Современники о парижской мирной конференции 1919 года

Тамбовский государственный университет

Им. Г.Р. Державина

Международные отношения
от первой до второй мировой войны
(1918 - 1939 гг.)

 

 



Сборник документов и материалов к семинарским занятиям

Тамбов, 1998

ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА
ПОСЛЕВОЕННОГО МИРОУСТРОЙСТВА И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ


ИЗ РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА ВУДРО ВИЛЬСОНА В КОНГРЕССЕ США

Января 1918 г.

Мы вступили в эту войну, потому что случившиеся попрания права чувствительно задели нас и сделали невозможной жизнь нашего собственного народа до тех пор, пока право не будет восстановлено и не будет гарантий того, что эти нарушения никогда не повторятся. Поэтому мы требуем в этой войне.., чтобы мир стал безопасным и пригодным для жизни...

Программа всеобщего мира является поэтому нашей собственной программой, и эта программа, являющаяся как мы видим, единственно возможной, сводится к следующему:

1. Открытый договор о мире, достигнутый путем открытого обсуждения мирных условий, после которого никакие частные международные соглашения не будут допускаться, и дипломатия должна будет всегда действовать открыто и на глазах общественного мнения.

2. Безусловная свобода плавания на морях за пределами территориальных вод, как в мирное, так и в военное время, за исключением тех случаев, когда моря могут быть закрыты в целом или в своих отдельных частях путем международных выступлений в исполнение международных договоров.

3. Устранение, поскольку это представляется возможным, всех экономических барьеров и установление равенства в условиях торговли между всеми нациями, согласившимися заключить мир и объединившиеся для его поддержания.

4. Должны быть даны и приняты соответствующие гарантии в том, что национальные вооруженные силы будут уменьшены до пределов, необходимых для поддержания внутренней безопасности.

5. Свободное, откровенное и безусловно беспристрастное рассмотрение всех колониальных притязаний, основанное на строгом соблюдении того принципа, что при разрешении всех таких вопросов о суверенитете, интересы народов, которых это касается, должны соблюдаться наравне со справедливыми требованиями того правительства, права которого должны быть определены.

6. Освобождение всей русской территории и такое разрешение всех вопросов, затрагивающих Россию, которое гарантирует ей самое лучшее и свободное содействие со стороны других наций в деле получения полной беспрепятственной возможности принять независимое решение относительно ее собственного политического развития и национальной политики и которое обеспечит ей радушный прием в сообществе свободных наций при том образе правления, который она сама для себя изберет, а также всяческую поддержку, в которой она может нуждаться и которую она сама может пожелать...

7. Бельгия, с чем согласится весь мир, должна быть эвакуирована и восстановлена без какой-либо попытки ограничить ее суверенитет, которым она пользуется наравне со всеми другими свободными государствами. Никакой другой акт не может более, чем этот, послужить восстановлению между народами доверия к тем законам, которые сами они установили и определили для регулирования отношений между собою. Без этого целительного акта вся структура и действенность международного права будет навсегда поражена.

8. Вся французская территория должна быть освобождена и ее захваченные области восстановлены, а зло, причиненное Франции Пруссией в 1871 г. в отношении Эльзас-Лотарингии, которое привело всеобщий мир в неустойчивое состояние почти на пятьдесят лет, должно быть исправлено для того, чтобы мир снова был обеспечен в интересах всех.

9. Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимых национальных признаков.

10. Народом Австро-Венгрии, место которых среди наций мы желаем видеть обеспеченным и прочным, надлежит предоставить полную возможность свободного автономного развития.

11. Румыния, Сербия и Черногория должны быть эвакуированы, оккупированные территории должны быть восстановлены; Сербии надлежит предоставить свободный и обеспеченный доступ к морю; взаимоотношения между балканскими государствами должны быть определены дружественными соглашениями в соответствии с исторически установленными признаками подданства и национальности. Необходимо также установить международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целостности всех балканских государств.

12. Турецким частям нынешней Оттоманской империи должен быть обеспечен прочный суверенитет, но прочим народностям, которое в настоящее время находятся под турецким владычеством, необходимо обеспечить недвусмысленную безопасность жизни и абсолютно нерушимые условия для автономного развития; Дарданеллы должны быть постоянно открыты для свободного прохода судов и торговли всех наций под международными гарантиями.

13. Должно быть создано независимое польское государство, которое должно включать территории бесспорно польским населением; Польше должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю, а ее политическая и экономическая независимость и территориальная целостность должны быть гарантированы международным договором...

14. Должна быть образована по особому соглашению всеобщая лига наций в целях создания взаимных гарантий политической независимости и территориальной неприкосновенности как великих, так и малых государств.

The Papers of Woodrow Wilson. / Ed. by A.S.Link.
Vol. 1-68. Princeton, 1966-1994. Vol. 45. P. 534-539.
Вильсон В. Речи президента Вильсона. М., 1918. С. 5–7.

ГЕРМАНСКАЯ НОТА США С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НАЧАТЬ
МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ




Октября 1918 г.

Германское правительство просит президента Соединенных Штатов Америки взять в свои руки установление мира, известить об этой просьбе все воюющие государства и пригласить их послать уполномоченных в целях начала переговоров. Оно принимает программу, выставленную президентом Соединенных Штатов Америки в послании к конгрессу от 8 января 1918 года и в его позднейших заявлениях, в частности в речи от 27 сентября, за основу мирных переговоров. Чтобы избежать дальнейшего кровопролития, германское правительство просит о немедленном заключении всеобщего перемирия на суше, на воде и в воздухе.

Международная политика новейшего времени
в договорах, нотах и декларациях. Ч.II. М., 1926, С. 178.

ИЗ МЕМОРАНДУМА ПРАВИТЕЛЬСТВ АНТАНТЫ
ПРЕЗИДЕНТУ США В.ВИЛЬСОНУ



Ноября 1918 г.

Союзные правительства подробно ознакомились с содержанием нот, которыми обменялись президент Соединенных штатов и германское правительство. При условии принятия нижеприведенных замечаний они заявляют о своей готовности заключить мир с германским правительством на основаниях, изложенных в обращении президента к конгрессу от 8 января 1918 г., и на принципах, перечисленных в его последующих декларациях. Они вынуждены, однако, заметить, что пункт 2, относящийся к тому, что принято называть свободы морей, может быть подвергнут различным толкованиям, и некоторые из них таковы, что принять их не представляется возможным. Ввиду этого они оставляют за собой полную свободу действий в этом вопросе, когда представители их прибудут на заседание мирной конференции.

С другой стороны, формулируя мирные условия в своем обращении к конгрессу от 8 января 1918 г., президент заявил, что захваченные территории должны быть не только очищены и освобождены, но и восстановлены. Союзники полагают, что нельзя оставлять ни малейшего сомнения относительно того, что это условие означает. Они понимают под этим, что Германией дана будет компенсация за все убытки, причиненные гражданскому населению союзников и их имуществу в результате нападения Германии на страны союзников на суше, на море, либо в результате воздушных операций.

Тардье А. Мир. М., 1944. С.64

ПЕРЕМИРИЕ МЕЖДУ СОЮЗНИКАМИ И ГЕРМАНИЕЙ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В КОМПЬЕНЕ


Ноября 1918 г.

(Извлечение)

На западном фронте

Статья 1. Прекращение военных действий на суше и в воздухе в течение 6-ти часов после подписания перемирия.

Статья 2. Немедленная эвакуация занятых стран: Бельгии, Франции, Люксембурга, равно как Эльзас-Лотарингии – так, чтобы она была осуществлена в течение 15 дней...

Статья 3. Репатриация всех жителей указанных выше областей, включая заложников.

Статья 4. Уступка германской армией следующего военного материала: 5 тысяч пушек, 25 тысяч пулеметов, 3 тысячи минометов и 1700 аэропланов...

Статья 5. Эвакуация германскими армиями местностей на левом берегу Рейна...
Войска союзников и Соединенных Штатов произведут оккупацию этих местностей гарнизонами, занимающими главные переправы на Рейне (Майнц, Кобленц и Кельн) с предмостными укреплениями этих пунктов в районе 30 километров на правом берегу...

Статья 7. Запрещение порчи средств сообщения и связи и водных путей. Уступка союзникам 5 тысяч паровозов, 150 тысяч вагонов и 5 тысяч грузовиков...

Статья 10. Немедленная репатриация без взаимности... всех военнопленных, принадлежащих к армиям союзников и Соединенных Штатов, включая находящихся под следствием и обвиненных...

 

Положения о восточных границах Германии

Статья 12. Все германские войска, ныне находящиеся на территориях, которые составляли до войны часть Австро-Венгрии, Румынии и Турции, должны немедленно вернуться в пределы Германии.
Все германские войска, которые ныне находятся на территориях, составлявших до войны Россию, должны равным образом вернуться в пределы Германии... как только союзники признают, что для этого настал момент, приняв во внимание внутреннее положение этих территорий.

Морские положения

Статья 22. Сдача союзникам и Соединенным Штатам всех подводных лодок (включая подводные крейсеры и минные транспорты), ныне существующих, с их вооружением и снаряжением, в портах, указанных союзниками и Соединенными Штатами...

Статья 23. Надводные германские военные суда, указанные союзниками и Соединенными Штатами, будут немедленно разоружены...

Срок действия перемирия

Статья 34. Срок перемирия определяется в 36 дней с правом продления. Во время этого срока перемирие может быть, если положения его не будут выполняться, денонсировано одной из Договаривающихся Сторон, которая должна будет предупредить о том за 48 часов...

Международная политика новейшего времени
в договорах, нотах и декларациях. Ч. II. С. 194-197.

ИЗ ПАМЯТНОЙ ЗАПИСКИ И.БОУМЭНА О СОВЕЩАНИИ ПРЕЗИДЕНТА США В.ВИЛЬСОНА С ЭКСПЕРТАМИ АМЕРИКАНСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
НА ПАРИЖСКОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ





Декабря 1918 г.

После нескольких вступительных слов о том, что он рад нас видеть и одобряет идею совещания, на котором он сможет изложить свои взгляды о предстоящей мирной конференции, президент сказал, что на мирной конференции мы окажемся единственным бескорыстным народом и что люди, с которыми нам придется иметь дело, не выражают мнения своих народов...

Президент указал, что это будет первая конференция, решения которой будут зависеть от общественного мнения всего человечества, а не от предварительных постановлений и дипломатических планов собравшихся вместе делегатов. С большой страстностью он подчеркнул, что если конференция не способна будет сообразоваться с общественным мнением всего человечества и выразить не столько мнение своих руководителей, сколько волю народов, то миру предстоит вскоре пережить вновь всеобщее столкновение, а если оно произойдет, то это уже будет не война, а катаклизм...

Что касается Лиги Наций, то она предполагает политическую независимость и территориальную целостность с последующим изменением условий и исправлением границ в тех случаях, когда будет доказано, что была причинена несправедливость или же что изменились обстоятельства. Со временем произвести такие изменения будет легче, потому что страсти утихнут и все вопросы можно будет рассмотреть уже в свете справедливости, а не в свете мирной конференции, собравшейся после затяжной войны. Президент иллюстрировал эту мысль действием доктрины Монро, сказав при этом, что тоже самое, что эта доктрина дала западному миру, Лига Наций сможет дать остальному миру, и подобно тому, как доктрина Монро возникла как раз во-время, чтобы оформить изменившиеся условия, таким же образом возникнет и разовьется и Лига наций. Более того, президент не понимал, как можно, составляя мирный договор, одновременно добиться эластичности и безопасности, иначе чем в рамках Лиги Наций; этому пути можно противопоставить только идею великих держав и равновесия сил, между тем подобные идеи всегда приводили лишь к "агрессии, своекорыстию и войне"; народы смертельно устали от такого пути и хотят, чтобы мирная конференция и державы стали на совершенно новый путь действий...

Предвидя затруднения на конференции в связи с сформулированной им мыслью относительно стремления народов всего мира к новому строю, президент сказал: "Если дело не будет выходить, надо сделать так, чтобы оно вышло", потому что мир имеет перед собой задачу огромнейшего размаха и только очистительный процесс может воссоздать и возродить мир. На мирной конференции нам придется бороться за новый строй "по возможности добром, если потребуется злом"...

В заключение совещания президент сказал, что надеется часто с нами встречаться, и хотя в соответствии с организационными планами конференции мы будем работать под началом других членов делегации, он просит нас в случае необходимости без колебания обращаться к нему по любому мало-мальски важному вопросу. В заключение президент произнес фразу, которая заслуживает бессмертия: "Скажите мне, что справедливо, и я буду за это бороться; дайте мне твердую точку опоры".

Архив полковника Хауза. В 4-х томах. М., 1937-1944. Т.4. С. 219-221.

ИЗ ПРОЕКТА ЯНА Х.СМЭТСА
"ЛИГА НАЦИЙ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ "


Декабря 1918 г.

...Для Лиги недостаточно просто быть чем-то вроде механизма, собираемого в случаях крайней необходимости при появлении признака войны... Как сделать так, чтобы Лига прочно вошла в структуру нашей международной системы?

...Развитие цивилизации всегда шло в направлении создания Лиги Наций... Государства же в своем стремлении к власти пытались выйти за пределы национальных границ. В результате возникают империи состоящие из различных наций...

Попытка создания империй или лиг наций на основе неравенства, зависимости и угнетения более мелких национальных единиц потерпела неудачу, и надо вновь все начинать сначала на новой основе и в самом широком масштабе. Война освободила колоссальные стихийные силы, которые даже больше, чем сама война, несут ответственность за этот перелом. На месте больших империй мы находим карту Европы, испещренную небольшими нациями, зарождающимися государствами, брошенными территориями...

Моя точка зрения заключается в том, что небольшие зарождающиеся неудавшиеся лиги наций были уничтожены не для того, чтобы освободить место национальному индивидуализму или анархии, а для более крупной и лучше организованной Лиги Наций. Европа уничтожена, и преемником ее великого наследия должна стать Лига Наций...

Каковы те основные принципы, которыми должна руководствоваться Лига в своей территориальной политике, как главный наследник и потомок ушедших империй? За последние два года они были суммированы в общую формулу – Никаких аннексий, самоопределение наций.

Устройство Лиги

...Лига будет представлять собой постоянно действующую конференцию правительств входящих в нее государств в целях обеспечения совместной международной деятельности в определенных установленных областях, не посягая на независимость этих государств. Лига будет включать в себя всеобщую конференцию, совет и суды по примирению и арбитражу. Всеобщая конференция, где каждое государство-член будет иметь одинаковое количество голосов, будет периодически созываться с целью обсуждения представленных советом вопросов. Это будут вопросы, касающиеся международного права или урегулирования конфликтов, общих предложений об ограничении вооружения и обеспечения мира на Земле. Другие резолюции, представленные на обсуждение советом до того, как они получат одобрение правительств-членов Лиги...

Совет будет являться исполнительным комитетом Лиги и будет состоять из... полномочных представителей великих держав, а также из поочередно назначаемых представителей других держав и небольших государств, при некотором большинстве великих держав. Меньшинство, составляющее более трети от общего числа голосов может наложить вето на любое действие или резолюцию совета... В функции совета входит:

а) осуществлять функцию исполнительного органа или осуществлять контроль в соответствии [с мандатами] или с международными соглашениями или конвенциями;

б) управление и контроль над любой собственностью международного значения, как, например, международные водные пути, реки, проливы, железные дороги, укрепления, аэродромы и т. д.;

в) разработка и представление на одобрение правительств общих принципов международного права, соглашений об ограничении вооружений и сохранения мира на земле.

Лига и мир во всем мире

...Новая организация мира должна стать не чем-то дополнительным, внешним, навязанным уже существующей структуре. Это должно быть органическим изменением, она вплетается в саму ткань нашей политической организации и вытекает из природы политической жизни...

Пока члены Лиги будут представлять свои разногласия на рассмотрение для получения решения или рекомендации со стороны внешней власти, их обязательство перед Лигой будет выполняться и после этого они будут свободны в своих действиях, вплоть до вступления в войну.

Может показаться, что это слабая позиция, и... все же максимум того, чего можем достичь при современном состоянии международного общественного мнения и практики, – это создание временного промежутка до того, как враждующие стороны обретут свободу для вступления в войну, объявление обязывающего моратория или отсрочки, в течение которой стороны могут договориться не прибегать к крайним мерам, а ждать результатов расследования или рассмотрения их вопросов в суде... Каковы же меры наказания по отношению к той стороне, которая нарушает соглашение о соблюдении моратория? Это основной вопрос в отношении дела сохранения мира на земле. Без эффективной меры, направленной на соблюдение моратория, Лига остается всего лишь благим устремлением, не отмененным, но и не применяющимся законом...

Мирный договор должен предусматривать положение, что если один из членов Лиги нарушит соглашение [решение арбитража или совета не вступать в войну, и не вступать в войну против государства-члена, подчиняющееся решению арбитража или Совета] он тем самым вступает в войну со всеми членами Лиги, которые подвергают его экономическому и финансовому бойкоту... Пока на всех членов Лиги возлагается принятие таких мер, совет может рекомендовать, какие из сил, сухопутные и морские, будут способствовать обеспечению этих мер...

... Если будущий мир на земле надо сохранять, то недостаточно просто создать организацию, деятельность которой будет направлена на урегулирование международных конфликтов после того, как они уже возникли, необходимо разработать такой инструмент управления, который бы боролся с источниками и причинами конфликтов...

...Чтобы придать стабильность прогрессу, преодолеть силу торможения, из-за которой столько социальных сил пропало впустую в прошлом, а особенно в этой войне, потребуются укрепляющая, контролирующая регулирующая сила. Все эти великие задачи способна выполнять только Лига Наций. Отвечая жизненной необходимости и пользуясь такой уникальной исторической возможностью, Лига призвана ознаменовать новую эру в истории человечества и стать гарантией мира для всех народов, великим Интернационалом для пролетариата всех национальностей, а также воплощением и живым выражением морального и духовного единства всей человеческой расы.

Мир /Peace: альтернативы войне от античности
до конца второй мировой войны. М., 1993. С.200-202.


СОВРЕМЕННИКИ О ПАРИЖСКОЙ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 1919 ГОДА

Г.НИКОЛЬСОН, СЕКРЕТАРЬ АНГЛИЙСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
НА ПАРИЖСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

... Мы ехали в Париж не только за тем, чтобы ликвидировать войну, но и основать новый порядок вещей в Европе. Мы готовили не просто мир, а вечный мир. Нас окружал ореол божественной миссии.

... Я не сомневался, что мир будет основан на принципах президента Вильсона... Помимо присущего им морального воздействия, помимо того, что они представляли единственную согласованную основу наших переговоров, помимо всего этого я знал, что президент располагал безграничной материальной силой, чтобы настаивать на своих взглядах.

... Некоторые из причин провала [конференции]... можно назвать психологическими... В ходе конференции мы едва ли осознавали, что начали лгать, и это само по себе указывает на известное ухудшение нашего морального состояния. Мы не понимали того, что делали. Мы не осознавали того, как далеко мы отошли от нашей первоначальной основы. Мы измучились и устали. Мы продолжали бормотать наши прежние формулы, предполагая, что они все еще имеют какое-то отношение к нашим поступкам. В немногих случаях мы говорили себе: "Это несправедливо". Часто мы убеждали себя: "Лучше плохой договор сегодня, чем хороший договор на четыре месяца позже". В пылу противоречий, подгоняемые временем, мы потеряли наши путеводные звезды. В антрактах конференции, когда оседала пыль и останавливался механизм, мы замечали с сожалением, что эти звезды бледнея исчезали на небосклоне. "Нужно кончать", – слышали мы их голос, и мы возвращались к нашим многошумным и мало ясным компромиссам...

[Противоречия]... между новой и старой дипломатией,... между Европой и Америкой... были определяющими на протяжении всей конференции,... они были и реальными и нереальными одновременно,... нереальная попытка согласовать противоположности была существенным недостатком конференции и основой ее конечного лицемерия...

С одной стороны, был на лицо вильсонизм – доктрина, которую было очень легко провозгласить, но очень трудно применить...

С другой стороны была на лицо Европа, продукт совершенно иной цивилизации, наследница неизменных традиций, обладательница более длительного и более практического опыта... Если бы вильсонизм действительно мог быть применен полностью и повсеместно, и если бы Европа действительно могла положиться на силы Америки для его проведения, тогда... государственные деятели Европы могли бы отказаться от своей старой системы безопасности в пользу той более широкой безопасности, которую обещали теории Вильсона. Но были ли они уверены, что Америка будет настолько альтруистичной, настолько донкихотской, чтобы обеспечить вильсонизм Европе? Были ли они уверены даже в том, что сами европейские державы, когда дойдет до дела, будут применять вильсонизм? Все приветствовали 14 пунктов как прекрасное средство для извлечения соринок из чужих глаз. Но станет ли какая-либо из победивших держав пользоваться им для извлечения бревна из собственных очей? [При этом европейские народы] заметили, что Соединенные Штаты в течение своей короткой, но изобилующей захватами историей постоянно ратовали за самую высокую добродетель и в то же время постоянно нарушали свой символ веры, проявляя самый грубый материализм. Они заметили, что американцы любят чувствовать по Джефферсону, а действовать по Гамильтону.

Никольсон Г. Как делался мир в 1919 г. М., 1945. С. 45, 53, 51-52, 154-159.

Дж.КЕЙНС, АНГЛИЙСКИЙ ЭКОНОМИСТ, ЧЛЕН ДЕЛЕГАЦИИ
ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА КОНФЕРЕНЦИИ

Два противоположных плана будущего устройства мировых отношений боролись между собою - четырнадцать пунктов Вильсона и Карфагенский мир Клемансо...

[Клемансо] видел перед собою только Францию; о человечестве, включая сюда и французов, о своих коллегах он не думал вовсе. Принципы на которых он считал необходимым построить мирный договор, можно выразить очень просто. Прежде всего Клемансо имел определенное и ярко выраженное представление о германском национальном характере; в его глазах германец не понимает, и не способен понять ничего кроме устрашения... Поэтому никогда не следует договариваться с германцем или стараться привлечь его к себе снисходительностью; германцу необходимо приказывать... Правда, благоразумие требовало проявить видимость сочувствия "идеалам" американских фантазеров и лицемерных англичан; но было бы глупостью действительно верить, будто в мире, каков он есть на самом деле, может быть место таким выдумкам, как Лига Наций, будто принцип самоопределения национальностей представляет что-либо иное, кроме ловкой формулы для переустройства равновесия сил в своем собственном интересе... [Клемансо] был уверен, что война между европейскими нациями является нормальным, или, по крайней мере, повторяющимся состоянием в будущем, и что борьба между... великими державами... вызовет еще новую борьбу... [Поэтому] мир, являющейся выражением великодушия и честного, беспристрастного отношения ко всем, основанный на "идеологии" четырнадцати пунктов президента, мог бы только сократить промежуток времени, в который Германия успеет оправиться от поражения и ускорить день, когда она снова обрушится на Францию...

... На какой головокружительной высоте стоял президент [Вильсон] в чувствах и надеждах всего мира, когда он направлялся к нам на борту "Георга Вашингтона"! Какой великий человек явился в Европу в те первые дни нашей победы!... Когда президент Вильсон покидал Вашингтон, он пользовался таким престижем и таким нравственным влиянием во всем мире, каким не пользовался ни один человек в прошлом. Его смелые и умно рассчитанные слова донесли до народов Европы, заглушая голоса их собственных политиков. Неприятельские народы вверили ему выполнение контракта, который он заключил с ними, а союзные народы видели в нем не просто победителя, но почти пророка. Кроме этих моральных влияний в его руках находились так же реальные силы.

... [Но] президент не был ни героем, ни пророком,... он был просто человеком с великодушными намерениями, но и со многими слабостями, свойственными всем людям... Его способ мыслить и темперамент носили по преимуществу теологический, а не интеллектуальный характер... Когда дело дошло до практического выполнения [программы Вильсона], его идеи оказались туманными и отрывочными... Он сумел бы сочинить проповедь на тему любого из этих велений или вознести к всевышнему торжественную молитву за их выполнение, но он не сумел начертать плана их конкретного применения к нынешнему состоянию Европы... Предупредительностью и видимостью уступок не трудно выбить почву из-под ног президента, он упускал момент, чтобы упереться, а когда он начинал понимать, где он очутился, было уже поздно настаивать на своем... Четырнадцать пунктов, вполне сохраняя букву, превратились в документ, обреченный на истолкование с помощью примечаний... Началось плетение той хитрой сети софистики и иезуитских толкований, которая, в конце концов, покрыла лицемерием и обманом букву и сущность всего договора.

Кейнс Дж. Экономические последствия
Версальского мирного договора. М., 1923. С. 25, 14-22.

Ч.СЕЙМУР, ПРОФЕССОР ЙЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА,
ЭКСПЕРТ ДЕЛЕГАЦИИ США НА КОНФЕРЕНЦИИ

Различные историки... изображали мирную конференцию как место прямого столкновения между двумя концепциями, одну из которых олицетворял Клемансо, а другую – Вильсон, как столкновение между злом старой европейской дипломатической системы и добродетелью идеализма нового мира. Такое изображение привлекательно для тех, кто не хочет попытаться понять сложность исторической правды. В действительности мирная конференция отнюдь не была столь проста. Она явилась не столько дуэлью, сколько всеобщей свалкой, в которой представители каждого государства боролись за утверждение своих особых методов достижения мира. Цель у всех была одна и та же - избежать повторения четырехлетнего всеобщего опустошения; методы же, естественно, были разные, так как перед каждым из них стояли разные проблемы.

Каждая страна неизбежно предлагала решение, окрашенное ее собственными интересами. В известном смысле это в такой же мере относилось к Соединенным Штатам, как и к Франции, Италии и Великобритании. Мы очень мало теряли, заявляя, что не возьмем себе никакой территории (в которой мы не нуждались) и никаких репараций (которых мы не могли бы взыскать). Наши интересы целиком заключались в обеспечении режима всемирного спокойствия; наше географическое положение позволяло нам с полной безопасностью выступать за разоружение и арбитраж. Идеализм Вильсона вполне отвечал здравой реалистической политике.

Между тем американские методы не столь совершенно подходили для решения специфических проблем европейских государств, над которыми довлели географические и исторические факторы. В соответствии с американской программой сами мы не отказывались ни от чего такого, что представляло бы ценность, между тем от европейских государств мы не требовали отказа от многого такого, что казалось им самой сущностью их безопасности. Мы могли утверждать, что войну вернее всего можно предотвратить с помощью разоружения и политики примирения. Французы же отвечали, что англичане и американцы потому могут позволить себе подобное рассуждение, что они защищены Ла-Маншем и Атлантическим океаном, в то время как Франция слишком часто подвергалась вторжению, чтобы не настаивать на более основательных гарантиях, чем письменные обещания. Мы могли утверждать, что лучше было бы списать германские репарации как безнадежный долг, а европейцы отвечали: "Неужели мы, подвергшиеся нападению, должны заплатить за все и позволить агрессору уйти без малейшей царапины? Не бывать этому, пока мы не использовали последней возможности, чтобы заставить его платить".

Если даже сами лидеры стран Антанты соглашались с разумностью американских предложений, то принять их мешала сила общественного мнения. Клемансо заклеймили как предателя, потому что он отказался расчленить Германию; если бы он уступил в вопросе об оккупации Рейнской области, его вышвырнули бы из правительства и заменили бы более упрямым премьером. Ллойд Джордж признавал, что оценка широкими кругами степени германской платежеспособности абсурдна, но он отнюдь не желал выступать с подобными заявлениями перед избирателями. Орландо охотно принял бы компромиссное решение по адриатическому вопросу; но этой возможности его лишали политические силы, действовавшие в Италии. Премьер-министры далеко не обладали полнотой верховной власти. Разбудив во время войны народные страсти, а это являлось изведанным средством воюющих сторон, – они породили Франкенштейнское чудовище, перед которым они теперь сами были беспомощны. Они могли идти на компромисс, если они были достаточно искусны, но уступать им не позволили бы.

Архив полковника Хауза. Т. 4. С. 296-297.

* * *






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: