Этап 1. Идентифицируйте желаемый результат

● Видение желаемого будущего?

● Проблема, которую надо решить?

● Аргумент, который поддерживает позицию?

● Решение дилеммы?

● Разрешение проблемы?

Дайте четкое описание желаемого результата. Если он состоит в разрешении проблемы, убедитесь, что это действительно проблема, но не симптом.

 

Этап 2. Опишите условия или критерии, которым должен удовлетворять результат. Составьте перечень самых важных критериев успешности результата наряду с другими условиями, выполнение которых желательно, поскольку будет способствовать достижению результата.

● Включите минимальное количество существенных критериев, характеризующих результат как имеющее значимость суждение или действие, которое является выполнимым, адекватным и приемлемым с точки зрения затрат.

● С точки зрения организации важным является требование соответствия результата базовым убеждениям предприятия — его целям, ценностям и желаемому будущему. Включите конкретные стандарты, процедуры и ожидания предприятия, которые можно применить на всех четырех уровнях идентичности: соблюдение законности, управление рисками, повышение репутации и вклад в развитие общества.

 

Этап 3. Выявите заинтересованные стороны, т.е. тех, кто вовлечен в процесс принятия решения, на кого он оказывает воздействие или кто в состоянии повлиять на данный процесс или результат.

● Определите их взаимоотношения.

● Проанализируйте культурные различия, используя подход Хофштеде или аналогичный.

● Проанализируйте различия организационной культуры.

● Если решение принято относительно организации или сообщества, распределите заинтересованные стороны по категориям — соответственно внутренним и внешним.

● Определите порядок очередности заинтересованных сторон.  

Этап 4. Изучите все приемлемые, открывающие перспективы, результаты и составьте их перечень.

● Используйте метод «мозгового штурма».

● Рассмотрите точки зрения максимально возможного числа заинтересованных сторон.

● Используйте различные системы отсчета для разработки новых и лучших способов поиска решения.

● Задайте себе вопрос: «Что еще можно сделать?»

 

Этап 5. Соберите все имеющие отношение к делу данные о том, в какой степени каждая из предлагаемых альтернатив удовлетворяет, может удовлетворять или не удовлетворяет критериям приемлемости результата. Рассмотрите точки зрения заинтересованных сторон:

● Каковы представления о будущем у заинтересованных сторон?

● Каким образом они представляют факты, относящиеся к делу?

● Что они ценят конкретно и что абстрактно?

● Какой смысл они вкладывают в ключевые концепции?

 

Этап 6. Оцените все альтернативы, изучив их с точки зрения условий, которым должен соответствовать результат, и определите, какие из них рассматриваются в качестве необходимых, а какие — желаемых.

● Какие альтернативы наилучшим образом удовлетворяют критериям желаемого результата?

● Какие цифры стоят за этими альтернативами? Сколько это стоит? Насколько это выгодно? На какое время они выбраны? Как долго они будут работать?

● Являются ли они осуществимыми, подходящими и приемлемыми с точки зрения затрат? После оценки каждой альтернативы задайте себе вопрос: «И что потом?» Ожидается, что должно иметь место по крайней мере одно нежелательное последствие. Подготовьтесь отстоять и обосновать ваши оценки.

 

Этап 7. Сравните альтернативы и выберите одну, которая наилучшим образом соответствует необходимым и желаемым критериям:

● Сначала исключите все альтернативы, которые не соответствуют необходимым условиям.

● Затем постепенно исключите из них те, которые менее других соответствуют желаемым условиям.

● Учитывайте, что целью является правильный выбор на основе доступной информации, а не идеальный выбор.

 

Этап 8. Подтвердите свой выбор:

● Присоединитесь к видению.

● Поставьте вопрос.

● Подберите аргумент.

● Действуйте в соответствии с принятым решением.

● Начните внедрять решение.

Этические и политические решения предполагают поступки, хотя решение ничего не предпринимать в то время, когда можно действовать, также является поступком. Имейте мужество принимать трудные решения и поступать в соответствии с ними. Выберите ответственного за выбор. Это необходимо, чтобы подтвердить выбор и определить результаты. Будьте готовы нести ответственность и требовать ответственности от других.

 

Этап 9. Обдумайте результаты своего выбора и те действия, с помощью которых это решение будет проводиться в жизнь. Изучайте как процессы, так и результаты.

● Какие вопросы возникают?

● Какие аргументы могут обосновать изменение линии поведения или ее постоянство?

● Что можно улучшить в процессе достижения результата?

● Что можно улучшить в процессе претворения решения в жизнь?

● Какие уроки вы извлекли, работая с процессами и результатами?

 


[1] Управление персоналом. Учебник для ВУЗов /Под ред Базарова Т. Ю., Еремина Б.Л.. - М.: ЮНИТИ, 2006. – СС. 109-129.

[2] Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Стратегия развития персонала: Материалы конференции. — Нижний Новгород, 1996.

³Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973.

[4] Базаров Т.Ю., Малиновский П.В. Управление персоналом в условиях кризиса // Теория и практика антикризисного управления. — М.: ЮНИТИ, 1996.

[5] Дятлов А.Н., Плотников М. В. Общий менеджмент.

[6] Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. Армада, 1998. Главы 1,2,3; СС. 17-57.

[7] А. В. Карпов «Психология менеджмента» Глава 1 «Развитие науки управления»

 

[8] П. Друкер "Практика менеджмента", Москва: Вильямс, 2006, стр.205-230

[9] Автор использует термин federal decentralization. В настоящее время обычно используют термин divisional structure (дивизиональная структура). Иногда также вы можете встретить термин "продуктовая структура". - Прим. ред.

[10] Автор применяет термин functional decentralization. В настоящее время обычно применяют термин functional structure (функциональная структура). - Прим. ред.

 

[11] Peter Drucker, Big Business (Крупный бизнес). — London: Heinemann, 1946.

[12] Правом аннулирования называется право штата на отказ признавать на своей территории действие закона, принятого для всего государства. - Прим. перев.

[13] Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. «Управление персоналом». Часть II «Организационный контекст управлением персонала».

 

[14] Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов.// Методология и методы социальной психологии. - М., 1977.

[15] Малиновский П. В. Идей теоретические и методологические основы организа­ционно-управленческих игр. // Управленческие нововведения и игропрактика. — М., 1990.

[16] Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. — СПб.- Питер, 2001. С. 68-79

 

[17] Базаров Т.Ю., Б.Л.Еремин «Управление персоналом» Глава 3.2 «Организационные культуры как объект управленческой деятельности».

[18] Маршак Р.Д. «Метафоры организации» перевод Л.И. Литовкина, под ред. проф. Т.Ю. Базарова.

[19] Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. «Психология бизнеса» Часть 2 «Человек бизнеса»

[20] От англ. «venture» — «рискованное предприятие», «сумма, подвергаемая риску». На языке руководителей российских бизнес-организаций термин часто используется для обозначения не окупающих еще себя новых направлений деятельности.

[21] Хараш А. У. Руководитель, его личность и деятельность//Личность руководителя: что мешает правильно руководить людьми?

 

[22] Примером упомянутой выше традиционной точки зрения на последствия совмещения одним лицом двух ролей — руководителя и лидера может служить следующая мысль известных специалистов в области управления Г. Кунца и С. О'Доннела: «Если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство».

[23] Еженедельный информационно-аналитический вестник №7. Проект «ФК Зенит». Под ред. Т.Ю.Базарова. Сентябрь, 2005.

[24] Еженедельный информационно-аналитический вестник №7. Проект «ФК Зенит». Под ред. Т.Ю.Базарова. Сентябрь, 20

[25] См.: Рыжак М.М., Кричевский Р.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985.

[26] Еженедельный информационно-аналитический вестник №8. Проект «ФК Зенит». Под ред. Т.Ю.Базарова. Октябрь, 2005.

[27] Томсетт, Роб. Радикальное управление проектами. М.: Лори, 2005

[28] David Such: Avant-garde jazz musicians. Performing 'out there'. Iowa City, 1993. p. 21. Цит. по: Коровкин, В. Другой взгляд на джаз. Попытка сменить парадигму // Полный джаз, №36 (http://www.jazz.ru/mag/138/jl.htm).

[29] См.: Коровкин, В. Другой взгляд на джаз. Попытка сменить парадигму // Полный джаз, №36 (http://www.jazz.ru/mag/138/jl.htm).

[30] Miguel Pina e Cunha, Ken Kamoche, Rita Campos e Cunha. Organizational Improvisation and Leadership // Int. Studies of Management & Organization, vol. 33, no. 1, Spring 2003, pp. 34–57.

[31] См.: Коровкин, В. Другой взгляд на джаз. Попытка сменить парадигму // Полный джаз, №36 (http://www.jazz.ru/mag/138/jl.htm).

[32] Еженедельный информационно-аналитический вестник №8. Том 2. Проект «ФК Зенит». Под ред. Т.Ю.Базарова. Ноябрь, 2005.

[33] Роберт Б. Шо. Ключи к доверию в организации. Дело, 2000; Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.

[34] http://www.begin.ru/db/hrm/166BCB84C4E6AC38C3256AAB0042E30F/print/1/category.html

[35] http://www.sotovik.ru/news/interview/interview_2090.html

[36] http://offline.cio-world.ru/mail/2002/6/21491/

[37] http://www.ektu.kz/news/012.htm

[38] http://www.fundshub.ru/Discussion/?ID=14425&Discuss=1

[39] http://www.asromacalcio.narod.ru/news/290703.htm

[40] Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. М., 2002.

[41] См. Материал Вестника №8 об авторитарной личности.

[42] Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. М., 2002.

[43] Еженедельный информационно-аналитический вестник №8. Проект «ФК Зенит». Под ред. Т.Ю.Базарова. Октябрь, 2005.

[44] В.Райло «Свен-Йоран Эрикссон в футболе»

[45] Иванцевич Дж. М; Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. — М.: Дело, 1993.

[46] Эдвинссон, Лэйф. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М.: Инфра-М, 2005; Нонака, Икуджиро; Такеучи, Хиротака. Компания – создатель знания. М.: Олимп-Бизнес, 2003; Холден Дж. Найджел. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента. М.: Юнити, 2005.

[47] Maier, Cunter W.; Prange, Christiana; von Rosenstiel, Lutz. Psychological Perspectives of Organizational Learning // Handbook of Organizational Learning and Knowledge. Ed. by Meinolf Dierkes, Ariane Berthoin Antal, John Child, and Ikujiro Nonaka. Oxford, 2001, pp. 14-34; Rothman, Jay; Friedman, Victor. Identity, Conflict, and Organizational Learning // Handbook of Organizational Learning and Knowledge. Ed. by Meinolf Dierkes, Ariane Berthoin Antal, John Child, and Ikujiro Nonaka. Oxford, 2001, pp. 582-597; Sadler, Philip. Leadership and Organizational Learning // Handbook of Organizational Learning and Knowledge. Ed. by Meinolf Dierkes, Ariane Berthoin Antal, John Child, and Ikujiro Nonaka. Oxford, 2001, pp. 415-427; Senge, Peter. The leader’s new work: building learning organizations // How Organizations Learn. Managing the Search for Knowledge. Ed. by Ken Starkey, Sue Tempest and Alan McKinlay. 2nd ed., London: Thomson, 2004, pp. 462-486; Арджирис, Крис Подразумеваемые знания и менеджмент // Арджирис, Крис. Организационное научение. М.: Инфра-М, 2004. С. 76-102.

[48] Sapsed, Jonathan; Bessant, John; Partington, David; Tranfield, David; Young, Malcolm. Teamworking and knowledgemanagement: a review of converging themes // International Journal of Management Reviews, 2002, Volume 4, Issue 1, pp. 71–85; Opie A. Thinking Teams, Thinking Clients: Knowledgebased Teamwork. N.Y.: Colombia University Press, 2000; Critchley, Bill; Casey, David. Second thoughts on teambuilding // How Organizations Learn. Managing the Search for Knowledge. Ed. by Ken Starkey, Sue Tempest and Alan McKinlay, 2nd ed., London: Thomson, 2004, pp. 487-498; Blackler, Frank. Knowledge, knowledge work, and organizations: an overview and interpretation // How Organizations Learn. Managing the Search for Knowledge. Ed. by Ken Starkey, Sue Tempest and Alan McKinlay. 2nd ed., London: Thomson, 2004, pp. 339-362; Okhuysen, Gerardo A.; Eisenhardt, Kathleen M. Integrating Knowledge in Groups: How Formal Interventions Enable Flexibility

[49] Nonaka, Ikujiro. A dynamic theory of organizational knowledge creation // How Organizations Learn. Managing the Search for Knowledge. Ed. by Ken Starkey, Sue Tempest and Alan McKinlay. 2nd ed., London: Thomson, 2004, pp. 165-201; Nonaka, Ikujiro; Toyama, Ryoko; Byosiere, Philippe. A Theory of Organizational Knowledge Creation: Understanding the Dynamic Process of Creating Knowledge // Handbook of Organizational Learning and Knowledge. Ed. by Meinolf Dierkes, Ariane Berthoin Antal, John Child, and Ikujiro Nonaka. Oxford, 2001, pp. 491-517.

[50] Lengnick-Hall, M. L. & Lengnick-Hall, C. A. Human resource management in the knowledge economy: New challenges, new roles, new capabilities. San Francisco: Berrett-Koehler, 2002.

[51] Marquardt, Michael. Is It a Learning Organization? // The Consultant’s Toolkit. High-Impact Questionnaires, Activities, and How-to Guides for Diagnosing and Solving Client Problems. Ed. by М. Silberman. N.Y.: McGraw-Hill, 2001, pp. 20-23.

[52] Hinsz, V. B., Tindale, R. S., & Vollrath, D. A. The emerging conceptualization of groups as information processors // Psychological Bulletin, 1997, Vol. 121 Issue 1, pp. 43-64

[53] Mael, F. A., & Tetrick, L. E. Identifying organizational identification. Educational & Psychological Measurement, 1992, 52, pp. 813-824; Kramer, Roderick M. Cooperation and Organizational Identification // Social Psychology in Organizations: Advances in Theory and Research. Ed.: Murnighan, K., Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1993, pp. 244-268; Tyler, T. R. Why people cooperate with organizations: an identity-based perspective // Research in Organizational Behavior, 1999, Vol. 21, pp. 201-245; Haslam A. Psychology in Organizations: The Social Identity Approach. Thousand Oaks, California: Sage Publications, 2000

[54] Hogg, M.A., Hains, S.C.. Mason I. Identification and leadership in small groups: Salience, frame of reference, and leader stereotypicality eefects on leader evaluation // Journal of Personality and Social Psychology, 1998, 75, pp. 1248-1263.

[55] Hogg, M.A., Hardie, E.A., Reynolds, K.J. Prototypical similarity, self-categorization, and depersonalized attraction: A perspective on group cohesiveness // European Journal of Social Psychology, 1995, 25, pp. 159-177; Hogg, M.A. & Hains, S.C. Intergroup relation and group solidarity: Effects of group identification and social beliefs on depersonalized attraction // Journal of Personality and Social Psychology, 1996, 70, pp. 295-309.

[56] Sapsed, Jonathan; Bessant, John; Partington, David; Tranfield, David; Young, Malcolm. Teamworking and knowledgemanagement: a review of converging themes // International Journal of Management Reviews, 2002, Volume 4, Issue 1, pp. 71–85.

[57] Ancona, D.G. Outward bound: Strategies for team survival in the organization // Academy of Management Journal, 1990, 33, pp. 334-365; Ancona D.G., Caldwell D.F. Bridging the boundary: External activity and performance in organizational teams // Administrative Science Quarterly, 1992, 37, pp. 634-665; Clark K. D. Network Structures and Teamwork // International Handbook of Organizational Teamwork and Cooperative Working. Ed. by M.A. West, D. Tjosvold and K.G. Smith. Chichester, UK: John Wiley, 2004, pp. 423-442.

 

[58] Cross Rob, Borgatti Stephen P., Parker Andrew. Making Invisible Work Visible: Using Social Network Analysis to Support Strategic Collaboration // California Management Review, 2002, Vol. 44, n. 2, pp. 25-46; Borgatti Stephen P., Rob Cross. A Relational View of Information Seeking and Learning in Social Networks // Management Science, 2003, Vol. 49, n. 4, pp. 432-445; Reagans Ray, McEvily Bill. Network Structure and Knowledge Transfer: The Effects of Cohesion and Range // Administrative Science Quarterly, 2003, Vol. 48, pp. 240–267.

[59]  Moreland R.L. Transactive memory // Learning Who Knows What in Work Groups and Organizations. Ed. by L. Thompson, J. Levine. Mahwah, NJ: Erlbaum, 1999, pp. 3–31; Moreland R.L., Argote L.. Transactive memory in dynamic organizations // Understanding the Dynamic Organization. Ed. by R. Peterson, E. Mannix. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2003, pp. 135–162.

[60]Moreland R.L., Myaskovsky L. Exploring the performance benefits of group training: transactive memory or improved communication? // Organizational Behavior and Human Decision Processes, 2000, 82(1), pp. 117–133.

[61] Cross, R.; Parker, A.; Prusak. L.; Borgatti, S.P. Knowing what we know: Supporting knowledge creation and sharing in social networks // Organizational dynamics, 2001, Vol. 30 (2), pp. 100-120.

[62] Edmondson, Amy C. Learning from mistakes is easier said than done: group and organizational influences on the detection and correction of human error // Journal of Applied Behavioral Sciences, 1996, 32(1), pp. 5-32; Edmondson, Amy C. Psychological safety and learning behavior in work teams // Administrative Science Quarterly, 1999, 44, pp. 350-383.

 

[63] Edmondson, Amy C. Managing the risk of learning: Psychological safety in work teams // International Handbook of Organizational Teamwork and Cooperative Working. Ed. by M.A. West, D. Tjosvold and K.G. Smith. Chichester, UK: John Wiley, 2004, pp. 255-275.

[64] De Cremer, D.; Snyder, M.; Dewitte, S. “The less I trust, the less I contribute (or not)?” The effects of trust, accountability and self-monitoring in social dilemmas // European Journal of Social Psychology, 2001, 31, pp. 93-107; Weick, Karl E.; Roberts, Karlene H. Collective Mind in Organizations: Heedful Interrelating on Flight Decks // Administrative Science Quarterly, 1993, Vol. 38 Issue 3, pp. 357-331.

[65] West, M.; Anderson, M. Innovations in top management teams // Journal of Applied Psychology, 1996, 31(6), pp. 680-693; D’Anrea-O’Brian, C; Buono, A.F. Building effective learning teams: lessons from the field // S.A.M. Advanced Management Journal, 1996, 61(3), pp. 4-10.

[66] George, J.M. Group affective tone // Handbook of work group psychology. M.A. West (Ed.). Chichester: John Wiley, 1996, pp. 77–94.

[67] Prince, G. Creativity, self and power // Perspectives in creativity. I.A. Taylor & J.W. Getzels (Eds.). Chicago: Aldine, 1975, pp. 249–277.

[68] Jehn, A. Karen. A Multimethod Examination of the Benefits and Detriments of Intragroup Conflict // Administrative Science Quarterly, 1995, Vol. 40, pp. 256 – 282.

[69] McDougall, W. The group mind: A sketch of the principles of collective psychology with some attempt to apply them to the interpretation of national life and character. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1920.

[70] Janis, I. L. Victims of groupthink. Boston: Houghton Mifflin, 1972.

[71] Wegner, D. M. Transactive memory: A contemporary analysis of the group mind // Theories of group behavior. B. Mullen & G. R. Goethals (Eds.). New York: Springer, 1987, pp. 185-208; Weick, Karl E.; Roberts, Karlene H. Collective Mind in Organizations: Heedful Interrelating on Flight Decks // Administrative Science Quarterly, 1993, Vol. 38 Issue 3, pp. 357-331; Weick, Karl E.; Sutcliffe, Kathleen M.; Obstfeld, David. Organizing for high reliability: processes of collective mindfulness // Research in Organizational Behavior, 1999, Vol. 21, pp. 81-123; Thompson, Leigh; Fine, Gary Alan. Socially Shared Cognition, Affect, and Behavior: A Review and Integration // Personality & Social Psychology Review, 1999, Vol. 3, Issue 4, pp. 278-302.

[72] Wegner, D. M. Transactive memory: A contemporary analysis of the group mind // Theories of group behavior. B. Mullen & G. R. Goethals (Eds.). New York: Springer, 1987, pp. 185-208; Wegner, D. M., Erber, R., & Raymond, P. Transactive memory in close relationships // Journal of Personality and Social Psychology, 1991, 61, pp. 923-929; Wegner, D. M., Giuliano, T., & Hertel, P. Cognitive interdependence in close relationships // Compatible and incompatible relationships. W. J. Ickes (Ed.). New York: Springer-Verlag, 1995, pp. 253-276.

[73] Anderson, J. R. Cognitive psychology and its implications (4th ed.). New York: Freeman, 1995

[74] Flavell, J. H., & Wellman, H. M. Metamemory // Perspectives on the development of memory and cognition. R. V. Kail & S. W. Hagen (Eds.) Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1977, pp. 3-33.

[75] Harris, J. E.. External memory aids // Practical aspects of memory. M. M. Gruneberg, P. E. Morris, & R. N. Sykes (Eds.) London: Academic, 1978, pp. 172-180.

[76] Liang, D. W., Moreland, R. L., & Argote, L. Group versus individual training and group performance: The mediating role of transactive memory // Personality and Social Psychology Bulletin, 1995, 21, pp. 384-393.

[77]Moreland, R. Transactive memory and job performance: Helping workers learn who knows what // Shared cognition in organizations: The management of knowledge. J. Levine, L. Thompson, & D. Messick (Eds.). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1999, pp. 3-32.

[78]Wegner, D. M. Transactive memory: A contemporary analysis of the group mind // Theories of group behavior. B. Mullen & G. R. Goethals (Eds.). New York: Springer, 1987, pp. 185-208; Gruenfeld, D. H., & Hollingshead, A. B. Sociocognition in workgroups: The evolution of group integrative complexity and its relation to task performance // Small Group Research, 1993, 24(3), pp. 383-405.

[79] Goodman, P. S., & Shah, S. (1992). Familiarity and work group outcomes // Group process and productivity. S. Worchel, W. Wood, & J. A. Simpson (Eds.). Newbury Park, CA: Sage, pp. 276-298.

[80] Hinsz, V. B. Cognitive and consensus processes in group recognition: Memory performance // Journal of Personality and Social Psychology, 1990, Vol. 59, pp. 705-718.

[81]  Sandelands, Lloyd E., and Stablein, Ralph E. The concept of organization mind //Research in the Sociology of Organizations, 5. Samuel Bacharach and Nancy DiTomaso (eds.). Greenwinch, CT: JAI Press, 1987, pp. 135-161

[82] Asch, Solomon E. Social Psychology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1952, pp. 251-255.

[83] Ryle, Gilbert. The Concept of Mind. Chicago: University of Chicago Press, 1949

[84] Weick, Karl E.; Roberts, Karlene H. Collective Mind in Organizations: Heedful Interrelating on Flight Decks // Administrative Science Quarterly, 1993, Vol. 38 Issue 3, pp. 357-331.

 

[85] Glynn, M.A. & Barr, P.S. Team Decision Making in Organizations // International Handbook of Organizational Teamwork and Cooperative Working. Ed. by M.A. West, D. Tjosvold and K.G. Smith. Chichester, UK: John Wiley, 2004, pp. 211-228.

[86] Janis, I. L. Victims of groupthink. Boston: Houghton Mifflin, 1972.

[87] Galanter, Marc. Cults. New York: Oxford University Press, 1989.

[88] Starbuck, William H., and Francis J. Milliken. Challenger: Fine-tuning the odds until something breaks // Journal of Management Studies, 1988, 25, pp. 319-340.

[89] Crowston, K., Kammerer, E.E. Coordination and collective mind in software requirements development // IBM Systems Journal, 1998, 37, pp. 227-245.

[90] Brockman, E.P. & Anthony, W.P. The influence of tacit knowledge and collective mind on strategic planning // Journal of Managerial Issues, 1998, 10, pp. 204-222.

[91] Faulkner, Robert R., and A. B. Anderson. Short-term projects and emergent careers: Evidence from Hollywood //American Journal of Sociology, 1987, Vol. 92, pp. 879-909.

[92] Ginnett, Robert C. Airline cockpit crew // Groups That Work (and Those That Don't). J. Richard Hackman (ed.).San Francisco: Jossey-Bass, 1990, pp. 427-448.

[93] Eisenberg, Eric. Jamming: Transcendence through organizing // Communication Research, 1990, 17, pp. 139-164.

[94] Rochlin, Gene I. Organizational self-design is a crisis-avoidance strategy: US naval flight operations as a case study // Industrial Crisis Quarterly, 1989, 3, pp. 159-176.

[95] Eisenhardt, Kathleen M. High reliability organizations meet high velocity environments: Common dilemmas in nuclear power plants, aircraft carriers, and microcomputer firms // New Challenges to Understanding Organizations. Karlene Roberts (ed.). New York: Macmillan, 1993, pp. 117-135.

[96] Hutchins, E. The social organization of distributed cognition // Perspectives on socially shared cognition. L. Resnick, J. Levine, & S. Teasdale (Eds.). Washington, DC: American Psychological Association, 1991, pp. 283-307.

[97] Stasser G., Titus W. Pooling of unshared information in group decision making: biased information sampling during discussion // J. Personal. Soc. Psychol., 1985, Vol. 48, pp. 1467–1478.

[98] Gigone D., Hastie R. The common knowledge effect: information sharing and group judgment // J. Personal. Soc. Psychol., 65, pp. 959–974.

[99] Stasser, G. The uncertain role of unshared information in collective choice // Shared cognition in organizations: The management of knowledge. L. L. Thompson, J. M. Levine, & D. M. Messick (Eds.). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1999, pp. 49-70.

[100] Gigone D., Hastie R. The common knowledge effect: information sharing and group judgment // J. Personal. Soc. Psychol., 65, pp. 959–974.

[101] Kruglanski A.W.,Webster D.M. Motivated closing of the mind: “seizing” and “freezing.” // Psychol. Rev., 1996, 103 (2), PP.. 263–283.

[102] Wittenbaum G.M., Hubbell A.P., Zuckerman C. Mutual enhancement: toward an understanding of collective preference for shared information // J. Personal. Soc. Psychol., 1999, 77, pp. 967–978; Wittenbaum G.M. The bias toward discussing shared information: Why are highstatus group members immune? // Commun. Res., 2000, 27(3), pp. 379–401.

[103]Brodbeck F.C., Kerschreiter R., Mojzisch A., Frey D., Schulz-Hardt S. The dissemination of critical, unshared information in decisionmaking groups: the effects of prediscussion dissent // Eur. J. Soc. Psychol., 2002, 32, pp. 35–56; Greitemeyer T., Schulz-Hardt S. Preference-consistent evaluation of information in the hidden profile paradigm: beyond group-level explanations for the dominance of shared information in group decisions // J. Personal. Soc. Psychol., 2003, 84(2), pp. 322–239.

[104]Larson J.R. Jr., Foster-Fishman P.G., Keys C.B. Discussion of shared and unshared information in decisionmaking groups // J. Personal. Soc. Psychol., 1994, 67, pp. 446–461; Stasser G., Stewart D.D. Discovery of hidden profiles by decision-making groups: solving a problem vs. making a judgment // J. Personal. Soc. Psychol., 1992, 63, pp. 426–434.

[105] Tindale, R. Scott, Meisenhelder, Helen H., Dykema-Engblade, Amanda A., Hogg, Michael A. Shared cognition in small groups // Group Processes. Blackwell Handbook of Social Psychology. Ed. By M.A. Hogg and S. Tindale. London: Blackwell Publishing, 2003, pp. 1-30.

[106] Rouse, W., & Morris, N. On looking into the black box: Prospects and limits in the search for mental models // Psychological Bulletin, 1986, Vol. 100, pp. 359-363, p. 360.

[107]Cannon-Bowers, J. A., Salas, E., & Converse, S. Shared mental models in expert team decision making // Individual and group decision making. N. J. Castellan (Ed.). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1993, pp. 221-246; Klimoski, R., & Mohammed, S. Team mental model: Construct or metaphor? // Journal of Management, 1994, 20(2), pp. 403-437; Hinsz, Verlin B. Mental models of groups as social systems // Small Group Research, 1995, Vol. 26, Issue 2, pp. 200-233

[108] Gibson, Cristina B., Zellmer-Bruhn, Mary E. Metaphors and Meaning: An Intercultural Analysis of the Concept of Teamwork // Administrative Science Quarterly, 2001, Vol. 46, Issue 2, p274-303; Томпсон, Лей. Создание команды. М.: Вершина, 2006. С. 190-193.

[109]Manz, Charles and Sims, Henry. Leading Workers to Lead Themselves: The External Leadership of Self-Managing Work Teams // Administrative Science Quarterly, 1987, Vol. 32, No. 1, pp. 106-128; Manz, Charles C. Self-leadership: Toward an Expanded theory of Self-influence Processes in Organizations // Academy of Management Review, 1986, 11 (July), pp. 585-600; Manz, Charles C. and Henry P. Sims, Jr. SuperLeadership: Leading Others to Lead Themselves, New York: Prentice Hall, 1989; Manz, Charles C. and Henry P. Sims, Jr. SuperLeadership: Beyond the Myth of Heroic Leadership // Organizational Dynamics, 1991, 19 (Winter), pp. 18-35; Manz, Charles C. and Henry P. Sims, Jr. Business without Bosses, New York: John Wiley and Sons, 1993.

[110] Woods, Philip A. Democratic leadership: drawing distinctions with distributed leadership // International Journal of Leadership in Education, 2004, Vol. 7, Issue 1, pp. 3-26

[111] Swanson J.W. Zen leadership in a time of rapid change // The Outcomes Mandate: Case Management in Health Care Today. (E.L. Cohen & V. De Back eds). MO: Mosby, St Louis, 1999, pp. 55–65.

[112] McCallin, Antoinette. Interdisciplinary team leadership: a revisionist approach for an old problem? // Journal of Nursing Management, 2003, 11, pp. 364–370; Leathard A. Going Interprofessional: Working Together for Health and Welfare. outledge, London, UK., 1994; Ovretveit T., Mathias P. & Thompson T. Interprofessional Working for Health and Social Care. Macmillan, Hampshire, UK., 1997;

[113]Barry, David. Managing the Bossless Team: Lessons in Distributed Leadership // Organizational Dynamics, 1991, Vol. 20, Issue 1, pp. 31-47; Gronn, P. Distributed properties: A new architecture for leadership // Educational Management and Administration, 2000, 28, 317-338; Wallace, Mike. Modelling Distributed Leadership and Management Effectiveness: Primary School Senior Management Teams in England and Wales // School Effectiveness and School Improvement, 2002, Vol. 13, No. 2, pp. 163-186.

[114]Bradford D.L. & Cohen A.R. Power Up: Transforming Organisations Through Shared Leadership. N.Y.: John Wiley, 1998; Perry, Monica L., Pearce, Craig L., Sims Jr., Henry P. Empowered Selling Teams: How Shared Leadership Can Contribute to Selling Team Outcomes // Journal of Personal Selling & Sales Management, 1999, Vol. 19 Issue 3, pp. 35-51

[115] Bolino, Mark C., Turnley, William H., Bloodgood, James M. Citizenship behavior and the creation of social capital in organizations // Academy of Management Review, 2002, Vol. 27, Issue 4, pp. 505-522.

[116] Katz, Nancy. Sport teams as a model for workplace groups: Lessons and liabilities // Academy of Management Executive, 2001, Vol. 15, n. 3, pp. 56-67.

[117] Vera, D. & Crossan, M. Theatrical improvisation: Lessons for organizations // Organization Studies, 25, 2004, pp. 727–749.

[118] Weick, K. E. Improvisation as a mindset for organizational analysis // Organization Science, 1998, 9, pp. 543–555; Kamoche, K. N., & Cunha, M. P. Minimal structures: From jazz improvisation to product innovation // Organization Studies, 2001, 22, pp. 733–764; Eisenhardt, K. M. Strategic decision making as improvisation // Strategic decisions. V. Papadakis & P. Barwise (Eds.). Norwell, MA. Kluwer, 1997, pp. 251–257; Crossan, Mary; Pina e Cunha, Miguel; Vera, Dusya; Cunha, Joao. Time and organizational improvisation // Academy of Management Review, 2005, Vol. 30, No. 1, pp. 129–145.

[119] Prahl A. Is the traditional concept of work group going to be replaced by a concept of network in the future? Paper presented at the 28th International Congress in Psychology, Beijing, China, 8-14 August 2004.

 

 

[120] Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. — М.: Соцэкогиз, 1962. — С.28

 

[121] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. — М: МГУ, 1995. — С. 34. 

[122] Там же. С.360 — 361.

[123] См.: Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. — Петрозаводск, 1996. — С. 96. ‡‡ См: Basic Organizational Behavior. — N.-Y., 1995. — P.28.

[124] См.: Печчеи А. Человеческие качества. — М.: Прогресс, 1985. — С.289—310.

 

[125] Кант И. Антропология с прагматической точки зрения //Соч. — М.: Мысль, 1966. — T.6. — С. 384. 

[126] Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа //Соч. — М.— Л., 1959. — T.IV. — С.112.

[127] Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. — Петрозаводск, 1996

[128] Shekshnia S. V. Managing People in Russia //Business and management in Russia. — Cheltenham; Brookfield; Elgar, 1996.

 

[129] Бурлачук В. Судьба авторитета в современном мире // Социология: теория, методы, маркетинг. — Киев, 2000. — № 4. — С..91—105.

[130] “ДЕЛОВАЯ ЭТИКА: Руководство по управлению ответственным предприятием в развивающейся рыночной экономике” Кеннет Джонсон, Игорь Абрамов, Опубликовано в рамках Программы эффективного управления, Министерство торговли США, Управление международной торговли, 2004 г., перевод на русский язык 2005г. Стр.277-280

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: