Услышав такой ответ, эти несчастные, охваченные ужасом, стали похожи на песок без извести. Каждый из них, заботясь лишь о своем спасении, пустился в бегство. Рассеиваясь, они оказались предоставленными опасностям всякого рода. Один из их вождей и учителей, убежав тайно и наняв судно, пытался поспешно вернуться в страну неверных, откуда он прибыл; но матросы догадались, что это изменник и компаньон того венгра, о котором мы говорили выше и которого убили жители Буржа, связали ему руки и ноги и бросили несчастного в Гаронну; таким образом, избегая Сциллы, он попал в Харибду...
Как погиб третий чародей
Третий имел дерзость прибыть в Англию и, высадившись около Хорэма1, собрал в короткое время вокруг себя более 500 пастухов, земледельцев, свинопасов, погонщиков быков и других подобного же рода людей. Но так как распространилась весть, что они отлучены, а венгр, их главный учитель, и его компаньон убиты, а сообщники их рассеяны, то положение их в немалой степени ухудшилось. Когда их вождь, прибыв в Монтрей, вновь попытался проповедовать, высказывая в речах свои заблуждения или, скорее, безрассудные вещи, то те, кто его слушали, выступили против него. Так как оби прибегли к оружию, несчастный убежал в лес, но вскоре был схвачен и разорван, мало сказать на куски, но на мельчайшие кусочки. И вороны расклевали его труп.
|
|
1 Восточная Англия.
Как соблазненный простой народ раскаялся
Большое число тех, которые следовали за этими обманщиками, поняли, что они были соблазнены, и, сознавая свое бедственное положение, после охватившего их раскаяния вновь приняли крест из рук добрых людей и совершили как следует свое паломничество. Они направились в. Святую Землю и соединились со сйитой короля Франции после его освобождения... Раскаявшиеся уверяли, что их учителя обещали им освободить короля Франции и только поэтому все они так поспешно приняли на себя крест. Сеньор Томас, монах из Шербурна, нормандец по национальности, человек скромный и красноречивый, посланный в это время в заморские страны, чтобы помочь в затруднительном положении королю, был захвачен пастухами, о которых мы только что говорили, и провел у них семь дней. Так как он не хотел уступить их лживым речам, он был жестоко избит. С большим трудом он все же убежал ночью, нашел короля в Винчестере и с присущим ему красноречием подробно рассказал ему обо всем, что самому пришлось увидеть, и о других подробностях. В его присутствии и написана эта история. Писавший точно и полно описал события, о которых сообщалось в повествовании рассказчика, поскольку человек этот был достойный доверия.
|
|
Заключение
Люди, почтенные и скромные, выдающиеся глубиной своих познаний, утверждали, что никогда со времени Магомета не проникала в христианскую церковь столь страшная зараза, особенно потому, что в связи с несчастьем, случившимся с королем Франции, и сама вера в французском королевстве начала колебаться.
Matthesi Parisiensis, monachi Sancti Albani Chronica Majora. Rerum britannicarum medii aevi scriptores, N 57, ed. Luard, vol.V, Lnd., 1880, p.246-254.
20. Письмо кустоса 1 ордена францисканцев
«Кустос ордена францисканцев в Париже докладывает брату Адаму де Мариско в присутствии других братьев из Оксфорда о том ужасном, что они претерпели от пастухов в Париже, Орлеане и других местах».
Париж 1251 г.
...Совсем недавно, в пасхальный праздник, когда мы уже надеялись на то, что мир вернулся в святую церковь и устранен был окончательно бич земли, вдруг появилось неожиданное несчастье. Пришел некий еретик, или язычник, отличавшийся нравами, ученостью и которому было свойственно лицемерие, и стал уверять, что он может совершать чудеса; как волк забирается в овчарню не открыто, а прикрывшись овечьей шкурой, так и он пришел под предлогом принятия креста. Под видом благочестия объявил себя вождем пастухов, уверяя, что ему сделаны богом откровения, с тем чтобы он вместе с пастырями Христа, опоясавшись мечами, переправился через море сражаться с сарацинами. Не знаю, при содействии ли кого-либо или при попущении божьем вследствие грехов наших, но это столь большое помрачение приобрело такую силу, что отовсюду, из всех частей мира толпами в течение весьма короткого промежутка времени стекались пастухи, следуя за этим пропащим человеком. Сочувствие плебса к нему и к его соучастникам настолько возросло, что они могли и говорить, и делать все, что только хотели. Видя себя окруженным такой большой толпой и благожелательностью народа, этот беспутный человек, впитавший в себя яд, не смог больше сдерживаться и начал бесчестить достоинство церкви, кощунствуя над таинствами, благословляя народ, проповедуя, давая крест, освящая воду новым способом, измышляя чудеса и, сверх того, совершая убийства церковных мужей. Наконец по прибытии в Париж его и его глашатаев и спутников возмущение народа против духовенства столь усилилось, что в течение немногих дней множество клириков было убито, потоплено в реке и еще больше ранено; у одного приходского священника во время мессы отняли ризу, ‘надели ему венок из роз и издевались над ним.
И настолько возросло это зло, что если бы не милосердие Спасителя, то был бы разгромлен и Парижский университет и при этом пролилась бы кровь священников и было бы опозорено христианское имя.
В Руане разрушили церковь и дом архиепископа. В Орлеане многих клириков убили и собранию клириков, которое там уже долго находилось, пришлось оттуда удалиться. В Туре, властно напав среди прочего на школу и дом доминиканцев, одних ранили, других без монашеской одежды тащили за собой по городу как пленных и лишили их средств существования и всего другого, что им доставило благочестие христиан.
Но то, что вызывает ужас на основании слухов и рассказов, еще более ужасно воочию: войдя в храм, они кощунственно сбросили с алтаря величайшую святыню – непорочное тело Христово, а у изображения св. Девы отбили нос и выкололи глаза. Они захватывали нечистыми руками все, что им нравилось, и с оскорблениями унесли то, что господь бог ниспослал нашим братьям. Маленький же дом братьев наших уничтожили, оскорбили отцов наших, ввергнув их в горе и страх. Однако по предначертанию божьему в силу чрезмерной его милости, а не по нашим заслугам, этот сын погибели заслужил следующий конец.
Когда он пришел в Бурж, то начал еще больше распространять имеющийся в нем яд, внушая всем присутствующим, что они не должны верить тому, что говорят клирики, так как учение их противоречит их собственной жизни, а поэтому они и допускают всякие вольности. На эти слова какой-то выдающийся человек, воодушевленный усердием к божественному, начал возражать мудро и властно, говоря, что то, что проповедуется клириками и духовными лицами, несмотря на то что в некоторых случаях жизнь их и не соответствует их учению, все же обладает значением и силой благодаря написанному в Новом и Ветхом завете; его же собственные слова не имеют никакой опоры. Услыхав это, сын погибели не мог сдержаться и в своей гордыне бросился на Христова мужа и, пронзя его мечом, убил. Увидав это, сограждане убитого прибегли к оружию и с немалыми потерями среди своих уничтожили сына погибели (защищавшегося и призывавшего, как говорят, Магомета) с некоторыми его соучастниками. Самого же его разрубили на куски, других обратили в бегство.
|
|
Говорят, что у них (восставших) был такой план: сначала уничтожить на земле духовенство, затем монахов, а после обратиться против рыцарей и знати, чтобы таким образом земля, лишенная всякой защиты, легче была бы предоставлена заблуждениям и набегам поганых. И это кажется правдоподобным, в особенности после того, как какое-то множество неизвестных воинов, одетых в белое, начали появляться в некоторых местах Германии.
Таково положение этого дела на сегодня, как это выслушано от людей, достойных доверия.
1 Кустос – глава отдельной францисканской общины.
«Chartularium Universitatls Parisiensis», t. I, piece 198 (p. 224 – 225), Paris, 1889; см. также «Annales de Burton, Annales monastic!», vol. I, Lnd., 1864, p. 290 – 293. Rerum britannicarum medii aevi scriptores, N 28.
ЖАКЕРИЯ