Англо-германское морское соглашение

(ИЗ НОТЫ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ С.ХОРА
НА ИМЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНИИ И.РИББЕНТРОПА)


Июня 1935 г.

В течение последних дней представители германского правительства и правительства его величества в Соединенном Королевстве вели переговоры, главной целью которых была подготовка почвы для всеобщей конференции по ограничению морских вооружений. Я могу теперь с радостью сообщить вашему правительству о формальном согласии правительства его величества в Соединенном Королевстве с обсуждавшимися во время этих переговоров предложениями германского правительства о том, чтобы будущая мощь германского флота по отношению к совокупной морской мощи членов Британского коммонуэлса выражалась бы пропорцией 35:100.

Однако в вопросе о подводных лодках Германия, хотя и не превышая пропорции 35:100 в отношении всего тоннажа, будет иметь право обладать подводным тоннажем, равным совокупности подводного тоннажа членов Британского коммонуэлса. Германское правительство все же обязуется, что кроме исключительных обстоятельств, указанных в непосредственно следующей ниже фразе, германский подводный тоннаж не будет превышать 45% совокупного подводного тоннажа членов Британского коммонуэлса. Германское правительство в случае наступления обстоятельств, делающих, по его мнению, необходимым для Германии воспользоваться своим правом иметь процент подводного тоннажа, превышающий вышеуказанные 45%, сохраняет право уведомить об этом правительство е. в. в Соединенном Королевстве и соглашается на дружественное обсуждение этого вопроса до того, как Германское правительство осуществит данное право.

Schulthes europaischer Geschichtskalender. Bd. 76. Мunсhеn, 1936.
S. 266-268. Хрестоматия по новейшей истории. Т. 1. С. 241.


ОККУПАЦИЯ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ РЕЙНСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕМОРАНДУМ ГЕРМАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА,
ВРУЧЕННЫЙ 7 МАРТА 1936 ГОДА
ПРАВИТЕЛЬСТВАМ ФРАНЦИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ИТАЛИИ И БЕЛЬГИИ

(Извлечение)

Правительство империи в ходе переговоров последних лет всегда подчеркивало, что оно желает соблюдать и выполнять все обязательства, проистекающие из Рейнского пакта, поскольку другие Договаривающиеся Стороны готовы со своей стороны соблюдать этот пакт. Это естественное условие может считаться нарушенным Францией. Франция ответила на дружественные предложения и на великолепные заверения, повторяемые Германией, нарушением рейнского пакта в виде заключения военного пакта с Советским Союзом, направленного исключительно против Германии. Локарнский пакт потерял внутренний смысл и практически перестал существовать. Поэтому со своей стороны Германия не считает себя более связанной этим переставшим существовать пактом. Германское правительство ныне вынуждено считаться с новой ситуацией, созданной этим фактом, ситуацией, которая осложняется тем, что франко-советский пакт дополняется в точности параллельным союзным договором между Чехословакией и Советской Россией. В интересах естественного права нации защищать свои границы и сохранять свои средства обороны германское правительство поэтому вновь установило, начиная с сегодняшнего дня, свой полный и неограниченный суверенитет в демилитаризованной рейнской зоне.

ОБРАЩЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
К ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ ЛИГИ НАЦИй




Марта 1936 г.

(Извлечение)

Нарушением зоны, демилитаризованной статьей первой договора, заключенного в Локарно, участниками которого являются Германия, Бельгия, Франция, Британская империя и Италия, Германия определенно подтвердила свое желание денонсировать постановления статей 42 и 43 Версальского договора, которые устанавливали демилитаризацию германских территорий левого берега Рейна и на правом берегу – демилитаризацию зоны, заключенной между этой рекой и линией, проведенной на 50 км восточнее.

Локарнский договор в силу своей статьи 8-й не может прекратить свое действие иначе как посредством решения Совета Лиги Наций, принятого большинством двух третей.

Несмотря на эти формальные постановления, правительство империи посредством извещения, сделанного вчера представителям в Берлине участвующих в Локарнском договоре держав, расторгает этот договор односторонним актом.

Будучи запрошен французским послом в момент получения этой нотификации, министр иностранных дел империи возвестил, с другой стороны, что германское правительство предполагает послать в демилитаризованную зону "с целью символического обозначения" небольшие отряды.

В действительности же во многих местностях зоны уже замечено появление значительных военных сил.

Германское правительство, таким образом, нарочито нарушило статью 43-ю Версальского договора и статью первую Локарнского договора.

Вследствие этого, в соответствии со статьей 4-й этого последнего договора, правительство республики имеет честь представить Совету Лиги Наций вопрос о совершенном таким образом нарушении.

Dokumente der deutschen Politik. Ed. IV. Berlin. 1948.
Хрестоматия по новейшей истории. Т. 1. С. 244-246.

* * *


КОНВЕНЦИЯ О РЕЖИМЕ ПРОЛИВОВ

Июля 1936 г.

(Извлечение)

Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны признают и подтверждают принцип права свободы прохода и мореплавания в Проливах.

Осуществление указанного права будет впредь регулироваться постановлениями настоящей Конвенции.

Раздел 1

Торговые суда

Статья 2. В мирное время торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей...

Статья 4. Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые суда независимо от флага и груза будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах...

Статья 5. Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, торговые суда, не принадлежащие к стране, находящейся в войне с Турцией, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах при условии, что (эти суда) никаким образом не оказывают содействия противнику.

Раздел 2

Военные корабли

Статья 10. В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда независимо от того, принадлежат ли они Державам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, будут пользоваться правом свободы прохода через Проливы.

Статья 11. Прибрежным к Черному морю Державам разрешается проводить через Проливы свои линейные корабли тоннажа, превышающего тоннаж, предусмотренный в первом абзаце статьи 14, при условии, что эти корабли следуют через Проливы в одиночку, эскортируемые не более чем двумя миноносцами.

Статья 12. Державы, прибрежные к Черному морю, будут иметь право проводить через Проливы, в целях возвращения к их базе, свои подводные лодки, сооруженные или купленные вне этого моря, если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или о покупке.

Подводные лодки, принадлежащие названным Державам, могут равным образом проходить через Проливы для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря, при условии, что точные данные по этому поводу будут даны Турции.

И в том и в другом случае подводные лодки должны будут плавать днем и при том на поверхности и проходить через Проливы в одиночку...

Статья 14. Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, могущих находиться в состоянии транзита через Проливы, не должен превышать 15000 тонн, за исключением случаев, предусмотренных в статье 11 и в приложении III к настоящей Конвенции.

Однако отряды, указанные в предшествующем абзаце, не должны состоять более чем из девяти кораблей...

Статья 18. Общий тоннаж, который Державы, неприбрежные к Черному морю, могут иметь в этом море в мирное время, ограничивается следующим образом:

а) за исключением случая, предусмотренного в параграфе b), следующем ниже, общий тоннаж названных держав не будет превышать 30000 тонн;

b) в случае если в любой данный момент тоннаж наиболее сильного флота в Черном море превысит по крайней мере на 10000 тонн тоннаж наиболее сильного флота в этом море ко дню подписания настоящей Конвенции, то общий тоннаж в 30000 тонн, предусмотренный в параграфе а), будет увеличен на столько же, вплоть до максимальной цифры в 45000 тонн...

с) тоннаж, который какая-либо из неприбрежных Держав будет иметь право иметь в Черном море, будет ограничен двумя третями общего тоннажа, предусмотренного в изложенных выше параграфах а) и b)...

2. Какова бы ни была цель их пребывания в Черном море, военные корабли неприбрежных Держав не могут оставаться там более двадцати одного дня.

Статья 19. Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах на условиях, тождественных тем, которые указаны в статьях 10–8.

Однако военные корабли всякой воюющей Державы не будут иметь право проходить через Проливы...

Статья 20. Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, постановления статей 10-18 не будут применяться; проход военных кораблей будет зависеть исключительно от усмотрения турецкого правительства...

 

 

Раздел 3

 Общие постановления

Статья 24. Функции Международной Комиссии, образованной в силу Конвенции о режиме Проливов от 24 июня 1923 года, передаются турецкому правительству...

Раздел 5

Заключительные постановления

Статья 28. Настоящая Конвенция будет иметь двадцатилетний срок действия со дня ее вступления в силу.

Однако принцип права свободы прохода и плавания, объявленный в статье 1 настоящей Конвенции, будет иметь срок действия без ограничения времени...

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,
заключенных с иностранными государствами. М., 1938. С. 61-72.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: