(ИЗ НОТЫ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ С.ХОРА
НА ИМЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНИИ И.РИББЕНТРОПА)
Июня 1935 г.
В течение последних дней представители германского правительства и правительства его величества в Соединенном Королевстве вели переговоры, главной целью которых была подготовка почвы для всеобщей конференции по ограничению морских вооружений. Я могу теперь с радостью сообщить вашему правительству о формальном согласии правительства его величества в Соединенном Королевстве с обсуждавшимися во время этих переговоров предложениями германского правительства о том, чтобы будущая мощь германского флота по отношению к совокупной морской мощи членов Британского коммонуэлса выражалась бы пропорцией 35:100.
Однако в вопросе о подводных лодках Германия, хотя и не превышая пропорции 35:100 в отношении всего тоннажа, будет иметь право обладать подводным тоннажем, равным совокупности подводного тоннажа членов Британского коммонуэлса. Германское правительство все же обязуется, что кроме исключительных обстоятельств, указанных в непосредственно следующей ниже фразе, германский подводный тоннаж не будет превышать 45% совокупного подводного тоннажа членов Британского коммонуэлса. Германское правительство в случае наступления обстоятельств, делающих, по его мнению, необходимым для Германии воспользоваться своим правом иметь процент подводного тоннажа, превышающий вышеуказанные 45%, сохраняет право уведомить об этом правительство е. в. в Соединенном Королевстве и соглашается на дружественное обсуждение этого вопроса до того, как Германское правительство осуществит данное право.
|
|
Schulthes europaischer Geschichtskalender. Bd. 76. Мunсhеn, 1936.
S. 266-268. Хрестоматия по новейшей истории. Т. 1. С. 241.
ОККУПАЦИЯ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ РЕЙНСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕМОРАНДУМ ГЕРМАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА,
ВРУЧЕННЫЙ 7 МАРТА 1936 ГОДА
ПРАВИТЕЛЬСТВАМ ФРАНЦИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ИТАЛИИ И БЕЛЬГИИ
(Извлечение)
Правительство империи в ходе переговоров последних лет всегда подчеркивало, что оно желает соблюдать и выполнять все обязательства, проистекающие из Рейнского пакта, поскольку другие Договаривающиеся Стороны готовы со своей стороны соблюдать этот пакт. Это естественное условие может считаться нарушенным Францией. Франция ответила на дружественные предложения и на великолепные заверения, повторяемые Германией, нарушением рейнского пакта в виде заключения военного пакта с Советским Союзом, направленного исключительно против Германии. Локарнский пакт потерял внутренний смысл и практически перестал существовать. Поэтому со своей стороны Германия не считает себя более связанной этим переставшим существовать пактом. Германское правительство ныне вынуждено считаться с новой ситуацией, созданной этим фактом, ситуацией, которая осложняется тем, что франко-советский пакт дополняется в точности параллельным союзным договором между Чехословакией и Советской Россией. В интересах естественного права нации защищать свои границы и сохранять свои средства обороны германское правительство поэтому вновь установило, начиная с сегодняшнего дня, свой полный и неограниченный суверенитет в демилитаризованной рейнской зоне.
|
|
ОБРАЩЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
К ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ ЛИГИ НАЦИй
Марта 1936 г.
(Извлечение)
Нарушением зоны, демилитаризованной статьей первой договора, заключенного в Локарно, участниками которого являются Германия, Бельгия, Франция, Британская империя и Италия, Германия определенно подтвердила свое желание денонсировать постановления статей 42 и 43 Версальского договора, которые устанавливали демилитаризацию германских территорий левого берега Рейна и на правом берегу – демилитаризацию зоны, заключенной между этой рекой и линией, проведенной на 50 км восточнее.
Локарнский договор в силу своей статьи 8-й не может прекратить свое действие иначе как посредством решения Совета Лиги Наций, принятого большинством двух третей.
Несмотря на эти формальные постановления, правительство империи посредством извещения, сделанного вчера представителям в Берлине участвующих в Локарнском договоре держав, расторгает этот договор односторонним актом.
Будучи запрошен французским послом в момент получения этой нотификации, министр иностранных дел империи возвестил, с другой стороны, что германское правительство предполагает послать в демилитаризованную зону "с целью символического обозначения" небольшие отряды.
В действительности же во многих местностях зоны уже замечено появление значительных военных сил.
Германское правительство, таким образом, нарочито нарушило статью 43-ю Версальского договора и статью первую Локарнского договора.
Вследствие этого, в соответствии со статьей 4-й этого последнего договора, правительство республики имеет честь представить Совету Лиги Наций вопрос о совершенном таким образом нарушении.
Dokumente der deutschen Politik. Ed. IV. Berlin. 1948.
Хрестоматия по новейшей истории. Т. 1. С. 244-246.
* * *
КОНВЕНЦИЯ О РЕЖИМЕ ПРОЛИВОВ
Июля 1936 г.
(Извлечение)
Статья 1. Высокие Договаривающиеся Стороны признают и подтверждают принцип права свободы прохода и мореплавания в Проливах.
Осуществление указанного права будет впредь регулироваться постановлениями настоящей Конвенции.
Раздел 1
Торговые суда
Статья 2. В мирное время торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей...
Статья 4. Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые суда независимо от флага и груза будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах...
Статья 5. Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, торговые суда, не принадлежащие к стране, находящейся в войне с Турцией, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах при условии, что (эти суда) никаким образом не оказывают содействия противнику.
Раздел 2
Военные корабли
Статья 10. В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда независимо от того, принадлежат ли они Державам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, будут пользоваться правом свободы прохода через Проливы.
Статья 11. Прибрежным к Черному морю Державам разрешается проводить через Проливы свои линейные корабли тоннажа, превышающего тоннаж, предусмотренный в первом абзаце статьи 14, при условии, что эти корабли следуют через Проливы в одиночку, эскортируемые не более чем двумя миноносцами.
|
|
Статья 12. Державы, прибрежные к Черному морю, будут иметь право проводить через Проливы, в целях возвращения к их базе, свои подводные лодки, сооруженные или купленные вне этого моря, если Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или о покупке.
Подводные лодки, принадлежащие названным Державам, могут равным образом проходить через Проливы для ремонта на верфях, расположенных вне этого моря, при условии, что точные данные по этому поводу будут даны Турции.
И в том и в другом случае подводные лодки должны будут плавать днем и при том на поверхности и проходить через Проливы в одиночку...
Статья 14. Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, могущих находиться в состоянии транзита через Проливы, не должен превышать 15000 тонн, за исключением случаев, предусмотренных в статье 11 и в приложении III к настоящей Конвенции.
Однако отряды, указанные в предшествующем абзаце, не должны состоять более чем из девяти кораблей...
Статья 18. Общий тоннаж, который Державы, неприбрежные к Черному морю, могут иметь в этом море в мирное время, ограничивается следующим образом:
а) за исключением случая, предусмотренного в параграфе b), следующем ниже, общий тоннаж названных держав не будет превышать 30000 тонн;
b) в случае если в любой данный момент тоннаж наиболее сильного флота в Черном море превысит по крайней мере на 10000 тонн тоннаж наиболее сильного флота в этом море ко дню подписания настоящей Конвенции, то общий тоннаж в 30000 тонн, предусмотренный в параграфе а), будет увеличен на столько же, вплоть до максимальной цифры в 45000 тонн...
с) тоннаж, который какая-либо из неприбрежных Держав будет иметь право иметь в Черном море, будет ограничен двумя третями общего тоннажа, предусмотренного в изложенных выше параграфах а) и b)...
2. Какова бы ни была цель их пребывания в Черном море, военные корабли неприбрежных Держав не могут оставаться там более двадцати одного дня.
|
|
Статья 19. Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, военные корабли будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах на условиях, тождественных тем, которые указаны в статьях 10–8.
Однако военные корабли всякой воюющей Державы не будут иметь право проходить через Проливы...
Статья 20. Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, постановления статей 10-18 не будут применяться; проход военных кораблей будет зависеть исключительно от усмотрения турецкого правительства...
Раздел 3
Общие постановления
Статья 24. Функции Международной Комиссии, образованной в силу Конвенции о режиме Проливов от 24 июня 1923 года, передаются турецкому правительству...
Раздел 5
Заключительные постановления
Статья 28. Настоящая Конвенция будет иметь двадцатилетний срок действия со дня ее вступления в силу.
Однако принцип права свободы прохода и плавания, объявленный в статье 1 настоящей Конвенции, будет иметь срок действия без ограничения времени...
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,
заключенных с иностранными государствами. М., 1938. С. 61-72.