существенные эстетические свойства реальности и процесса ее освоения по законам красоты, особенности социального бытия и функционирования искусства, восприятия и понимания продуктов художественной деятельности.