Этапы и возможные способы разрешения конфликтных ситуаций

1. Установить действительных участников конфликтной ситуации.

2. Изучить, насколько это возможно, мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта.

3. Изучить существовавшие до конфликтной ситуации, межличностные отношения участников конфликта.

4. Определить истинную причину возникновения конфликта.

5..Выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении.

6. Определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые: а) были бы адекватны характеру его причин, б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт, в) носили бы конструктивный характер, г) соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.

Как прогнозировать конфликт

Возможно ли прогнозировать конфликт? И если возможно, то как?

Прежде чем ответить на эти два взаимосвязанных опроса, следует обратиться к выведенной нами формуле конфликт=проблема+-конфликтная ситуация+-участники конфликта+-инцидент. Очевидно, для того чтобы прогнозировать конфликт, необходимо знать и уметь определять:

1- Имеется ли проблема?

2. Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация по разрешению проблемы?

3. Кто потенциальные участники возможного конфликта и способны ли они его спровоцировать?

4. Какова вероятность возникновения инцидента?

Отметим, что конфликт может возникнуть только при наличии всех четырех компонентов, его составляющих. Поэтому самые элементарные действия по прогнозированию конфликта должны включать в себя анализ каждого из выделенных нами компонентов и их системное рассмотрение с тем, чтобы увидеть, т. е. прогнозировать, в каком направлении будет происходить развитие событий в целом.

Итак, рассмотрим последовательно каждый компонент системы элементов, их функционирование и направление развития, в котором вероятность конфликта нарастает и может достичь критической точки.

1. Имеется ли проблема?

Ранее уже отмечалось, что проблема есть там и тогда, где есть противоречие, где есть рассогласование чего-то с чем-то. Например, у родителей систематически возникают проблемы по поводу воспитания сына-старшклассника. Эти проблемы являются следствием рассогласования требований, которые предъявляют к сыну отдельно отец и мать. Очень часто то, что разрешает мать, отец запрещает, или наоборот. Итак, налицо рассогласование требований в отношении к сыну и, как следствие, систематические противоречия и проблемы.

2. Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация?

Конфликтная ситуация — это еще не конфликт. Отношения между потенциально конфликтующими сторонами могут то ухудшаться, то восстанавливаться. Жизнь часто делает свое дело. Люди входят в деловое и даже неформальное общение, но между ними возникает непонимание, отчужденность и даже настороженно-враждебные отношения, хотя объяснить или понять первопричину этого порой бывает нелегко. Конфликтная ситуация назревает постепенно. Для прогноза конфликта очень важно понять и увидеть не только то, что она, т. е. конфликтная ситуация налицо, но и в каком направлении она развивается: по нисходящей или, наоборот, по восходящей, т. е, в направлении нарастания противоречия и противоборства.

В ситуации воспитания сына-старшеклассника конфликтная ситуация является результатом многих обстоятельств. Это и то, как складываются взаимоотношения между мужем и женой, и то, каково их взаимопонимание каждого в отдельности с сыном. Но в любом случае для прогнозирования конфликта важно учесть общую тенденцию развития их взаимоотношений.

3. Кто участники конфликта и способны ли они его спровоцировать?

Анализируя психологические особенности участников потенциально возможного конфликта, требуется прежде всего обратить внимание на их мотивы, ценностные ориентации, отличительные особенности характера и манеры поведения.

Допустим, вы — сын, и ваша задача постоянно учитывать индивидуальные особенности матери и отца, с точки зрения того, что каждый из них ценит в жизни, в людях, каковы их пристрастия и интересы, особенности характера, темперамента, манеры поведения.

Если, например, ваша мать более эмоциональна, более импу-льсивна и чаще, чем отец вступает в спор с вами, то вероятность провоцирования конфликта с ее стороны достаточно велика. Но это еще не значит, что именно она будет источником конфликта. Все зависит еще и от особенностей инцидента.

4.    Инцидент. Каков он? В чем его особенности? Будет ли он детонатором конфликта?

Допустим, сын получил за четверть «тройку» по английскому языку. И отец и мать знали, что их сын неплохо успевает по этому предмету. Все предыдущие годы по английскому у него было, как правило, «пять», и вдруг — «тройка»!

Нетрудно предположить, что если родители уверовали в то, что их сын отлично занимается по английскому и вдруг является в конце четверти с «тройкой», то конфликт в семье неизбежен. Отец и мать, вероятно, не только будут требовать объяснений у сына, но и будут предъявлять взаимные претензии: кто из них виноват, кто вовремя не проконтролировал, не обратил внимание на то, что их сын далеко не тот, и не так усердно занимался английским, как раньше.

Мы умышленно привели сверхпростой пример, который показывает, что прогнозирование конфликта требует анализа и осмысления всех четырех компонентов: 1) проблемы, 2) конфликтной ситуации, 3) участников конфликта, 4) самого инцидента, непосредственно провоцирующего конфликт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: