Эвристическая игра «искусство разрешения конфликта»

Предлагаемая далее игра рассчитана на 2—3 часа. В рамках этой игры искусственно создается конфликтная ситуация, разрешение которой направляется и регулируется ведущим, который, кроме того, направляет общий ход игры.

Цель игры. Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта.

Суть конфликтной ситуации. Представим себе больницу, которая специализируется по пересадке донорского сердца. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди по его пересадке находятся пять человек: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа его близка к завершению; шестнадцатилетняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце; молодая симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников; врач той же больницы, в которой ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей, только что похоронила мужа, погибшего в автомобильной катастрофе.

У всех ситуация критическая. Каждому из них осталось жить не больше месяца. Проблема: кому отдать предпочтение при пересадке донорского сердца. Этапы эвристической игры.

Первый этап. Ведущий делит участников игры на три-четыре малые группы и дает возможность каждой предложить и отстоять во что бы то ни стало свою версию, свое предложение: кому пересадить донорское сердце. Кроме того, формируется небольшая группа экспертов. В обязанности экспертов входит задача дать анализ и оценку:

а)    кто в каждой из малых групп был лидером и почему?

б)   какая из малых групп нашла более весомый довод, наиболее правильный подход к решению проблемы пересадки донорского сердца?

в)    какая из малых групп победила в конфликтной ситуации и почему?

Второй этап — этап самой эвристической игры. В рамках этого этапа каждая из групп для генерирования новых оригинальных идей широко использует эвристические методы (мозговой штурм, эмпатию, методы случайных ассоциаций, ключевых вопросов и др.). Практически 30—40 минут отводится каждой группе для наработки идей и выработки стратегии и тактики ведения переговоров с каждой из трех групп. В начале каждая из четырех групп встречается с другой, на что отводится по 15 минут.

Третий этап. Проводится заседание всех четырех групп и начинаются переговоры по разрешению конфликта. Очень важно, чтобы ведущий не доминировал над участниками эвристической игры, а лишь периодически направлял ее ход в нужное русло. Четвертый этап — подведение итогов. На этом этапе группа экспертов (как правило, из трех человек) дает независимые друг от друга характеристики и оценку по установленным ранее критериям каждой группе в отдельности, как ходу, так и результатам разрешения конфликта.

И в заключение ведущий игры может сделать сенсационное заявление о том, что в клиниках по пересадке сердца чаще всего, чтобы не было конфликтов по проблеме, кто на очереди по пересадке сердца, используют единственный критерий — очередность поступления пациентов в клинику, которая строго документально фиксируется.

 

 

Р.Х. Шакуров

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: