Каким образом погиб второй чародей

Услышав такой ответ, эти несчастные, охваченные ужасом, стали похожи на песок без извести. Каждый из них, заботясь лишь о своем спасении, пустился в бегство. Рассеиваясь, они оказались предоставленными опасностям всякого рода. Один из их вождей и учителей, убежав тайно и наняв судно, пытался поспешно вернуться в страну неверных, откуда он прибыл; но матросы догадались, что это изменник и компаньон того венгра, о котором мы говорили выше и которого убили жители Буржа, связали ему руки и ноги и бросили несчастного в Гаронну; таким образом, избегая Сциллы, он попал в Ха­рибду...

Как погиб третий чародей

Третий имел дерзость прибыть в Англию и, высадившись около Хорэма1, собрал в короткое время вокруг себя более 500 пастухов, земледельцев, свинопасов, погонщиков быков и других подобного же рода людей. Но так как распространи­лась весть, что они отлучены, а венгр, их главный учитель, и его компаньон убиты, а сообщники их рассеяны, то положение их в немалой степени ухудшилось. Когда их вождь, прибыв в Монтрей, вновь попытался проповедовать, высказывая в ре­чах свои заблуждения или, скорее, безрассудные вещи, то те, кто его слушали, выступили против него. Так как оби прибе­гли к оружию, несчастный убежал в лес, но вскоре был схвачен и разорван, мало сказать на куски, но на мельчай­шие кусочки. И вороны расклевали его труп.

1 Восточная Англия.

Как соблазненный простой народ раскаялся

Большое число тех, которые следовали за этими обман­щиками, поняли, что они были соблазнены, и, сознавая свое бедственное положение, после охватившего их раскаяния вновь приняли крест из рук добрых людей и совершили как следует свое паломничество. Они направились в. Святую Землю и соединились со сйитой короля Франции после его освобождения... Раскаявшиеся уверяли, что их учителя обе­щали им освободить короля Франции и только поэтому все они так поспешно приняли на себя крест. Сеньор Томас, мо­нах из Шербурна, нормандец по национальности, человек скромный и красноречивый, посланный в это время в замор­ские страны, чтобы помочь в затруднительном положении ко­ролю, был захвачен пастухами, о которых мы только что го­ворили, и провел у них семь дней. Так как он не хотел усту­пить их лживым речам, он был жестоко избит. С большим трудом он все же убежал ночью, нашел короля в Винчестере и с присущим ему красноречием подробно рассказал ему обо всем, что самому пришлось увидеть, и о других подробностях. В его присутствии и написана эта история. Писавший точно и полно описал события, о которых сообщалось в повество­вании рассказчика, поскольку человек этот был достойный доверия.

Заключение

Люди, почтенные и скромные, выдающиеся глубиной своих познаний, утверждали, что никогда со времени Магомета не проникала в христианскую церковь столь страшная зараза, особенно потому, что в связи с несчастьем, случившимся с королем Франции, и сама вера в французском королевстве начала колебаться.

Matthesi Parisiensis, monachi Sancti Albani Chronica Majora. Rerum britannicarum medii aevi scriptores, N 57, ed. Luard, vol.V, Lnd., 1880, p.246-254.


20. Письмо кустоса 1 ордена францисканцев

«Кустос ордена францисканцев в Париже докладывает брату Адаму де Мариско в присутствии других братьев из Оксфорда о том ужасном, что они претерпели от пастухов в Париже, Орлеане и других местах».

Париж 1251 г.

...Совсем недавно, в пасхальный праздник, когда мы уже надеялись на то, что мир вернулся в святую церковь и устра­нен был окончательно бич земли, вдруг появилось неожидан­ное несчастье. Пришел некий еретик, или язычник, отличав­шийся нравами, ученостью и которому было свойственно лицемерие, и стал уверять, что он может совершать чудеса; как волк забирается в овчарню не открыто, а прикрывшись овечьей шкурой, так и он пришел под предлогом принятия креста. Под видом благочестия объявил себя вождем пастухов, уверяя, что ему сделаны богом откровения, с тем чтобы он вместе с пастырями Христа, опоясавшись мечами, переправился через море сражаться с сарацинами. Не знаю, при содействии ли кого-либо или при попущении божьем вследствие грехов наших, но это столь большое помрачение приобрело такую силу, что отовсюду, из всех частей мира толпами в течение весьма короткого промежутка времени стекались пастухи, следуя за этим пропащим человеком. Со­чувствие плебса к нему и к его соучастникам настолько возросло, что они могли и говорить, и делать все, что только хотели. Видя себя окруженным такой большой толпой и бла­гожелательностью народа, этот беспутный человек, впитав­ший в себя яд, не смог больше сдерживаться и начал бесчестить достоинство церкви, кощунствуя над таинствами, благословляя народ, проповедуя, давая крест, освящая воду новым способом, измышляя чудеса и, сверх того, совершая убийства церковных мужей. Наконец по прибытии в Париж его и его глашатаев и спутников возмущение народа против духовенства столь усилилось, что в течение немногих дней множество клириков было убито, потоплено в реке и еще больше ранено; у одного приходского священника во время мессы отняли ризу, ‘надели ему венок из роз и издевались над ним.

И настолько возросло это зло, что если бы не милосердие Спасителя, то был бы разгромлен и Парижский университет и при этом пролилась бы кровь священников и было бы опо­зорено христианское имя.

В Руане разрушили церковь и дом архиепископа. В Орле­ане многих клириков убили и собранию клириков, которое там уже долго находилось, пришлось оттуда удалиться. В Туре, властно напав среди прочего на школу и дом доми­никанцев, одних ранили, других без монашеской одежды та­щили за собой по городу как пленных и лишили их средств существования и всего другого, что им доставило благочестие христиан.

Но то, что вызывает ужас на основании слухов и расска­зов, еще более ужасно воочию: войдя в храм, они кощунст­венно сбросили с алтаря величайшую святыню – непорочное тело Христово, а у изображения св. Девы отбили нос и вы­кололи глаза. Они захватывали нечистыми руками все, что им нравилось, и с оскорблениями унесли то, что господь бог ниспослал нашим братьям. Маленький же дом братьев наших уничтожили, оскорбили отцов наших, ввергнув их в горе и страх. Однако по предначертанию божьему в силу чрезмер­ной его милости, а не по нашим заслугам, этот сын погибели заслужил следующий конец.

Когда он пришел в Бурж, то начал еще больше распрост­ранять имеющийся в нем яд, внушая всем присутствующим, что они не должны верить тому, что говорят клирики, так как учение их противоречит их собственной жизни, а поэтому они и допускают всякие вольности. На эти слова какой-то выдаю­щийся человек, воодушевленный усердием к божественному, начал возражать мудро и властно, говоря, что то, что пропо­ведуется клириками и духовными лицами, несмотря на то что в некоторых случаях жизнь их и не соответствует их учению, все же обладает значением и силой благодаря написанному в Новом и Ветхом завете; его же собственные слова не имеют никакой опоры. Услыхав это, сын погибели не мог сдержаться и в своей гордыне бросился на Христова мужа и, пронзя его мечом, убил. Увидав это, сограждане убитого прибегли к ору­жию и с немалыми потерями среди своих уничтожили сына погибели (защищавшегося и призывавшего, как говорят, Ма­гомета) с некоторыми его соучастниками. Самого же его раз­рубили на куски, других обратили в бегство.

Говорят, что у них (восставших) был такой план: сначала уничтожить на земле духовенство, затем монахов, а после обратиться против рыцарей и знати, чтобы таким образом земля, лишенная всякой защиты, легче была бы предостав­лена заблуждениям и набегам поганых. И это кажется прав­доподобным, в особенности после того, как какое-то множе­ство неизвестных воинов, одетых в белое, начали появляться в некоторых местах Германии.

Таково положение этого дела на сегодня, как это выслу­шано от людей, достойных доверия.

1 Кустос – глава отдельной францисканской общины.

 

«Chartularium Universitatls Parisiensis», t. I, piece 198 (p. 224 – 225), Paris, 1889; см. также «Annales de Burton, Annales monastic!», vol. I, Lnd., 1864, p. 290 – 293. Rerum britannicarum medii aevi scriptores, N 28.




ЖАКЕРИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: