Конституционно-правовые изменения в РФ в 1991-2016г

22 ноября 1991 г. принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, инкорпорированная затем в Конституцию;

В 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР было принято решение о разработке новой Конституции, создана Конституционная комиссия для подготовки проекта Основного Закона. В это время разрабатывалась масса альтернативных проектов, для обобщения всех предложений создано Конституционное совещание

 

12 декабря 1993 г. впервые в истории России всенародным голосованием принимается новая Конституция (в конституционном референдуме приняло участие более 54 % граждан России, имеющих право на участие в референдуме, из них более 58 % проголосовали за принятие вынесенного на голосование проекта).

 

Именно с принятия новой Конституции РФ 1993 г. формируются новые правовая система и конституционная модель государства. Этап этот будет весьма продолжительным, многие качественные нормы Конституции РФ пока не соблюдаются, требуется значительный период, чтобы общество научилось жить по Конституции.

Поправки к Конституции России — обновление положений Конституции Российской Федерации 1993 года путём процедур, предусмотренных главой 9 Конституции. Собственно поправками именуются конституционные поправки, принятые в форме законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, одобренные органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации

 

5 ноября 2008 года, выступая в Кремле с ежегодным Посланием к Федеральному собранию, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года по увеличению сроков полномочий Президента Российской Федерации с 4 до 6 лет, а Госдумы — с 4 до 5 лет.

7 октября 2013 года президент РФ В. В. Путин внёс в Государственную думу законопроект о поправке к Конституции РФ, которая предусматривает объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда, а также расширяет полномочия Президента РФ по кадровым назначениям в прокуратуре.

22 ноября 2013 года законопроект был принят Государственной Думой, а 27 ноября 2013 года одобрен Советом Федерации.

Госдума 23 мая 2014 года и Совет Федерации 28 мая 2014 года одобрили проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Закон считается принятым с 28 мая 2014 года и вступает в силу, если его одобрят органы законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

 

Предмет конституционного права.

Предмет -общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права

Предметом конституционного права России - общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гр-на, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

 

Во_первых, предмет конституционного права включает такой комплексный объект, как существование и жизнедеятельность общества как социального и политического организма.

 

Во_вторых, предмет конституционного права включает такой комплексный объект, как государство, его характер, главные сущностные признаки, а также устройство (государственное устройство). В отношении соответствующей группы политических отношений уже нельзя говорить, что они могут быть урегулированы правовым путем. Они должны быть урегулированы.

 

В_третьих, предмет конституционного права включает такой комплекс, как исходные начала статуса личности в обществе и государстве, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина как

соответственно первичного компонента общества, гражданина своего государства, участника любых политических, а также экономических и социальных отношений.

 

В_четвертых, предмет конституционного права включает такой комплексный объект, как политические отношения, возникающие в процессе осуществления власти народа в Российской Федерации,

т. е. публичной власти в трех ее формах — государственной власти, общественной власти и власти местного самоуправления.

 

Предмет КП - 1) правовые основы отношений между обществом, личностью и государством, а также 2) правовые основы формирования и функционирования государственной власти (система судебной власти, принципы судебной власти, деятельность судебных органов, организация судебных органов). Все, что ниже правительства, системы органов исполнительной власти и структуры этих органов, и даже начиная с них - не относится к предмету КП, а относится к предмету АП (административная деятельность муниципальных органов, районных и т.д.).

1) - КП

2) государственное право.

 

Методы конституционного права.

Метод правового регулирования — один из критериев, одну отрасль права от другой. Это совокупность приемов или способов, регулирующих отношения в отрасли права.

 

Определяющее место занимает императивный метод — определяется четкий порядок действий, свобода выбора ограничена. Но отдельные нормы конституционного права содержат элементы диспозитивности.            

 

Наиболее распространенные методы:

1) метод установления (конституционного закрепления) — устанавливается порядок действий, полномочий и т.д. Это главы 4,5,6 КРФ, касающиеся Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства.

2) метод обязования — закрепляется обязанность. Ст. 2 КРФ (гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства), ст. 57 (налоги), ст. 58 (об экологии) КРФ.

3) метод дозволения — ст. 32 КРФ (избирательное право), ч. 2 ст. 45 КРФ (защита любым способом не запрещенным законом).

4) метод запрещения (метод конституционных запретов) — ч. 5 ст. 13 КРФ — запрещается основание религиозных объединений, противоречащих Конституционным нормам, ч. 2 ст. 21 КРФ — запрещается подвергать насилию людей, ч.5 ст. 29 КРФ — запрещается цензура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: