Конституционный принцип публичности законов в РФ

ч. 3 ст. 15 К РФ:

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 

ФЗ от 14 июня 1994 г. N 5 -ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"

 

ст. 4: Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации"

 

ст. 5: Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

 

ст. 6: Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

 

Ст 7: "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

 

Конституционный принцип публичности нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ.

ч. 3 ст. 15 К РФ (последнее предложение):

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 

Краткость законов – характерная черта законов СССР. На самом деле в законах не было реальной информации (конкретной) связанной с правоприменением, но отношения регулировались – очень четко и конкретно – на основе подзаконных актов (формально изданы на основе законов, но фактически – по своему усмотрению). Особенность этих документов – они не были опубликованы официально, носили ведомственный характер (инструкции, указания, директивы и т.д.). Все же иногда их можно было найти, иногда – нет.

В связи с этим граждане не знали своих прав, поэтому права нарушились и эти нарушения носили массовый характер.

 

Примечание: в законе зря написано «обязанности», т.к. не все обязанности опубликованы официально, а, следовательно, никого нельзя уволить за ненадлежащее выполнение обязанностей. Существуют и закрытые обязанности (например, составляют государственную тайну).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: