Из городов королевства Кастилия пришло к благородному королю дону Альфонсу много добрых людей. Из больших городов и укрепленных замков прибыли многочисленные отряды, хорошо снабженные лошадьми, оружием и всем необходимым для того, чтобы участвовать в походе: продовольствием, доспехами для лошадей, кольчугами и всем прочим, что предназначается для защиты тела в бою и помогает хорошо сражаться. И всего этого у них было столько, что невозможно сосчитать, так что среди них не было ни одного, кто в чем-нибудь имел недостаток. Они даже добровольно отдавали снаряжение из своих запасов другим и делились со всеми тем, что у них было.
Несмотря на то что в своих городах и местечках они живут под покровительством сеньора, однако когда он уходит в поход, они имеют обыкновение браться за оружие и знают благородное искусство верховой езды. С древних времен они носят имя caualgar1, которое дается обычно тому, кто совершил много славных подвигов в борьбе против мавров, а иногда и против тех христиан, которые воюют друг с другом. Все они взялись за оружие так же, как некогда в прошлом это делали их отцы.
1 Caualgar всадник, участник caualgada – вооруженного отряда, совершавшего рейд в тыл врага во время Реконкисты.
О посвящении в рыцари свободных людей перед битвой
...Благородный король дон Альфонс сначала собрал идальго и простых людей, своих соотечественников, и весь свой королевский двор и сказал им: «Друзья мои, среди всех собравшихся вы мои соотечественники и вассалы...
Смотрите, друзья мои, если есть среди вас такие, кто нуждается в лошадях и не имеет их, или такие, у кого нет оружия или денег, или они нуждаются в чем-нибудь другом, придите ко мне и попросите, и я все исполню для каждого».
И как он сказал, так все и исполнил, и дал им лошадей, оружие, денег, и даже дал рыцарское звание тем, кто его не имел, но был его достоин...
«Las siete partidas». Part. II, tit. XXIII, ley 28.
Об уходе крестоносцев после взятия крепости Калатрава накануне битвы
Изо всей добычи, [захваченной в Калатраве], король дон Альфонс не взял себе ничего и все отдал крестоносцам и королю Арагона.
А между тем враг человеческого рода, тот, кто является врагом всех нас, – дьявол, который никогда не перестает завидовать добрым делам людей, вселился в тех, кто составлял войско христово, помутил их рассудок и повернул их сердца к зависти.
И заставил он их отступить от намеченной цели и изменить обещанию, которое они дали. Поэтому почти все крестоносцы заявили, что они слагают с себя крест, который приняли, дав обещание сражаться в этой битве, и заявили, что отказываются от сражения и возвратятся в свои земли. Но король дон Альфонс, еще более укрепившись в своем решении, ничего им не дал и разделил провиант между теми, кто остался и не отказался от намерения выполнить до конца начатое дело. Но эти самые крестоносцы, т. е. те, что пришли из-за гор, изменили благому намерению и доброму делу и как пришли, так и вернулись каждый сам по себе, и все ушли.
Остался архиепископ Нарбонны со своими людьми и некоторыми рыцарями из провинции Вьенна. И как говорит архиепископ Родриго1, осталось всего 130 рыцарей и несколько пехотинцев. Среди них остался Теобальд де Бласон со своим отрядом, человек благородный и свободный, уроженец Испании, кастилец по происхождению, и с ним некоторые рыцари из Пуату.
Остался и король Арагона со своим войском...
1 Родриго – архиепископ Толедо, автор хроники Альфонса XIII.
«Primera cronica general de Espana, que mando componer Alfonso el Sabio», publ. рог R. Menendez Pidal, t. II, Madrid, 1955, p.691-692, 696.
Об участии свободных крестьян в битве при Тарифе в 1340 г.
Из Хроники Альфонса XI
...И поскольку были здесь пехотинцы из гор Бискайи, и Гипускоа, и Алавы, и Астурии, всем им в Севилье король дал щиты, шлемы, копья и арбалеты.
И кроме того, были там и пехотинцы из других городов королевства и из земель орденов.
Во главе их в качестве командира был поставлен дон Перо Нуньес де Гусман из Леона. И король приказал, чтобы все пехотинцы выступали под стягом Перо Нуньеса. И кроме того, король приказал, чтобы рыцари Перо Нуньеса и рыцари королевского отряда, которых король выделил для этого, стали во главе отрядов пехотинцев... в соответствии с тем, что приказал король, пехотинцы находились с доном Перо Нуньесом; значительная часть их занимала вершину горы Пенья дель Сиерво, а среди тех, которые находились с войском, были крестьяне (labradores) и простые, незнатные люди (omes de росо valia).
«Cronica de los reyes de Castilla», f.I, Madrid, 1875, p.325.
II. БЕГЕТРИИ КАСТИЛИИ В XI – XV вв.
Пункт XIII постановления церковного собора Леона 1020г.,
Подтверждающий свободу человека бегетрии
Всякий человек бегетрии идет свободно, куда захочет идти со всем своим имуществом, и сохраняя свои земельные владения.
«Cortes de los antiguos reinos de Leon у de Castilla», t.I, Madrid, 1841, p.14.
Что такое девиса, соларьего и бегетрия и какое между ними имеется различие