Белозерская уставная грамота

    Се яз, князь велики Иван Васильевичь всеа Руси, пожаловал есми своих людеи и белозерцов – горожан, и становых людеи, и волостных, и всех белозерцов: хто наших наместников у них ни будет, и они ходят по сеи по нашеи грамоте.

Станы – административно-территориальные единицы вокруг центра пребывания администрации, суда. Вокруг Белоозера (Белозерска) выделяли Городецкий, Напорожский, Заозерский станы (ст.15 грамоты). С конца XV в. часть уезда.

Становые люди – жители стана.

1.Взоежжого корму горожане и становые люди наместником нашим на въезд что хто принесет, то им взяти.

Въезжий корм – вознаграждение, которое получал наместник с местного населения при вступлении в должность.

2.А на Рожество Христово, наместником нашим дадут корм со всех сох, со княжих, и з боярьских, и с монастырьских, и з черных, и з грамотников, и со всех без оменки, с сохи за полоть мяса два алтына, за десятеро хлебов десять денег, за бочку овса десять денег, за воз сена два алтына. А на Петров день дадут корм наместников нашим со всех же сох, с сохи за боран восмь денег, за десятеро хлебов десять денег. А тиуном корм рожественскои и петровьскои вполы наместничя корму. А доводчиком побор со всех же сох: с сохи на Рожество Христово за ковригу денга, за чясть мяса денга, за зобню овса две денги, а на Петров день доводчиком збор со всех же сох, за ковригу денга, зы сыр денга.

Соха – единица податного обложения. При исчислении тягла учитывалось количество и качество земли, число дворов, рабочей силы, тяглоспособность населения. К сохе приравнивались и другие виды хозяственной деятельности, даюшие доход – промыслы, ремесленные и торговые предприятия. С сохи шли не только денежные налоги, но и отбывались другие повинности. При посошном обложении применялся сословный принцип: легкое обложение была на землях служилых феодалов, затем шла церковная и монастырская соха, и наибольшее обложение было на дворцовых и черных землях.

Грамотники – обладатели княжеских жалованных, льготных и иных грамот.  

Алтын =6 деньгам=3 копейкам.

Деньга – полкопейки.

Тиун и доводчик – должностные лица в штате наместника, его помощники.

Вполы – половина.

Рождество Христово и Петров день – двунадесятый и великий праздики для православной церки, по старому стилю 25 декабря и 29 июня, т.е. зимой и летом взымался корм.

Коврига – цельный хлеб, каравай.

Зобня – кузовок, лукошко для подачи лошадям зерна.

3.А наместником нашим оу них держати в городе и во станех два тиуна да десять доводчиков, во станех восмь доводчиков, а два в городе. А станы и деревни своим доводчиком поделять.

4.А доводчику ездити во стану без паропка и без простые лошади своего деля прибытка. А побора в стану и не брати, имати им свои побор оу соцкого в городе. А доводчику из своего розделу в другои роздел не ездить. А где доводчик ночует, туто ему и обедати, а где обедаеть, тоуто ему не ночевати.

Паропка – без слуги.

Роздел – (раздел) административный и судебный округ, где действовал данный доводчик.

5.А наместники тиунов и доводчиков до году не переменяют.

6.А кормы наместничьи, и тиуновы, и доводчиковы поборы берут в станех сотцкие да платят наместником, и тиуном, и доводчиком в городе, о Рожестве Христове рожественскои корм платят, и наместником, и тиуном, и доводчиковы поборы, а о Петрове дни петровьской корм платят в городе наместником, и тиуном, и доводчиковы поборы.

7.А пошлин наместником на Белоозере в городе: явка з гостеи, кои гости приходят из Московские земли, из Тверские, из Новгородцкие земли, или откуды хто не приедет, з болшаго судна, с ватамана гривна, а людеи на судне сколко ни будет, ино з головы по денге; а хто приедет в малых судех в гребных на Белоозеро из Московские земли или из Новгородцкие, ино с ватамана и с людеи, колко их на судне ни будет, ино з головы по денге.

Ватаман – (атаман) хозяин торгового судна.

9.А будет суд перед наместники и перед тиоуны о рубле, а восхотят ся помирити, и они дадут наместником гривну, и с тиуны и з доводчики, за все пошлины. А досудят наместники и тиуны о рубле до поля, а восхотят ся помирити, и они дадут наместником гривну с тиуны и с доводчики за все пошлины; а будет выши рубля или нижи, и наместники на них емлют по тому же розчету. А побиются на поле, и наместники велят на виноватом истцово доправити, а на себя велят взяти противень противу истцова, а то им с тиуны и з доводчики за все их пошлины.

10.А доведут на кого татьбу, или розбой, или душегубьство, и наместники велят на виноватом истцово доправити, а тот разбоиник или душегубець наместником в продаже и в казне.

11.А поличное то, что выимут из клети из-за замка; а наидут что в дворе или в пустои хоромине, а не за замком, ино то не поличное.

12.А у кого познают татебное, и тот себя сведеть свод, хотя и до десятого своду и до чеклого татя; а наместники у них в том не возмут на них ничего.

Татебное – имущество, добытое путем кражи.

13.А самосуда наши наместники и их тиуны емлют два рубля. А самосуд то: хто поимает татя с поличным да отпустит его прочь, а наместником и тиуном не явя, а его в том уличят, ино то самосуд; а опричь того самосуда нет.

14.А учинится у них в городе душегубьство, а не доищутся душегубьца, ино вины четыре рубли заплатят горожаня; а учинится душегубьство в коем стану или в коеи волости, а не доищутся душегубца, и они вины четыре рубли заплатят в стану или в волости, в коеи душегубьство учинилося; а доищутся душегубца, и они его дадут наместником или их тиуном, а хрестьаном в том продажи нет. А у кого у них в лесе дерево заразит, или з дерева убиется, или зверь съест, или хто в воду оутонет, или кого возом сътреть, или хто от своих рук потеряется, а обыщоут без хитрости, ино в том вины и продажи нет.

Душегубство – убийство.

16.А езд в станы и в волости на две версты денга, а в городе хоженого денга, а на правду вдвое. А от поруки пристав оу них не емлеть ничего.

Езд и хоженое – оплата за выезд для рассмотрения уголовных и гражданских дел, и вызов ответчик в станах, волостях и городе.

Езд на правду – вызд должностных лиц, представителей суда на место преступления или к спорному имуществу по требованию стороны для размежевания, повального обыска, изъятия поличного и др.

17.А хто дасть дочерь замуж из города в волость, или из волости в город, или из волости в волость, и он дасть за выводную куницю алтын. А хто дасть дочерь замуж за рубеж в Московьскоую землю или Ноугородцкую, и он даст за выводную куницю два алтына. А в городе, и в станоу, и в волости в однои, ино свадебного за оубрус две денги. А десятинику владычню знамен три денги.

Выводная куница и убрус – пошлины, уплачиваемые светской власти при выходе замуж, первая уплачивалась при выходе за пределы волости, вторая – в пределах города или волости.

Знамя -пошлина, уплачиваемая церковной власти при выходе замуж.

Владычный десятник – церковное должностное лицо, осуществявшее сбор церковных пошлин.

18.А хто у кого межу переорет или перекосит, и наместники наши и тиуни возмут на виноватом за боран восмь денег.

19.А наместником нашим и их тиуном без сотцково и без добрых людеи и не судити суд.

Добрые люди -(или лучшие люди) уважаемые представители местного населения.

20.А тиоуном и наместничьим людем на пир и боатчиноу незваным не ходити, а хто приедет к ним на пир и на братчиноу незван, и они того вышлют вон безпенно; а хто оу них имеет питии силно, а оучинится каковы гибель, и тому то платити без суда, а от меня, от великого князя, быти в казне.

21.А князи мои, и бояре, и дети боярьские, и всякие ездоки оу горожан, и оу становых людей, и у волостных людей кормов и подвод, и проводников, и сторожов не емлют; тако же и гонци мои великого князя, без грамоты подвод и проводчиков у них не емлють.

22.А приедеть мои пристав великого князя с Москвы по белоозерца по горожанина и по становаго человека и по волостнаго, и он им пишет один срок в году на заговение на великое на мясное. А опрочь того сроку хто на них инои срок накинет, а не по их сроку, или хто на них зазывную грамоту принесет, а не по их сроку, и яз, князь велики, им х тем сроком ездити не велел. А хотя хто на них безсоудоую грамоту возметь не по их сроку, и та грамота бессудная не в бессудноую, а пристав емлеть оу них… ского езду три рубли; а от поруки у них не емлет ничего.

Пристав – должностное лицо наместничьего аппарата.

Заговенье великое на мясное – великий пост, продолжавшийся семь недель  до Пасхи.

Зазывная грамота – вызов в суд.

23.А кому боудет белозерцом горожаном, и становым людем, и волостным обида от наместников и от волостелеи, и от тиунов, и от доводчиков, и они сами сроки наметывають на наместников, и на волостелеи, и на их людеи.

    А через сю мою грамоту хто что на них возмет или чим изобидит, быти тому от меня, от великого князя, в казне.

    А дана грамота лета девятдесят шестаго марта.

Волостель – должностное лицо в волости (административно-территориальной единицы).

Российское законодательство X- XX веков.

В 9-ти тт. Т.2. – М., 1985. – С.192–195.

 

СУДЕБНИК 1497 ГОДА

ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ И С БОЯРЫ О СУДЕ, КАК СУДИТИ БОЯРОМ И ОКОЛНИЧИМ[7]

Уложил – учредил, узаконил.

Бояре – высший чин в Русском государстве, имевший право участвовать в заседаниях Боярской думы.

Околничий – второй думский чин, после боярина, входил в состав Боярской думы.

1.Судити суд бояром и околничим. А на суде быти у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; токож и всякому судие посула от суда не имати никому. А судом не мстити, ни дружити никому.

Дияк – государственный чиновник, в присутствии которого осуществлял суд боярин и окольничий. Происходили из различных разрядов служилых людей, посадских, духовенства и впервые упоминаются в 1447-1453 гг.

Печалованиа – забота, защита, покровительство, содействие.

Посул – взятка.

Имати – брать.

А судом не мстити, ни дружити никому – запрещение использовать суд в личных целях.

2.А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати, а давати всемь жалобником управа в всемь, которымь пригоже. А которого жалобника а непригоже управити, и то сказати великому князю, ино к тому его послати, которому которые люди приказаны ведати.

А давати всемь жалобником управа в всемь – предоставлять всем обращающимся в суд возможность разрешения их дела.

Пригоже – подпадают под юрисдикцию.

3.А имати боярину и диаку в суде от рублевого дела на виноватом, кто будет виноват, ищеа или ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а диаку осмь денег. А будет дело выше рубля или ниже, и боярину имати по тому росчету.

Виноватый – проигравший судебный процесс.

Ищеа – истец.

Рубль  (вес 97,5 гр. серебра)=2 полтинам=10 гривнам=33 алтынам+2 деньги=200 денгам.

Алтын =6 деньгам=3 копейкам.

Деньга – полкопейки.

Осьм – восемь.

4.О ПОЛЕВЫХ ПОЩЛИНАХ. А досудятся до поля, а у поля не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому росчету боярину с рубля два алтына, а диакону осмь денег; а околничему, и диаку, и неделщиком пошлин полевых нет.

Поле – судебный поединок.

Неделщик – должностное лицо, в обязанность которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых, и передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Именовались так потому, что сменялись по неделям.

5.А у поля постояв помирятся, и боярину и диаку имати по тому ж росчету пошлины свои; а околничему четверть и диаку четыре алтыны з денгою, а неделщику полтина да неделщику ж вязчего 4 алтыны.

Вязчее (вясчее) – пощлина за связывание подсудимого, наложение оков на него или за подтверждение заключенного сторонами соглашения о судебном поединке и за его организацию. В XV-XVI вв. составляла примерно 20-24 деньги.

 Полтина =5 гривнам=100 деньгам.

6.А побиются на поли в заемном деле или в бою, и боярину с диакомь взяти на убитом противень противу исцева; а околничему полтина, а диакону четверть, а недельщику полтина да неделщику полтина да неделщику ж вясчего 4 алтыны.

Бой – побои.

7.А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве, или в разбои, или в татбе, ино на убитом исцево доправити; да околничему на убитом полтина да доспех, а диаку четверть, а неделшику полтина, да неделщику ж вясчего 4 алтыны. А сам убитой в казни и в продажи боярину и диаку.

Душегубство – убийство.

Доправити – взыскать.

8.А ТАТБЕ. А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того велети казнити смертною казнью, а исцево велети доправити изь его статка. А что ся у статка останеть, ино то боярину и диаку имати себе. А противень и продажа боярину и диаку делити: боярину два алтына, а диаку осмь денег. А не будет у которого лихого статка, чем исцево заплатити, и боярину лихого истцу вь его гыбели не выдати, а велети его казнити смертною казнию тиуну великого князя московскомуда дворскому.

Доведуть – обвинят.

Ябедничество – ложный донос, злостная клевета, с целью обвинить невиновного.

Лихое дело – преступление.

Ведомой лихой – лицо, которое заведомо могло совершить лихое дело.

Статок – имущество.

Лихого истцу вь его гыбели не выдати – преступника не выдавать истцу для отработки.

Казнити – (здесь) наказать.

Тиун великого князя московского – должностные лица, осуществлявшие судебные функции по поручению великого князя, были лишь в Москве и московских волостях.

9.А государскому убойце и коромолнику, церковному татю, и головному, и подымщику, и зажигалнику, ведомому лихому человеку живота не дати, казнити его смертною казнью.

Государский убойца – убийца своего господина.

Коромолник – заговорщик.

Церковный тать – похититель священных и церковных вещей.

Головной тать – убийца; похититель людей.

Подымщик – лицо, поднимающее народ на восстание.

Зажигалник – поджигатель.

Живот – (здесь) жизнь.

10.О ТАТЕХ. А которого татя поимают с какою татбою ни буде впервые, опроче церковные татбы и головные, а в ыной татбе в прежней довода на него не будет, ино его казнити торговою казнию, бити кнутием да исцево на нем доправя, да судие его продати. А не будет у того татя статка, чем исцево заплатить, ино его бив кнутиемь, да исцу его выдать вь его гибели головою на продажю, а судье не имати ничего на нем.

Опроче – кроме.

Довод – обвинение, сведение.

Торговая казнь – битье кнутом на торговой площади. Число ударов не определялось, 50 ударов считалось нещадным битьем, но могли назначить и 300 и 400 ударов. Вид накахзания применялся до середины XIX века.

Да судие его продати – взыскание пошлины и расходов в пользу судьи.

11.А поимают татя вьдругые с татбою, ино его казнити смертною казнию, а исцево заплатити изь его статка, а досталь его статка судье. А не будет у того татя статка с ысцеву гыбель, ино его исцу в гибели не выдати, казнити его смертною казнью.

12.А на кого взмолвят детей боярскых человек пять или шесть добрых, по великого князя по крестному целованию, или черных человек пять-шесть добрых христиан целовалников, что он тать, а довода на него в прежнем деле не будет, у кого крал или кому татбу плачивал, ино на том взяти исцеву гыбель бес суда.

Взмолвят – дадут обвинительные показания.

Дети боярские – низший, по сравнению с боярами, разряд свободных служилых людей, занимали низшие и средние должности в армии и системе управления и получавшие за свою службу земельные пожалования. Впоследствие этот термин поглощается термином «дворяне».

Крестное целование – присяга.

Черные люди – черносошные крестьяне, сидевшие на черных тягловых землях и находившиеся под управлением общей администрации, платили тягло (налог) в государственную казну. Впоследствие стали именоватся «казенными крестьянами».

Целовалники – лица, обычно из посадских людей или черносошных крестьян, избиравшиеся населением для выполнения различных должностей в органах местного управления, при вступлении в должность приносили присягу (целовали крест).  

13.О ПОЛИЧНОМ. А с поличным его приведут впервые, а взмолвят на него человекь пять или шесть по великого князя по крестному целованию, что он тать ведомой, и преж того неодинова крадывал, ино того казнити смертною казнию, а исцево заплатити из его статка.

Поличное – непосредственная улика в виде украденных вещей, найденных у похитителя под замком.

Тать ведомой – человек, известный как вор, но еще не привлекавшийся к суду.

14.О ТАТИНЫХ РЕЧЕХ. А на кого тать возмолвит, ино того опытати: будет прирочный человек з доводом, ино его пытати в татбе; а не будет на него прирока з доводом в какове деле в прежнем, ино татиным речем не верити, дати его на поруки до обыску.

Взмолвит – оговорит.

Прирочный человек – человек известный как уже не раз, совершивший противозаконное деяние.

Обыск – опрос добрых людей с целью выяснения репутации подсудимого. 15.О ПРАВОЙ ГРАМОТЕ. А от правые грамоты имати от печати с рубля до девяти денег, а диаку от подписи с рубля по алтыну, а подьячему, который грамоту напишет правую, имати с рубля по три денги.

Правая грамота – судебное решение, выдававшееся стороне, выигравшей дело.

Подьячий – писец в суде.

16.А ДОКЛАДНОМ СПИСКЕ. А докладной список боярину печатати своею печатью, а диаку подписывати. А имать боярину от списка с рубля по алтыну, а диаку от подписи с рубля по четыре денги, а подьячему, который на списке напишет, с рубля по две денги.

Докладной список – протокол заседания суда первой инстанции, передававшийся на рассмотрение (доклад) вышестоящей инстанции, которая давала указание, как решить дело. Решение вышестоящей инстанции писалось на оборотной стороне судного списка и являлось основанием для выдачи правой грамоты судом первой инстанции.

17.О ХОЛОПИЕЙ О ПРАВОЙ ГРАМОТЕ. А с холопа и с робы от правые грамоты и от отпустные боярину имати от печати с головы по девяти денег, а диаку от подписи по алтыну с головы, а подъячему, который грамоту правую напишет или отпустную, с головы по три денги.

Отпустная грамота – документ об отпуске холопа на волю.

С головы – с человека.

18.О ОТПУСТНОЙ ГРАМОТЕ. А положит кто отпустную без боярского докладу и без диачей подписи, или з городов без наместнича докладу, за которым боярином кормление с судом боярским, ино та отпустнаа не в отпустную, опроче тое отпустные, что государь своею рукою напишет, и та отпустнаа грамота в отпустную.

Кормление – получение натурального жалованья у населения.

Кормление с судом боярским – право управления и вынесения окончательного решения по ряду наиболее важных дел (о холопах, татях, разбойниках).

19.О НЕПРАВОМ СУДЕ. А которого обинит боярин не по суду и грамоту правую на него сь диаком дасть, ИНО ТА ГРАМОТА не в грамоту, а взятое отдати назад, а боярину и диаку в том пени нет, а исцем суд с головы.

Та грамота не в грамоту – отмена неправильного решения судьи.

Пеня – (здесь) вина.

Суд с головы – право истца на повторное рассмотрение дела.

20.О НАМЕСТНИЧЕ УКАЗЕ. А наместником и волостелем, которые держат кормлениа без боярьского суда, холопа и робы без докладу не выдати, ни грамоты беглые не дати; також и холопу и робе на государя грамоты правые не дати без докладу, и отпустные холопу и робе не дати.

Наместник – должностное лицо в уезде, находившееся на кормлении.

Волостель – должностное лицо, управлявшее в волости.

Беглая грамота – документ на право возвращения беглого холопа его владельцу.

Кормлениа без боярьского суда – обязанность наместника вносить решения по важнейшим делам на доклад в вышестоящую инстанцию.

21.О ВЕЛИКОМ КНЯЗИ. А с великого князя суда и с детей великого князя суда имати на виноватом по тому же, как и с боярского суда, с рубля по два алтына, кому князь велики велит.

Великокняжеский суд – суд как самого великого князя, так и его детей и рассматривал дела в качестве суда первой инстанции по отношению к жителям своего домена, а также особо важные дела или дела, совершенные лица, имеющими привилегию на суд князя, а также дела, поданные лично на его имя, направленные по дркладу из нижестоящего суда для утверждения или отмены принятого судом решения, и являлся высшей апелляционной инстанцией по делам, решенным нижестоящими судами, осуществляя так называемый пересуд. Пошлины за выдачу правых грамот, отпускных и локладногосписка в великокняжеском суде взыскивались те же, что и в боярском суде.

25.О БЕЗСУДНОМ СПИСКЕ. А от безсудныя грамоты имати печатнику с рубля по алтыну, а дьяку от подписи по алтыну же с рубля, а подьячему имать с рубля по две денги.

Безсудныя грамоты, безсудный список – судебное решение, выдававшееся стороне, выигравшей дело, при неявке другой стороны в суд.

Печатник – должностное лицо, хранившее великокняжескую печать и получавшее пошлину за приложение печати к документу.

26.О СРОЧНЫХ. От срочных от подписи дьяку имать от срочные по две денги. А от отписных срочных дьяку имати от подписи с рубля по три денги. А подьячим имати от писма с рубля по две денги. А коли ищея или ответчик оба вместе хотят срок отписати, и они платят оба по половинам от подписи и от писма, а неделщику хожоное. А который ищея или ответчик к сроку не поедет, а пошлет срока отписывать, и тому все платить одному от срочных от обеих да и хоженое. А срочные дьяком держати у себя.

Срочная грамота – документ, в котором указывался срок явки сторон в суд. Оформлялись при участии официального лица (пристава), хранились у дьяков и служили основанием для выдачи бессудных грамот.

Отписная срочная грамота – повторная срочная грамота, продлевающая сроки явки в суд,

Хожоное – пошлина недельщику за вызов и представление сторон в суд в пределах города.

Срок отписати – изменить срок явки в суд.

27.О БЕЗСУДНЫХ. А как давати безсудныя, диаком снести срочные самим вместо, да разобрав срочные самим дияком, да велети им подьячим бессудные давати и сроки отписывати. А подьячим срочных не давати. А безсудные давати с осьмаго дня.

28.О ПРИСТАВНЫХ. А от приставных имати печатнику у неделщиков по езду: с которыми приставные рубль неделщику, и дияку от подписи взяти алтын у неделщика с рубля, а печатнику от печати у неделщика взяти алтын же. А будет езду болши рубля или менши до которого города, и дияку и печатнику имать по тому же росчету. А будет в приставной иск менши езду, и дияку тех приставных не подписывати; а без неделщиков дияком приставных не подписывати же. А колко вытей в приставной ни будет, и неделщику езд один до того города, в которой город приставная писана.

Приставная грамота – документ, разрешавший приставу брать поручительство за явку ответчика в суд, производить обыски или выполнять иные действия по предписанию судебных органов.

Езд – пошлина за поезд пристава, недельщика за пределы города.

Выть – доля, часть.

29.А хоженого на Моске площаднаа неделщику десеть денег, а на правду вдвое; и от поруки поминков не мати им. А езд неделщик емлет до которого города, а на правду им имати вдвое езд.

Площаднаа – пошлина недельщикам в городах.

Поминки – вознаграждение за передачу ответчиков на поруки.

Вдвое езд – вознаграждение, которое давалось приставам за расследование обстоятельств преступления.

31.А ездити неделщиком и на поруку давати самим с приставными или своих племянников и людей посылати с приставными. А урочников им не посылати с приставными. А от поруки им с приставными ездячи не имати ничего. О НЕДЕЛЩИКАХ УКАЗ. А в котором городе живеть неделщик, ино ему с приставными в том городе не ездити, не посылати ему с приставными в свое место ни в какове деле.

Племянники – (здесь) родственники.

Урочники – посторонние люди, нанятые для выполнения определенного дела (урока), за действия которых недельщик не мог нести полной отвественности.

32.А кто по кого пошлет пристава в чем, и что ему в том убытка стане в волоките, или что даст от срочные и от правые грамоты или от бессудные, и правому то все взяти на виноватомь.

33.А неделщиком на суде на боярина, и на околничих, и на диаков посула не просити и не имати, а самимь от порукы посулов не имати.

34.А которому дадут татя, а велят его пытати. И ему пытати татя безхитростно, а на кого тать что взговорит, и ему то сказати великому князю или судии, которой ему татя дасть, а клепати ему татю не велети никого. А пошлют которого неделщика по татей, и ему татей имати безхитростно, а не норовити ему никому. А изымав ему татя, не отпустити, ни посула не взяти; а опришних ему людей не имати.

Безхитростно – добросовестно, справедливо, без предвзятого мнения.

Клепать – оговаривать, клеветать.

Норовить – попустительствовать.

Опришних ему людей не имати – не причастных к воровству людей приставу не задерживать.

35.А у которого неделщика седят тати, и ему татей на поруки без докладу не дати и не продавати ему татей.

Седят тати – воры, находящиеся под арестом.

Продавати – выдавать истцу в холопы до отработки долга.

36.А которого татя дадут на поруку в какове деле не буди, и им исцов и ответчиков не волочите, а ставити их перед судиами. А срочные их христианом отписывать и бессудные давати не волокитно, а от безсудных им у христиан не имати ничего. А коли срок отпишут обема истцемь вместе, и ему взяти одно хоженое с обеих сторон, а опроче того ему не взяти ничего. А в езду своем дати на поруку до обыску, доколе дело скончается, и ему взяти езд на виноватом. А кто ищеа или ответчик сам не поедет ко ответу, а пришлет в свое место срока отписывати, и неделщиком хоженое взяти на том одном, кто поедет вь его место срока отписывати.

37.УКАЗ НАМЕСТНИКОМ О СУДЕ ГОРОДСКЫМ. А в который город или волость в которую приедет неделщик или его человек с приставною, и ему приставная явити наместнику ил волостелю, или их тиуном. А будут оба истца того города или волости судимыя, и ему обоих исцов поставити пред наместником или пред волостелем или перед их тиуны.

Тиун – основное должностное лицо наместничьего управления, фактически подменявший своего господина (наместника) и осуществляющий суд и расправу над местным населением, находился в личной зависимости от кормленщика.

38.А бояром или детем боярским, за которыми кормления с судом с боярским, имуть судити, а на суде у них бытии дворьскому, и старосте и лутчимь людем. А без дворского, и без старосты, и без лутчих людей суда наместником и волостелем не судити; а посула им от суда не имати, и их тиуном и их людем посула от суда не имати же, ни на государя своего, ни на тиуна, и пошлинником от суда посулов не просити. А имати ему с суда, оже доищется ищея своего, и ему имати на виноватом противень по грамотам, то ему и с тиуном; а не будеть где грамоты, и ему имати противу исцева. А не доищется ищея своего, а будет виноват ищея, и ему имати на ищеи с рубля по два алтына, а тиуну его с рубля по осмии денег. А будет выше рубля или ниже, ино имати на ищеи по тому ж росчету. А доводчику имати хоженое и езд и правда по грамоте. А досудятся до поля да помирятся, и ему имати по грамоте. А побиются на поли, и ему имати вина и противень по грамоте. А где нет грамоты, а помирятся, и ему имати противень вполы исцева, то ему и с тиуном. А побиются на поли в заемном деле, или в бою, и ему имати противень против исцева. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве, или в разбое, или в татьбе, ино на убитом исцово доправити, а сам убитой в казни и в продажи наместнику, то ему и с тиуном.

Дворский – представитель княжеской администрации на дворцовых землях, следил за землеустройством, выполнением феодальных повинностей, делил землю на выти между тяглыми крестьянами.

Староста - выборный административный чин в волости.

Лутчие люди – лица, представлявшие население не по выбору, а по своему положению в местном обществе. Число и функции их не определялись, но они контролировали суд кормленщиков, и тем самым способствовали укреплению единой централизованной судебной системе.

Доводчик – должностное лицо в штате наместника, выполнявшее обязанности судебного следователя, иногда – самого судьи, а также осуществлявшее вызов в суд.

Поле – судебный поединок.

39.О ТАТЕХ УКАЗ. А доведут на кого татбу, или разбой, или душегубьство, или ябедничьство, или иное какое лихое дело, а будет ведомой лихой, и ему того велети казнити смертною казнью, а исцево доправити из его статка, а что ся у статка останеть, ино то наместнику и его тиуну имати себе. А не будет у которого у лихого статка,  чем исцево заплатить, и ему того лихого исцю вь его гибели не выдати, велети его казнити смертною казнью.

40.О ПРАВОЙ ГРАМОТЕ. А от правой грамоты имати боярину или сыну боярьскому, за которым кормленья с судом с боярским, с рубля по полутретья алтына от печати, то ему и с тиуном; а дьяку, который грамоту правую напишеть, от писма с рубля имати по три денги. А тиун дасть грамоту правую, и он емлеть от печяти с рубля по полутретья алтына на государя своего и на себя, а дьяк его емлеть с рубля по три денги. А с холопа и с робы от правые грамоты от отпустные имати боярину или сыну боярьскому, за которым кормленье с судом з боярским, от печяти з головы по полутретья алтына. А дьяк его писма з головы по три денги.

Сын боярьский – (дети боярские) представители низшего разряда служилых людей по происхождению.

41.А тиуну его на корьмление холопу правые грамоты без доклада государя и отпустные грамоты не дати.

42.О ОТПУСТНОЙ ГРАМОТЕ. А положит кто отпустную грамоту без боярьского докладу и без дьячей подписи, или з городов без наместничя докладу, за которыми кормление за сыном боярским с судом с боярским, и та отпустная грамота не во отпустную, опроче тое отпустные, что государь своею рукою напишеть, и та отпустнаа грамота во отпустную.

43.Наместником и волостелем, которые дрьжать кормление без боярьского суда, и тиуном великого князя и боярьскым тиуном, за которыми кормлениа с судом з боярьским, холопа и робы без доклада не выдати и отпустные не дати; а татя и душегубца не пустити и всякого лихого человека без докладу не продати, ни казнити, ни отпустити.

Тиун великого князя и боярьский тиун – должностные лица, за кторыми закреплялось кормление «с судом боярским», уравнивались в правах с кормленщиком «без боярского суда», принадлежали к дворянам и детям боярским.

44.О ПРИСТАВЕХ. А приством наместничим по городом имати хоженое и езд по грамоте, а где нет грамоты, и ему хоженое имати в городе по четыре денги, а езд на версту по дензе, а на правду в городе и в волости вдвое.

45.АЩЕ кто пошлет пристава по наместника, и по волостеля, по боярина и по сына боярскаго, и по их тиунов, и по великого князя тиунов, и наместнику и волостелю, и их тиуном, и великого князя тиуном, и довотчиком к сроку отвечивати ехати; а не поедет к сроку сам, и ему к сроку в свое место к ответу послати.

46.О ТОРГОВЦЕХ. А кто купит на торгу что ново, опроче лошади, а у кого купит, не зная его, а будет людем добрым двемя или трем ведомо и поимаются у него, и те люди добрые скажут по праву, что пред ними купил в торгу, ино тот прав, у кого поимались и целованиа ему нет.

Добрые люди – (здесь) свидетели, кторые присутствовали при заключении сделки.

48.О ПОСЛУШЕСТВЕ. А кого послух послушествует в бою или в грабежю или в займех, ино судити на того волю, на ком ищут, хощет на поле в послухомь лезет, или став у поля, у креста положит, на нем ищут, и истец бес целованиа свое возмет, и ответчикь и полевые пошлины заплатит, а вины ему убитые нет. А не стояв у поля, у креста положит, и он судиамь пошлину по списку заплатит, а полевых ему пошлинь нет.

Послух – свидетель факта, очевидец. В отличие от Русской Правды свидетели не различаются на видоков и послухов.

Став у поля, у креста положит – присягая во время судебного поединка, признает требования истца.

Истец бес целованиа свое возмет – истец освобождается от принесения присяги.

Полевые пошлины – пошлины с привода на поединок, шедшие представителям государственного аппарата, в том числе и наместнику.

А вины ему убитые нет – особождение от дполнительных наказаний, назначаемых судьей для лиц, побежденных в судебном поединке.

А не стояв у поля, у креста положит – признавал требования истца до начала судебного поединка.

49.А противу послуха ответчик будет стар, или мал, или безвечен, или поп, или чернец, или черница, или жонка, ино противу послуха наймит наняти волно, а послуху наймита нет. А что правому учинится убытка или его послуху, ино те убытки на виноватом.

Безвечен – увечный.

Жонка – женщина.

Наймит – (здесь) заместитель стороны в судебном поединке.

50.А послух не пойдет перед судью, ест ли за ним речи, нет ли, ино на том послусе исцово и убыткы и все пошлины взятии. А с праветчиком о сроце тому послуху суд.

Праветчик – судебный исполнитель.

О сроце – о сроке.

51.А послух не говорит перед судиями в ысцевы речи, и истець тем и виноват.

52.А на ком чего взыщет жонка, или детина мал, или кто стар, или немощен, или чем увечен, или поп, или чернец, или черница, или кто от тех в послуществе будет кому, ино наймита наняти волно. А исцем или послуху целовати, а наймитом битися; а противу тех наймитов исцу или ответчику наймит же; а восхочет, и он сам биется на поли.

53.А кто кого поимает приставом в бою, или в лае, или в займех и на суд ити не восхотят, и они доложа судии, помирятся, а судьи продажи на них нет, опроче езду и хоженого.

Лай – оскорбление словом.

54.А наймит не дослужит своего урока, а пойдет прочь, и он найму лишен.

Наймит – (здесь) лицо, работавшее по найму.

Урок – (здесь) срок.

55.О ЗАЙМЕХ. А который купец, идучи в торговлю, возмет у кого денги или товар, да на пути у него утеряется товар безхитростно, истонет, или згорить, или рать возметь, и боярин обыскав, да велит дати тому диаку великого князя полетную грамоту с великого князя печятию, платити исцеву истину без росту. А кто у кого взявши что в торговлю, да шед пропиет или иным какым безумием погубит товар свой без напраздньства, и того исцю в гибели выдати головою на продажу.

Безхитростно – без вины.

Полетная грамота – документ об уплате долга по «летам», в рассрочку.

Истина – (здесь) долг.

Без напраздньства – по своей вине.

56.А холопа полонит рать татарскаа, а выбежит ис полону, и он свободен, а старому государю не холоп.

Старый государь – прежний владелец.

57.О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да поидет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидеть прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.

Христиане – (здесь) крестьяне.

Юрьев день – день (26 ноября), когда разрешался переход. Этот день выпадал на позднюю осень и был крайне неудобен крестьянам, поскольку в случае перехода он терял изимые посевы, что служило весьма тяжелым препятствием к уходу от своего владельца, но удобен был для феодала, поскольку заканчивались сельскохозяйственные работы.

Отказ – (здесь) переход.

Отказыватися – переходить.

58.О ЧЮЖОЗЕМЦЕХ. А которой чюжоземец на чюжеземце чего взыщет, ино того воля, на ком ищут, хочет отцелуется, что в том не виноват, или у креста положит чего на нем ищут, и истец, поцеловав крест, да возмет.

59.А попа, и диакона, и черньца, и черницу, и строя, и вдову, которые питаются от церкви божиа, то судить святитель или его судия. А будет простой человек с церковным, ино суд вопчей. А котораа вдова не от церкви божии питается, а живет своим домом, то суд не святительской.

Строи – лица с прирожденными недостатками, обычно жившие при церкви.

Суд святительской – церковный суд.

Суд вопчей (или сместной суд) – совместный суд (церковный и светский).

60.А который человек умрет без духовные грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли дочери; а не будет у него дочери, ино взяти ближнему от его рода.

Духовная грамота – завещание.

Статок – (здесь) движимое имущество.

Ближнему от его рода – боковые родственники.

61.О ИЗГОРОДАХ. А промежи сел и деревень городити изгороды по половинам; а чьею огородою учинится протрава, ино тому платити, чья огорода. А где отхожие пожни от сел или от деревень, ино поженному государю не городитися, городит тот всю огороду, чьа земля орана пашня к пожни.

По половинам – поровну между смежными владельцами.

Огорода – изгородь.

Пожни – луга, пастбища.

Орана пашня – вспаханная пашня.

62.О МЕЖАХ. А кто сореть между или грани ссечет из великого князя земли боярина и манастыря, или боярской и монастырской у великого князя земли, или боярской или монастырской у боярина, или боярской у монастыря, и кто между сорал или грани ссек, ино того бити книтием, да исцу взяти на нем рубль. А христиане промежу себя в одной волости или в селе кто у кого между переорет или перекосит, ино волостелем или поселскому имати на том за боран по два алтына и за рану присудят, посмотря по человеку и по ране и по рассужению.

Сореть, переорет – перепашет.

Грани ссечет – уничтожит грани (межевые знаки), границы.

Поселский – управляющий дворцовым селом.

За боран – вместо барана.

63.О ЗЕМЛЯХ СУД. А взыщет боярин на боярине, или монастырь на монастыре, или боярской на монастыре, или монастырской на боярине, ино судити за три годы, а далее трех годов не судити. А взыщет черной на черном, или поместник на помесчике, за которым земли великого князя, или черной или селской на помесчике, или помесчик на черном и на сельском, ино судити потому ж за три годы, а далее трех годов не судити. А взыщут на боярине или на монастыри великого князя земли, ино судити за шесть лет, а далее не судить. А которые земли за приставом в суде, и те земли досужывати.

А которые земли за приставом в суде, и те земли досужывати – земли до разрешения спорного вопроса судом передавались под наблюдение пристава, который должен был следить за тем, чтобы эти земли не подвергались незаконным захватам со стороны кого-либо из тяжущихся.

64.А пересудчиком пересуд имати на виноватом две гривны, а менши рубля пересуда нет. А с списка с судного и с холопа и с земли пересуда нет. А с поля со всякого пересуд. А список оболживит кто да пошлется на правду, ино в том пересуд. А подвойскым праваго десятка 4 денги, а имати на виноватом же.

Пересуд – пересмотр дела по жалобе стороны.

Список судный – протокол судебного заседания.

Оболживит – подвергнет сомнению.

Подвойский – должностное лицо в суде.

Правый десяток – пошлина, взыскиваемая за пересуд с лица, признанного виновным и шла в пользу подвойского.

65.А на котором городе будут два наместника или на волости два волостеля, и им имати пошлины по сему списку обе за одного наместника. А тиуном их за одного тиуна, и они мебе делят по половинам.

66.О ПОЛНОЙ ГРАМОТЕ. ПО полной грамоте холоп. По тиуньству и по ключю по сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою и с детми, которые у одного государя; а которые его дети у иного или себе учнут жити, то не холопи; а по городцкому ключю не холоп; по робе холоп, по холопе роба, приданной холоп, по духовной холоп.

Ключ – (здесь) служба или работа по какой-либо специальности в хозяйстве феодала.

Полная грамота – документ, оформляющий поступление в полное холопство.

67.О ПОСУЛЕХ И О ПОСЛУШЕСТВЕ. Да велити прокликать по торгом на Москве и во всех городех Московские земли и Новогородцкие земли и по всем волостем заповедати, чтобы ищея и ответчик судиам и прставом посулу не сулили в суду, а послухом не видев не послушествовати, а видевши сказати правду. А послушествует послух лживо не видев, а обыщется то опосле, ино на том послухе гибель исцева вся и с убыткы.

Прокликать по торгом – публично объявить.

68.О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А к полю приедет околничей и диак, и околничему и диаку воспросити исцев, ищеа и ответчиков, кто за ними стряпчей и поручникы, и кого скажут за собою стряпчих и поручников, и им тем велети и стояти, а доспеху и дубин и ослопов стряпчим и поручником у себя не держати. А которые имуть опришние у поля стояти, и околничему и диаку тех отслати прочь. А не поидут опришнии люди прочь, и околничему и диаку на тех велети исцово доправити и с пошлинами да велети их дати на поруку да поставити перед великым князем.

Стряпчие и поручники – лица, сопровождавшие стороны и охраняющие их во время участия в судебном поединке. Участие этих лиц было необходимо, поскольку сторонники борющихся сторон часто вмешивались в поединок, выливавшийся в общую потасовку.

Ослопы – орудия боя (палки, колья).

Имуть – (здесь) будут.

Опришние – не причастные к делу лица, посторонние.

Российское законодательство X- XX веков.

В 9-ти тт. Т.2. – М., 1985. – С.54–62.

 

СУДЕБНИК 1550 ГОДА

ЛЕТА 7000 ПЯТЬДЕСЯТ ОСМАГО ИЮНЯ ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕА РУСИИ С СВОЕЮ БРАТЬЕЮ И З БОЯРЫ СЕСЬ СУДЕБНИК УЛОЖЫЛ: КАК СУДИТИ БОЯРОМ, И ОКОЛНИЧИМ, И ДВОРЕЦКИМ, И КАЗНАЧЕЕМ, И ДЬЯКОМ, И ВСЯКИМ ПРИКАЗНЫМ ЛЮДЕМ, И ПО ГОРОДОМ НАМЕСТНИКОМ, И ПО ВОЛОСТЕМ ВОЛОСТЕЛЕМ, И ТИУНОМ И ВСЯКИМ СУДЬЯМ[8]

1.Суд царя и великого князя судити боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыти и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.

Дворецкий – управляющий великокняжеским хозяйством, ведал вопросами поземельной собственности, выдавая от лица великогог князя (позже – царя) жалованные грамоты феодалам, судил великокняжеских слуг, отдавал распоряжения, касавшиеся дворцовых крестьян, выступал как судья в отношении населения великокняжеского домена по спорным делам с другими феодалами, черносошными крестьянами или посадскими людьми, осуществлял контроль за деятельностью кормленщиков и являлся апелляционной инстанцией по наиболее важным уголовным делам (разбой и татьба с поличным). В большинстве своем формировались из состава старшего нетитулованного боярства, тесно связанного с Москвой.

Казначей – должностное лицо, ведавшее взиманием торговых и таможенных пошлин и разного рода штрафов, осуществлял суд над всеми посадскими, холопами и другими жителями волостей по делам о долгах, правеже, спорах между жителями разных городов. Обычно назначался не из представителей княжеской или боярской знати, а из близких людей, хорошо знавших финансовое дело и рпзбирающихся во внешнеполитических вопросах.

2.А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьак просудится, а обвинит кого не по суду безхитростно, или список подпишет и правую грамоту даст, а обыщется то в правду, и боярину, и дворецкому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени нет; а истцом суд з головы, а взятое отдати.

Просидится – вынесет по ошибке неправосудное решение.

Пеня – (здесь) наказание.

3.А который боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взяти исцов иск, а пошлины царя и великаго князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правый десяток, и пожелезное взяти втрое, а в пене что государь укажет.

Езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правый десяток, и пожелезное – судебные пошлины.

А в пене что государь укажет – а наказание определяет государь.

4.А который дьак список нарядит или дело запишет не по суду, не так, как на суде было, без боярьского, или без дворецкого, или без казначеева ведома, а обыщется то в правду, что от того посул взял, на том дьаке взяти перед боярином вполы да кинути его в тюрму.

Список нарядит или дело запишет не по суду, не так, как на суде было – составит подложный протокол судебного заседания или умышленно изменит записи показаний сторон или свидетелей.

Вполы – половину (суммы иска).

5.Подьачей, который запишет не по суду для посула без дьячего приказу, и того подьячего казнити торговою казнью, бити кнутьем.

Подьячий  - писарь, делопроизводитель, низший по сравнению с дьяком чин.

Казнити торговою казнью, бити кнутьем – публично бить кнутом на торгу.

6.А кто виноватой солжет на боярина, или на околничего, или на дворецкого, или на казначеа, или на дьяка, или на подьячего, а обыщется то в правду, что он солгал, и того жалобника, сверх его вины, казнити торговой казнью, бити кнутьем, да вкинути в тюрму.

Сверх его вины – помимо вынесенного ему приговором наказания.

7.А кто х которому боярину, или дворецкому, или казначею, или к дьаку придет жалобник его приказу, и ему жалобников своего приказу от собя не отсылати, а давати ему жалобником своего приказу всем управа, который будет жалобник бьет челом по делу; а которому будет жалобнику без государева ведома управы учинити не мочно, ино челомбитье его сказати царю государю. А который боярин, или дворецкой, или казначей, или дьак жалобника своего приказу отошлет, а жалобницы у него не возмет, и управы ему или указу не учинит, и царю государю челомбитьа его не скажет, и учнет тот желобник бити челом государю, что ему управы не учинили, и государь ту его жалобницу отошлет тому, чей суд, и велит ему управу учинити, и бояре ему, или дворецкой, или казначей управы не учинят же, и тем, которые управы не учинят, быти от государю в опале. А который жалобник бьет челом не по делу и бояре ему откажут, и тот жалобник учнет бити челом, докучати государю, и того жалобника вкинути в тюрму.

Жалобница – исковое заявление.

Бити челом – просить, приносит жалобу.

Челомбитье (челобитье) – просьба, жалоба.

Учнет бити челом, докучати государю – будет настаивать на принятии жалобы на судей.

8.А имати боарину, дворецкому, и казначею, дьяку в суде от рублевого дела на виноватом пошлин, кто будет виноват, ищеа или ответчик, и боярину, или дворецкому, или казначею на виноватом одиннатцать денег, а дьяку семь денег, а подьачему две денги; а будет дело выше рубля и ниже рубля, и им имати пошлины по росчету; а болши того им не имати; а от записки подьячему не имати ничего. А возмет боарин, или дворецкой, или казначей, или дьак, или подьячей, или неделщик на ком что лишек, и на том взяти втрое. А хто учнет бити челом на боярина, или на дьяка, или на подьячего, или на неделщика, что взяли на нем сверх пошлин лишек, и обыщется то, что тот солгал, и того жалобника казнити торговою казнью да вкинути в тюрму.

А от записки подьячему не имати ничего – означает не только отсутствие пошлины за ведение записи при рассмотрении дела (судебного протокола), но и за запись челобитья. Челобитья писались в Москве специальными площадными подьячими за определенную плату и запрещение взимания денег за их составление свидетельствует о стремлении правительства хотя бы внешне декларировать возможность населения обращаться со своими жалобами к центральной власти.

Лишек – лишнее против установленной таксы.

9.А досудятся до поля, да не встав у поля, да помирятся, и боярину, и дворецкому, и казначею, и дьаку, и подьячему имати по тому ж указу, а околничему, и дьаку, и подьячему, и неделщику пошлин полевых не имати. А возмет боярин, или околничей, или дворецкой, или казначей, или дьяк, или неделщик, или подьячий лишек болши того и обыщется то, и на том взяти втрое. А обыщется то, что жалобник солгал, и того жалобника казнити торговою казнью да вкинути в тюрму.

10.А у поля став помирятся, и боярину, и дворецкому, и казначею, и дьаку имати пошлины по тому ж росчету; а околничему имати полевых пошлин четверть рубля, а дьяку четыре алтыны, а подьячему денга, а неделщику имати четверть рубля, да неделщику ж имати вящего по два алтына; а болши им того не имати. А кто возмет лишек, и на том взяти втрое. А обыщется то, что жалобник солгал, и того жалобника казнити торговой казнию да вкинути в тюрму.

Вящее – по Судебнику 1497 г. вязчее, вясчее, пошлина за связывание

11.А побьются на поле в заемном деле или бою, и околничему полтина да за доспех убитого три рубля, а дьаку четверть рубля, да неделщику полтина, да неделщику ж вясчего четыре алтыны без дву денег, а подьячему две денги. А не станет кто у поля или от поля збежыт, ино околничему и дьаку и неделщику имати на том, как и с мирового дела; а избные пошлины с рубля по гривне; а болши им того не имати. А возмет кто лишек, и на том взяти втрое. А обыщется то, што жалобник солгал, и того жалобника казнити торговою казнью да вкинути в тюрму.

Убитый – (здесь) побежденный в поединке.

Избные пошлины – пошлины, взымаемые в судебной избе при обычном рассмотрении дела и ничем не отличаются от полевых пошлин.

12.Побьются на поле в пожеге, или душегубстве, или розбое или тадбе, ино на убитом исцово доправити, да околничему на убитом полтина да за доспех убитого три рубля, а дьяку четверть рубля, а неделщику полтина, да неделщику ж вязчего четыре алтыны без двух денег, а подьячему две денги. А убитого дати на поруку: как его государь попытает, ино его поставити перед государем; а не будет по нем поруки, ино его вскинути в тюрму, доколе по нем порука будет.

13.А к полю приедет околничей и дьак, и околничему и дьаку вспросити исцов, и ищей и ответчиков: кто за ними стряпчие и поручники; и кого за собою стряпчих и поручников скажут, и им тем велети у поля стоати; а доспеху и дубин и ослопов стряпчим и поручником у собя не дръжати. А бой полщиком давати околничим и дияком ровен. А которые будут у поля опричные люди, и околничему и дьяку от поля их отсылати; а которые прочь не пойдут, и им тех отсылати в тюрму.

Стряпчие и поручники – лица, спровождавшие стороны и охраняющие их во время участия в судебном поединке.

14.А битися на поле бойцу з бойцом или небойцу с небойцом, а бойцу с небойцом не битися; а похочет небоец з бойцом на поле битись, ино им на поле битись. Да и во всяких делех бойцу з бойцом, а небойцу с небойцом, или бойцу с небойцом по небойцове воле на поле битися по тому ж.

Боец – физически полноценный участник судебного поединка.

Небоец – физически неполноценный участник судебного поединка.

15.А ищеа пошлется на послуси в заемном деле бес кабалы или в какове деле ни буди, и послуси став да меж собя порознятся: иные молвят в ысцевы речи, а иные в ысцевы речи не молвят; и которые молвят в ысцевы речи, а попросят с ними те послухи, которые не молвят в ысцевы речи, поля, ино им присужати поля; а убьют на поле послуси те, которые послушествовали в ысцевы речи, тех послухов, которые не послушествовали в ыстьцовы речи, ино исцово и пошлины имати по списку на ответчике и на тех послусех, которые не послушествовали в ысцовы речи; а которые послуси не послушествовали в ысцовы речи убьют будет на поле тех послухов, которые послушествовали в ысцовы речи, ино имати пошлины по списку на ищее и на тех послусех, которые послушествовали в ысцовы речи, а не попросят поля те послуси, которые послушествовали в ысцовы речи, с теми послухи, которые не послушествовали в ысцовы речи, или послухи не договорят в ысцовы речи, ино тем ищеа виноват. А по кабале порознят послуси и дьяк, ино тому же.

А ищеа пошлется на послуси в заемном деле бес кабалы или в какове деле ни буди – истец может сослаться на показания послухов при возникшем споре, если у него не было соответствующих письменных доказательств.

Не молвят в ысцевы речи – не подтверждают какие-либо факты, приводимые истцом.

Кабала – письменное обязательство, документ: заемная, закладная, выкупная и т.д.

А по кабале порознят послуси и дьяк, ино тому же – в случае разногласия между свидетелями, подписавшимися на заемном обязательстве и дьяком, его скрепившим, спор решался между спорящими поединком.

16.А кого послух опослушествует в бою, или в грабежу, или в займех, ино суд на ответчикову волю: хочет, с послухом на поле лезет или, став у поля у креста, на целование ему или без целованиа даст; а вины в том ответчику и пошлин полевых убитых нет; а побьютца на поле, и пошлины судные и полевые взяти по указу на убитом.

17.А против послуха ответчик будет стар, или мал, или чем увечен, или поп, или чернец, или черница, или жонка, и тому против послуха наймит, а послуху наймита нет; а который послух чем будет увечен безхитростно, или будет в послусех поп, или чернец, или черница, или женка, тем наймита наняти волно ж. А что правому или его послуху учинится убытка, и те убытки имати на виноватом.

Наймит – наемный боец в судебном поединке.

18.А послух перед судью не придет, если ли за ним речи, нет ли, ино на том послухе исцово и убытки и все пошлины взяти; а с неделщиком и с праведчиком о сроце тому послуху суд.

Праведчик – по Судебнику 1497 года праветчик, судебный испонитель.

19.А на ком взыщет женка, или детина, или стар, или немощен, или увечен, или поп, или чернец, или черница, ино им наймит наняти волно, а ответчику против наймита наймит же; а истцу и ответчику крест целовати, а наймитом битися. А похочет истец или ответчик сам битися с наймитом, и он бьется.

20.А кто взыщет человекех на трех или на четырех по жалобнице, а напишет в жалобнице человек десять или пятнадцать, или болши или менши, и те два или три за собя и за иных товарищев отвечают, а за иных не отвечают, и за которых по жалобници отвечают, ино тех судити в их жеребьех; а за которых людей не отвечают по жалобнице, ино в тех их жеребьех велети посылати пристава; а будет по тех людей ходила приставная, ино по той срочной в их жеребьех давати безсудные.

Судити в их жеребьех – рассматривать вопрос об ответственности в пределах доли той или другой из тяжущихся сторон.

21.А на которого из них ездок срочную накинет на одного, и тот срочные своей товаврищем своим, которые с ним в срочные писаны, не покажет, и на которых его товарищев выляжет в их жеребьех безсудная грамота, ино тем людем с тем дати суд, хто им срочные не показал.

Ездок – лицо, которое служило у неделщика и выполняло его поручения по вызову в суд.

Выляжет в их жеребьех безсудная грамота – будет выдана безсудная грамота на падающую на них долю возмещения ущерба.

22.А которые люди учнут искати на наместникех или на волостелех и на их людех по жалобницам, и оне не за всех учнут отвечати, а исцы учнут искати на наместникех или на волостелех и на их людех всего своего иску по жалобнице и без тех, за которых людей не отвечают, и по тем их жалобницам судити во всем иску по жалобнице без тех людей, за которых не отвечают.

23.А которых людей исцы учнут примешивати к наместничим людем или волостелиным людем городских людей или волостных, а наместничи или волостелины люди за тех городцких людей или за волостных отвечати не похотят, и наместничих и волостелиных людей судити в их вытях, а на тех городцкых или волостных людей в их вытях давати пристава; а до наместничих и до волостелиных людей в тех вытех дела нет.

В их вытях – в их частях, долях.

24.А которые люди иногородцы учнут бити челом на наместников или на волостелей о обидных делех, как те наместники или волостели, едучи на жалованье, и на жалованье жывучи, или едучи з жалованья, кого чем изобидят, и тем людем иногородцом приставов на наместников и по волостелей по их людей и до съезду з жалованиа давати, а велети тем наместником и волостелем присылати в свое место к ответу людей своих. А которые иногородцы не учнут о тех своих обидных делех бити челом на наместников и на волостелей и на их людей до году, и тем людем тогды приставов и суда на наместников и на волостелей и на их людей не давати.

Иногородцы – купцы, часто ездившие с товарами по стране, жители других городов Русского государства, не подсудных суду данного наместника.

Жалованье – весь срок несения обязанностей кормленщика. Годичный срок давности исчислялся с момента окончания времени пребывания кормленщика на своем посту.

25.А который ищеа взыщет бою и грабежу, и ответчик скажет: бил, а не грабил, и ответчика в бою обвинити и бесчестие на нем взяти; а в пене, посмотря по человеку, что государь укажет; а в грабеже суд и правда, а во всем не обвинити; а скажет, что грабил, а не бил, и на том грабеж доправити, хто скажет грабил; а в пене, посмотря по человеку, что государь укажет; а в бою суд и правда. А в ыных делех судити по тому ж: кто в чем скажется виноват, то на нем и взяти; а в пене что государь укажет, посмотря по человеку; а в достали суд и правда, крестное целование.

В пене, посмотря по человеку, что государь укажет – меру наказания определит государь соответственно социальной принадлежности осужденного.

А в грабеже суд и правда – при рассмотрении дел о насильственном отобрании или нанесении телесного повреждения разврешается привлекать в качестве доказательствапоказания свидетелей («правда»).

Кто в чем скажется виноват, то на нем и взяти – определить вину согласно собственному признанию обвиняемому.

26.А бесчестие детем боярским, за которыми кормлениа, указати против доходу, что на том кормление по книгам доходу, а жене его безчестья вдвое против того доходу; которые дети боарьские емлют денежное жалование, сколко которой жалованьа имал, то ему бесчестие, а жене его вдвое против их бесчестиа; а дьяком полатным и дворцовым безчестие что царь и великий князь укажет, а женам их двое против их бесчестиа; а торговым гостем болшим пятьдесят рублев, а женам их вдвое против их бесчестиа; а торговым людем и посадцким людем и всем середним бечестиа пять рублев, а женам их вдвое бесчестиа против их бесчестиа; а боярскому человеку доброму бесчестиа пять рублев, опричь тиунов и довотчиков, а жене вдвое; а тиуну боярскому или довотчику и праведчику бесчестиа против их доходу, а женам их вдвое; а крестианину пашенному и непашенному бесчестиа рубль, а жене его бесчестиа два рубля; а боярскому человеку молотчему или черному городцкому человеку молодчему рубль бесчестиа, а женам их бесчестиа вдвое. А за увечие указывати крестианину, посмотря по увечию и по бесчестию; и всем указывати за увечие, посмотря по человеку и по увечью.

Бесчестие, бесчестиа – оскорбление словом и действием, которое могло доходить и до причинения увечья.

Доход – вознаграждение, получаемое в зависимости от служебного положения, которое могло состоять из корма (норма которого определялась в уставных грамотам для каждого уезда) и денежного жалованья (получаемого за управление тем или иным городом).

Дьяки полатные и дворцовые – представители высшей служилой бюрократии. Палатные дьяки – это приказные дьяки (палатыми или избами именовались центральные правительственные учреждения – будущие приказы). Дворцовые дьяки, например из приказа Большого дворца.

Боярский человек добрый – высший представитель боярской челяди, происходившим из холопов.

Крестьянин пашенный и непашенный – первый, волостной житель, землепашец, второй – представитель черносошного крестьянства, занимался сельским хозяйством, а также торговлей, промыслом, ростовщичеством.

27.А который чюжеземец взыщет чего на чюжеземце же, ино того воля, на ком взыщет: хочет сам отцелуется, что в том не виноват, или у креста положит, чего на нем взыщет, и истец, поцеловав крест, да возмет. А которой человек здешнаго государьства взыщет на чюжеземце или чюжеземец на здешнем человеке, и в том дати жеребий: чей ся жеребей вымет, тот, поцеловав, свое возмет и отцелуется.

Чей ся жеребей вымет, тот, поцеловав, свое возмет и отцелуется – если жребий вынет истец, то присягнув, возмет то, что требовал, если ответчик, то присягой отведет от себя обвинение.

28.А которое будет дело судит царь и великий князь, или дети царя и великаго князя или бояре, и который суд не кончается, оставят его в обговоре, дьяку исцовы и ответчиковы речи велети записати перед собою; или в чем ся пошлют на послушество, и дьаку велети то записывати перед собою ж; да те ему дела держати у собя за своею печатью, доколе дело кончается. А которые дела дадут дьяки подьячим с черна начисто переписывати, и дьяком к тем жалобницам и к делом по сставом руки прикладывати. А как подьачей с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: