Глава 12. Функции конфликтов 121
К конструктивным функциям конфликтов по отношению к основным участникам можно отнести:
• устранение полностью или частично противоречия, возникающего в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, отдельных работников и т. п. Конфликт высвечивает нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности;
• позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем, тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя и т. д., выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;
• позволяет ослабить психическую напряженность — реакцию участников на конфликт. Конфликтное взаимодействие снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
• служит источником развития личности, межличностных отношений — расширяет сферу и способы взаимодействия человека с окружающими, дает новый социальный опыт решения трудных ситуаций;
• может улучшить качество индивидуальной деятельности;
• при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
• средство самоутверждения личности, формирования активной позиции во взаимодействии с окружающими. Может быть определен как конфликт становления, самоутверждения, социализации.
Конструктивные функции конфликтов по отношению к социуму заключаются в следующем:
• выступает средством активизации социальной жизни группы или общества, поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником развития;
• высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы, может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения. С помощью конфликта руководитель или группа могут регулировать поведение отдельных лиц;
• зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки, актуализирует гуманистические ценности;
• может способствовать созданию новых, более благоприятных, условий, к которым легче адаптируются члены коллектива;
• способен выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл) — группа приобретает качественно новое состояние;
• способствует поиску продуктивных решений проблем в коллективах, ориентированных на предметно-познавательную деятельность;
• оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, устанавливается более доброжелательная обстановка, что происходит почти в каждом втором конфликте.
Глава 13. Динамика конфликта