Практик передачи 12 париков-зевгаратов, дарованных вам (монахам монастыря Богородицы Милостивой), посредством хрисовулов вместе с полагающейся им землей

1. 7 июля текущего, 15-го индикта 6660 г., во второй день мне, ничтожному рабу святого моего господина и повелителя счастливейшего кесаря1, Михаилу Цанкицаки, чиновному лицу в феме Струмицы святой его царственности, было вру­чено досточтимое, честное, державное и божественное реше­ние святейшим иеромонахом Дионисием, игуменом досточти­мого монастыря пресвятой Богородицы Милостивой, который основан повыше деревни Палеокастрон, вынесенное по его просьбе. Просьба же дословно заключается в следующем:

2. Я, недостойный и нижайший раб сильной и святой твоей царственности, осмеливаюсь просить. Святый господине мой, блаженный во императорах император и дед святой твоей царственности2, посетив фему Струмицу в то время, когда он выступил против сербов3, вошел для поклонения в твой верноподданный и мне подчиненный монастырь, основанный в указанной феме во имя пресвятой Богородицы Милостивой, и, видя, что он крайне беден, а подвизающиеся в нем монахи во всем нуждаются, одарил его посредством хрисовула зем­лей в 500 модиев и 6 рабочими зевгариями, чтобы они обра­батывали эту землю в 500 модиев и были свободны от всякой эпирии. Кроме того, он дал и 12 париков-актимонов [бесхозяй­ных], не имеющих собственных ипостасей4. Ныне же попече­нием твоей святой царственности они стали из актимоноз зевгаратами, и мы, рабы твои, опасаемся, не побеспокоят ли когда-нибудь нас по этой самой причине, ибо означенные парики были дарованы монастырю актимонами, теперь же оказываются зевгаратами. Мы просим божественную власть святой твоей царственности, чтобы для указанного мона­стыря явилась твоя божественная и досточтимая простагма5, повелевающая» дабы мы и этот монастырь не были беспокои­мы как теми, кто является анаграфевсами6 в настоящее время, так и прочими практорами7, и чтобы эти самые 12 стихов рассматривались как дар и милость святой твоей царственно­сти. Пусть будет составлен для нас и практик передачи, и на париков, и на причитающуюся им землю человеком любезного зятя твоей царственности, несущим службу в тамошних ме­стах.

Еще же молю святую твою царственность распорядиться, чтобы наш местный епископ не делал в отношении нашего тебе верноподданного монастыря ничего противоречащего имеющемуся у нас типику ктитора [основателя] и содержанию находящихся у этого монастыря хрисовулов блаженных наших императоров, деда и отца твоей царственности, поскольку епископ наших мест пренебрегает этими простагмами и стремится подчинить этот монастырь своей церкви, несмотря на то что монастырь свободен и согласно типику, и в соответствии с имеющимися у нас императорскими простагмами, и по другим нашим документам. После того как все это случится, мы не устанем еще более усердно молиться за божественную власть святой твоей царственности, которую я, раб недостойный, осмелился просить.

Просьба Дионисия, монаха и игумена монастыря пресвятой Богородицы Милостивой в Струмице, раба недостойного.

1 Кесарь – высший титул в империи, второе лицо после императора; кто имеется в виду в данном случае, точно не установлено.

2 Алексей I Комнин.

3 В 1085 г.

4 Ипостаси – крестьянское хозяйство отдельной семьи.

5 Простагма – вид императорского указа.

6 Анаграфевсы – чиновники фиска, производящие опись имущества

для обложения его налогами.

7 Практоры – налоговые чиновники, сборщики податей.

 

3. Честное же решение дословно повелевает следующее: lКогда твоему святейшему монастырю пресвятой Богоро­дицы Милостивой, находящемуся в феме Струмицы, были да­рованы блаженным дедом моей царственности 500 модиез земли и 6 рабочих-зевгариев, чтобы обрабатывать эту землю с их помощью, этому монастырю были дарованы также 12 па­риков-актимонов; теперь же эти 12 [париков] оказались зев­гаратами, как ты напомнил.

Милостиво расположенная моя царственность также бла­говолит к этому монастырю и определяет, что он владеет этими 12 париками, ставшими зевгаратами, вместе с над­лежащей им землей на основе полной и неотъемлемой соб­ственности на вечные времена, что помимо [обязанностей в пользу] монастыря и они должны быть экскуссировань1 от зевгология2, энномия3, мелиссоэнномия4, ампелопакта5, аэрикона6 и вообще от какой бы то ни было тяготы и государ­ственного налога, и от какого бы то ни было государственного взноса, а также и от всякой эпирии, ангарии7, парангарии8, псомодзимии9 и что местные анаграфевсы и прочие практоры но пусть эти 12 париков вместе с надлежащей им землей будут переданы через практик означенному монастырю несущим службу в феме Струмицы человеком любезного кесаря – зятя моей царственности. Всякое, впрочем, повеление, если бы оно гла­сило об отнятии настоящего дара моей царственности, да бу­дет считаться несуществующим.

Местному же епископу да не будет позволения вступать з ваш монастырь и действовать вопреки содержанию имею­щихся у вас документов, императорских хрисовулов, типиков монастыря и прочего, так как все эти хрисовулы должны со­хранять свою силу, и никто да не осмелится противиться им или вообще делать что-либо вопреки содержанию и силе этих документов. Дерзнувшие совершить что-нибудь в нарушение чего-либо из написанного в настоящем постановлении моей царственности должны подвергнуться ее сильному гневу, [Утверждено] в месяце январе 15-го индикта красной под­писью императорской божественной руки и обычной восковой печатью его святой царственности. [Составлялось] через лого­фета дрома10; заверено в секрете великого логариаста11 в ме­сяце феврале 15-го индикта Хрисовергом; заверено и в се­крете имуществ12 в месяце феврале 15-го индикта рукою Кон­стантина Феологита.

1 Экскуссия – освобождение от эпирии и повинностей.

2 Зевгологий – один из главных видов византийских налогов.

3 Энномий – налог за пользование пастбищем.

4 Мелиссоэнномий – налог на пчел.

5 Ампелопакт – налог на виноградники.

6 Аэрикон – судебная пошлина.

7 Ангария – отработочные повинности в пользу государства или пре­доставление рабочих животных для определенной работы.

8 Парангария – дополнительная повинность, например предоставлять раоочии скот.

9 Псомодзимия – вид повинности.да не позволят себе никакого вмешательства.

10 Логофет дрома – управляющий секретом внешних сношений и почты.

11 Великий логариаст – должностное лицо, осуществлявшее контроль над финансовыми органами и следившее за соответствием расходов дохо­дам государства.

12 Секрет имуществ – ведомство по управлению государственными ведомствами.

 

4. Увидя этот царственный дар, доставленный упомянутым игуменом, я тотчас встал и, смиренно приняв его на открытые длани, поклонился и со страхом поцеловал. Ничуть посему не медля с исполнением того, что было приказано мне этим [документом], я обдумал, что необходимо сделать. Затем, взяв с собой боголюбивейшего епископа Струмицы, досточти­мого, разумею, монаха господина Климента и разных архон­тов из наиболее достойных, которые должны были подпи­саться под настоящим практиком, я явился вместе с ними на место, в котором монастырю была передана ранее дарован­ная ему земля и которое по-местному называется Рулина. Здесь были посажены 6 из прежде пожалованных монастырю 12 париков-актимонов и был создан зевгилатий, или метох, монастыря, по имени Мостеница. Итак, соблюдая настоящий практик передачи монастырю этих 12 париков-актимонов и переписав [их] в присутствии бывших с нами людей, мы обна­ружили, что они являются зевгаратами. Каковы следующие: Лазарь, или Черн, зять его, – зевгарат; Георгий, или Роман, сын его, – зевгарат; Веалис – зевгарат; Иванис, зять Злота Малетсина, – зевгарат; Симеон Рулиниот – зевгарат; Кон­стантин, сын Иоанникия, – зевгарат. Точно так же нашли мы и посаженных вне этого монастыря 6 других париков, а именно: Георгия Серба, зевгарата; Стефана Серриота, зевгарата; Василия Ромея, зевгарата; Михаила Скопиота, зевга­рата; Михаила Малетсина, или Черну, зятя его, зевгарата и Велиса Овчеполита, или Веалиса, сына его, зевгарата, како­вых мы и передали названному честному монастырю, с тем чтобы он владел и управлял ими безо всяких налогов и тя­гот как освобожденными от всякой государственной повин­ности, а именно; от зевгология, энномия, ампелопакта, мелис-соэнномия, аэрикона и прочей статьи, установленной для казны и вносимой [в нее]. Они должны были быть экскуссиро-ваны и от псомодзимии, ангарии, парангарии и от всякой дру­гой непредвиденной эпирии и ущерба в соответствии с содер­жанием императорского божественного решения. [Переданы они] в полную и неотъемлемую собственность [монастыря] на вечные времена, дабы монастырь извлекал из них всевозмож­ный доход, а монашествующие в нем усерднее молились за божественную власть святой его царственности.

5. Поскольку божественный приказ повелел передать этих самых 12 париков-зевгаратов вместе с надлежащей им зем­лей, а количество модиев земли, которое должно быть пере­дано каждому из них, было неясным, ибо выделение земли происходило в болгарских фемах и предшествующего измере­ния ее не было, мы воспользовались в качестве основания и отправного пункта ранее выданным монастырю император­ским решением, предоставившим ему при дарении земли в 500 модиев 6 рабочих зевгариев для ее обработки, а также этим самым, ныне врученным нам императорским даром, по­лученным по напоминанию игумена и свидетельствующим, что земля в 500 модиев обрабатывается 6 рабочими зевгариями. Считая эти императорские и божественные дары превыше вся­кого землемерного искусства и соответствующего ему метода, мы признали необходимым исчислить для ныне передаваемых монастырю 12 париков-зевгаратов 1000 модиев земли. По­этому, найдя близ ранее переданной указанному монастырю и находящейся в его владении земли прилежащую заброшен­ную землю (ибо стихи были вычеркнуты уже достаточное время назад) из округи деревни Кондарат архонтии1Радовисда и из округи деревни Лясковица архонтии Камба, как нам в качестве сведущих свидетелей сообщили наиболее старые и почтенные из жителей этих самых деревень (а именно: Из деревни Кондарат – Константин Коро, священник Малорад, Черн и Сиро, сын Марицы, а из деревни Лясковица – Андроник, сын Родиона, Марк, сын Симеоницы, Власий, сын Зора, Алипий, священник Григорий, внук Климента, и Никита, сын Афаната, которые должны и подписать настоя­щий практик), мы передали эту землю монастырю.

1 Архонтия – мелкая административная единица.

 

6. Было сделано и измерение границ этой земли, чтобы не было тревоги за будущее... (Следует подробное описание гра­ниц с указанием расстояний между ориентирами; среди на­зываемых при этом деревень, местечек, ручьев и т. п. преоб­ладают славянские наименования)... Всего [периметр изме­ренной земли] 193 1/з веревки [сокаря]1, что составляет 1176 модиев земли.

1 Сокарь – -мера длины, равная 10 – 12 оргиям (саженям).

 

7. Впрочем, внутри этих границ находится и ранее даро­ванная монастырю земля; оказались включенными [в них] и хорафии некоторых париков, уплачивающих налоги в казну, [а именно]: из деревни Лясковица – 3 хорафия Андроника, 1 хорафии Феодора, сына Николицы, 1 хорафии Алипия, 1 хорафий Марка – [все] эти хорафии составляют 80 модиев; из деревни Кондарат – 1 хорафии Кора в 30 модиев, 2 хорафия священника Малорада, 1 хорафии Черна, 1 хорафии право­веда Михаила и 1 хорафии Сира; эти хорафии оказались рав­ными 56 модиям. Итак, эти самые хорафии, обязанные плате­жами в казну, исчисляются в 166 модиев, на которые мона­стырь не должен посягать, а владеющие которыми [должны] платить налоги. За вычетом этих хорафиев остается земля, переданная ныне монастырю посредством указанной операции измерения границ для обработки ее, имеется в виду, дарован­ными ему 12 париками-зевгаратами, равная 749 модиям.

Так как многого недоставало до того количества земли, которое должно было принадлежать монастырю, и так как мы не могли в этом удовлетворить [монастырь] на месте, рас­следовав и тщательно поискав, мы обнаружили в округе де­ревни Палеокастрон местечко, оказавшееся заброшенным много лет назад и не дающее казне никакого дохода. Оно на­ходится в местности, по названию Понтикоэкклисия, и равно 100 модиям. И это местечко мы передали монастырю, так что вся земля, переданная ныне нами монастырю через настоя­щий практик, составляет 849 модиев, которую и должны обра­батывать дарованные монастырю 12 париков согласно содер­жанию императорской божественной простагмы.

8. Именно так означенное было предпринято и совершено нами. Передача была осуществлена посредством двух иден­тичных практиков (заверенных подписями приглашенных ради этого самого достойных архонтов, как ранее было ска­зано, и нашим начертанием креста), из коих один отдан монастырю для собственной его безопасности и должен быть предъявлен с его стороны и зарегистрирован в соответствую­щих секретах; другой же взят нами, дабы он был доставлен и положен в наш господский вестиарий1для уведомления.

В месяц, индикт и год, впереди означенные. Константин Коро собственною рукой подписал. (Далее перечисляются 12 имен лиц, которые вместо подписи поставили крест).

Нашим личным удостоверением и начертанием крестов свидетельствуя, что посредством настоящего практика пере­данная монастырю земля является заброшенной и не имею­щей хозяина, мы, указав и отделив [ее], в этом и расписались. (Далее перечисляются еще восемь имен свидетелей, присут­ствовавших при составлении практика).

Иоанн Спанопул, правовед Струмицы, написав настоящий практик, сам, свидетельствуя их идентичность, подписал...

Крест Михаила Цанкицаки, недостойного раба святого моего господина и повелителя счастливейшего кесаря. Все в настоящем практике изложенное совершив, подписал соб­ственноручно честным и животворным крестом.

1 Вестиарий – хранилище, казна.

 

«Известия Русского археологического института в Константинополе», т.VI, София, 1900, с.34-46.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: