Групові та індивідуальні методи соціальної роботи

«Групповое консультирование. Наиболее частым вариантом работы в ситуации группового консультирования является анализ психологом детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях производственного конфликта. …

При групповом консультировании независимо от исходных теоретических позиций психолога ему приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа. Поэтому основы системного подхода имплицитно присутствуют в любой теории о групповом консультировании.

Итак, первое, с чем начинает работать психолог в групповом консультировании это система реально существующих отношений между людьми (которые реально в ситуации консультирования могут и не присутствовать).

Содержание этих отношений может быть самым различным, но для психолога важно перевести его на язык описания субъективной модальности каждого члена группы, чтобы в процессе интервью со всеми членами группы каждый смог выработать свои альтернативы в исследуемой ситуации. Выработка альтернатив связана с потребностью и возможностью каждого члена группы выразить свои актуальные возможности («я могу»), свои чувства («я чувствую»), свои мысли («я думаю»), свои желания («я хочу»), а также свои представления об их изменении.

Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы, в котором были бы представлены взаимосвязанные модельности внутреннего мира каждого члена группы. Для решения этой задачи психолог должен располагать психологическим материалом о типе отношений между членами группы.

Существенно важными для практической работы представляются факты, говорящие об устойчивости отношений. Выявление этого содержания — относительно постоянного для данной группы — позволяет сделать его предметом взаимодействия и на его основе исследовать динамические особенности отношений. …

Устойчивые внутриличностные конфликты одного из членов группы создают условия для стабилизации группы, они могут лишить ее необходимой для развития отношений психологической информации…

Устойчивые личностные качества членов группы, если они противоположны по содержанию, создают основу для стабильных, устойчивых конфликтов, которые, не развиваясь, становятся источником, дезорганизующим группу.

Наличие конфликтных внутриличностных и межличностных качеств у членов группы осложняет для психолога работу по созданию общего для всех членов группы предмета взаимодействия.

Исследование структуры группы позволяет психологу не только выделить иерархические отношения — кто лидер, а кто ведомые, но и проанализировать содержание воздействия одного члена группы на другого. Воздействие, мера воздействия, на которую способен каждый член группы, — важный показатель содержания психологической информации, который доступен каждому члену группы. …

Анализ психологом типов воздействия членов группы позволяет отследить динамику возможностей каждого члена группы в использовании ими психологической информации друг о друге и о себе.

Таким образом, предмет взаимодействия группы — психологическая информация о ее членах — будет дополнена анализом возможностей использования каждым членом группы этой информации.

Группа в ситуации консультирования может выступать как коллективный клиент, а может быть так, что в ней один или несколько человек — клиенты, а остальные выступают в роли заказчика или пользователей психологической информации. …

Обсуждение процесса воздействия членов группы друг на друга приводит к анализу динамики психологической информации, моментов ее стабильности и изменчивости. …

Схему исследования группы в психологическом консультировании можно, по нашему мнению, представить следующим образом:

предмет взаимодействия группы устойчивые элементы в предмете взаимодействия динамические элементы в предмете взаимодействия содержание воздействия участников труппы друг на друга выработка альтернатив в действиях группы     Психологическая информация и ее модальности типы взаимодействия индивидуальное состояние участников взаимодействия мера воздействия задачи и резервы развития всех членов группы  

… Проводя групповое консультирование, психолог особенно внимательно должен контролировать содержание своей позиции, чтобы не организовать коалицию с одним членом группы против других. Такие тенденции особенно сильны в конфликтных группах.

Специфика консультирования каждой группы (семьи, производственной группы, детской группы и т.п.) определяется содержанием предмета взаимодействия в этой группе, выделение специфики этого предмета — важная профессиональная психодиагностическая задача.

Представление психологом содержания социальной роли каждому участнику группы — это момент осознания предмета взаимодействия с членами группы, момент, необходимый для проведения интервью — основного метода воздействия психолога в ситуации консультирования».

Абрамова Г.С. Практическая психология. — М.: Академия, 1997. — 368 с. — С. 174–181.

«В той час як у більшості традиційних форм групової роботи попереднє планування здійснюється від імені користувачів соціальних послуг, у самокерованій діяльності працівники та користувачі є партнерами, що створюють групу, до того ж не закриту, яка керується працівниками, а відкриту — керується користувачами. Це забезпечує стиль роботи, заснований на принципах імпауерменту, який передбачає вирішення самими користувачами таких питань, як: приєднуватись до групи, чи нi, де i коли зустрічатися, які методи роботи є найменш пригноблюючими».

Мюллендер О., Уорд Д. Самокерована групова робота. — К., 1996. — 176 с. — С. 56–57.

«Сущность групповой работы состоит в преимуществе общения с другими людьми, разделяющими нечто общее с вами. Этот общий опыт необязательно должен быть общей проблемой, переживаемой всеми этими людьми, но в условиях социальной работы чаще всего так и бывает…

Групповая работа базируется на определенных стержневых ценностях, которые являются центральными для метода. Группы могут быть источником наделения клиентов возможностью более активного влияния на важные решения в своей жизни, когда люди не зависят от экспертов, а осознают свою ценность, являясь как помощниками других, так и получателями помощи; и где же еще они могут почувствовать коллективную силу для борьбы с социальным угнетением и предпринять действия для перемен. В организационных терминах группы являются «горизонтальным» демократическим источником равного влияния и коллективной ответственности по контрасту с бюрократической структурой с «вертикальным» линейным управлением, основанной на понятии индивидуальной ответственности и отчетности…

Исторически групповая работа имеет сильные корни в нескольких различных традициях. Одной из них является движение поселений и его более недавнее перерастание в работу с молодежью и в микросообществах. Эта традиция всегда занималась мобилизацией групповой солидарности, чтобы бороться с социальными недостатками и быть инициаторами социальных действий. Другой является групповая психотерапия, с ее акцентом на «лечении» и психологии чувств, эмоций и межличностных взаимоотношений. Более недавними ответвлениями этого подхода являются гуманистические групповые терапии наподобие гештальта, трансакционного анализа и психодрамы. Другая традиция видится в движении самопомощи.

Главное направление групповой работы объединяет все эти влияния, охватывая психологические и социальные точки зрения, уделяя особое внимание самому главному — взаимопомощи, и придавая большую важность групповому процессу, а также влиянию самих членов групп на то, что происходит в группах. Можно выделить множество отличительных черт, которые являются общими для всех видов групповой работы, независимо от их условий, цели, клиентуры или методологии:

– каждая группа имеет одну или более целей, независимо от того, ясно она обозначена и согласована или нет;

– несколько человек будут взаимодействовать вместе, вербально или невербально;

– члены группы имеют что-то общее, что собрало их вместе в одну и ту же группу;

– каждый член имеет возможность быть как «помощником», так и тем, «кому помогают»;

– на каждого члена будут влиять остальные члены группы, и наоборот;

– на то, что происходит в группе, будут оказывать значительное влияние ее размер и состав;

– группы изменяются со временем (не обязательно линейным образом, но некоторые изменения происходят всегда);

– вопросы власти и контроля всегда будут важным фактором в жизни группы, признается это открыто или нет;

– вопросы близости и интимности будут влиять на жизнь группы и поведение ее членов;

– группа является социальным микрокосмом, который будет воспроизводить те социальные установки, отношения власти и формы дискриминации (например, сексизм и расизм), которые превалируют в более широком обществе, если только не предприняты активные шаги, чтобы противодействовать этому;

– все группы находятся в контексте — агентства /сообщества/ социополитические условия, — который оказывает большое влияние на групповую жизнь.

Признав, что групповая работа несет в себе потенциальные опасности, равно как и многие позитивные черты, широкий масштаб и потенциал этого метода работы можно проиллюстрировать, перечисляя некоторые из главных типов потребностей, которые могут выиграть от умелого и тонкого группового подхода.

Физическое здоровье. Многие группы учреждаются, чтобы попытаться удовлетворить потребности людей, которые либо сами имеют проблемы со здоровьем, либо являются ухаживающими за пострадавшими или их близкими родственниками. …

Эмоциональное и психическое здоровье…

«Связанная судьба». … описания групп для членов семьи, у которых есть особые потребности из-за того, что они тесно связаны с другими людьми, имеющими особые потребности…

Наделение людей большими полномочиями. Многие группы … кто испытывает социальную дискриминацию и ущемление. Одной из главных целей этих групп является создание группового климата, в котором члены могут заново осознать свою собственную ценность и восстановить самоуважение, а также воспользоваться возможностью более активного влияния на свою жизнь с тем, чтобы ее улучшить, а также, предпринять коллективные действия, направленные на социальные перемены.

Изменение поведения. Государственные агентства обнаружили, что группы могут быть особенно эффективным способом влияния на индивидуальное поведение, которое причиняет вред другим …

Жизненные перемены и их последствия. Это перемены, вызывающие серьезную необходимость приспосабливаться, то ли вследствие «естественного» периода жизни, … то ли из-за некоторого государственного вмешательства, …

Образовательные. Эта категория охватывает группы жизненных и социальных умений и навыков (Priestley at al., 1979), группы по преодолению неграмотности, группы организации досуга, молодежные группы.

Самоуправляемые группы и группы социальных действий. Этот тип групп предлагает их членам полную ответственность и контроль над тем, что происходит как в их жизни, так и в жизни группы в целом. Групповые задачи обычно внешние по отношению к группе, их цель — привнести перемены в социальное окружение ее членов.

Групповая жизнь. В повседневной жизни в интернатах и дневных центрах люди участвуют в целом ряде групп и групповой деятельности. То, что происходит в любой отдельно взятой группе или групповом виде деятельности, влияет само или поддается влиянию того, что происходит в других местах.

Существуют ключевые факторы, которые необходимо принимать во внимание всем, кто планирует или участвует в работе группы. Они таковы:

Тщательная подготовка. Важность основательной подготовки нельзя переоценить. При организации новых групп это может включать представительство интересов группы в агентстве для получения поддержки и ресурсов (людей и вещей), необходимых для создания благоприятной среды для группы. Сюда также относится и то, что каждый должен понимать, для чего организовалась данная группа, что будет происходить на встречах ее членов, каковыми тогда будут основные правила, и так далее.

Размер и состав группы. Если группа является группой самопомощи или управляемой работником, который занимается социальным контролем и социальными действиями, то размер и состав группы будут оказывать большое влияние на происходящее. Идеальный состав довольно невелик, скажем от пяти до семи человек, тогда есть большая вероятность достижения успеха, благодаря быстрой консолидации группы. Если группа расширяется, тогда больше внимания необходимо уделять организационной работе, чтобы быть уверенными, что каждый ее член полностью включается в то, что происходит, а также чтобы снизить часто мешающие угрозы раскола и фракционирования. Руководством по составлению группы является соблюдение как главной отличительной черты или гомогенности (т. е. того, ради чего объединились члены группы с помощью источника поддержки), так и разумного разнообразия (гетерогенности) типов людей и личностей для создания плодотворных условий стимулирования к переменам.

Работник (и). Здесь есть три решающих момента: сколько необходимо работников, кем они будут, и каковы будут их функции в группе. По первому пункту: действительно ли группа нуждается в более чем одном работнике? Помня о том, что работников недостаточно, найдите веские обоснования для включения в группу более чем одного работника. Они, очевидно, должны касаться типа группы, уровня опыта, умений, присущих работникам, и т.д.

Групповая цель. Каков бы ни был тип группы, ее членам необходимо иметь ясные представления о том, для чего они здесь. Все члены группы должны быть осведомлены о трех уровнях — индивидуальном, групповом и внешней среды, но количество внимания, уделяемое каждому из них, в немалой степени зависит от типа группы. Решающим моментом здесь будет общее понимание цели всеми заинтересованными сторонами.

Групповое соглашение и базовые правила. Вступление в группу — это важный шаг в жизни, особенно для людей, которые не привыкли быть в организованных группах. Потенциальным членам нужно знать, будет ли эта группа безопасным местом. Основные правила, касающиеся таких жизненно важных вопросов, как конфиденциальность, равные возможности, ненасильственность, антирасизм, антисексизм, непредвзятость по отношению к инвалидам, свобода посещений не являются гарантией того, что будет или не будет происходить в группе, но, по крайней мере, дают потенциальным членам некоторое представление об основных ценностях. Они также являются четким основанием для работников или членов группы для вмешательства в случае неприемлемого поведения.

Групповая программа. Что будет делать группа? Что можно решить заранее? Кто будет решать? Все эти вопросы очень важны, и часто люди недопонимают: «Мне сказали, что это будет дискуссионная группа, а теперь от меня ожидают участия в ролевой игре или драме».

Опять-таки, нужно всестороннее обсуждение программы и метода, а также понимание всеми того, о чем принято решение.

Задача и процесс. Групповая задача — это то, для чего существует группа, ее цель. Групповой процесс касается жизни группы и того, что происходит между се членами. Некоторые группы намного больше сориентированы на задачи, чем другие, но процесс всегда важен, поскольку то, что члены группы чувствуют по отношению друг к другу, работнику и группе в целом, будет оказывать большое влияние на степень успеха в достижении задачи. Умелые работники и члены группы — это те, кто способен обеспечить разумный баланс, при котором групповой процесс используется для более успешного выполнения задачи.

Стадии группового развития. Как было упомянуто ранее, всякая группа изменяется со временем. «Линейный» или прямолинейный подход предполагает, что группы последовательно проходят через определенные стадии, начиная от сформирования, затем идет период борьбы за роли и позиции, продвижение к единению группы, далее — период зрелости, когда группа наиболее продуктивна, и наконец период окончания и распада (Модель Такмана (Tuckman, 1965): формирование, штурм, нормирование, выполнение и самороспуск). Эта модель действительно оптимальна для некоторых групп, но реальная жизнь намного сложнее (!), ведь многие группы проявляют периодические циркулярные или спиральные тенденции. Возможно наиболее значительной из всех является стадия, в любом случае достигаемая всеми группами, на которой все члены группы становятся хозяевами группы: «их» группа становится «нашей» группой.

Консультация, записи и оценка. Является ли консультирование и/или присмотр нужными и доступными? Будут ли вестись записи о жизни и успехах группы? Как будет оцениваться группа? …».

Браун А. Групповая работа в Великобритании / Практика социальной работы. / Под редакцией К. Ханвея и Т. Филпота. Серия Социальная работа. — Амстердам-Київ, 1996, — 240 с. — С. 52–60.

Методи індивідуальної соціальної роботи

Методи індивідуальної соціальної роботи були домінуючими в перші десятиріччя існування соціальної роботи. В основі цієї групи методів — здійснення соціальної роботи індивідуально, у взаємозв’язку «соціальний працівник — клієнт».

Є багато розширених визначень суті методів, наприклад:

У США їх визначають як «використання всіх можливостей, що допомагають людині пристосуватися до конкретних соціальних умов життя і сприяють тому, щоб вона виробила свою життєву програму».(Бриленд Д. История и эволюция социальной работы. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 1. Пер. з англ. — М., 1993. — с. 390)

У Росії розглядають як методи, що використовуються «соціальними працівниками для /надання/ допомоги індивіду у вирішенні психологічних, міжособистісних, соціоекономічних проблем шляхом особистої взаємодії з ними». (Социальная педагогика: вопросы теории и практики. Методические материалы. — М., 1994. — с. 99).

У Німеччині розуміються як методи «вирішення проблем з метою надання опори і спонукання клієнта розібратися в проблемі та впоратися зі своєю життєвою ситуацією». (Нойфельд И. Методы социальной работы. /Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт В 2 т. Т. 1. — М., — Тула, 1993. — с. 138.

Спеціалісти зазначають: більшість дефініцій цієї групи методів соціальної роботи «підкреслюють аспект адаптації індивіда до його соціального оточення, а не необхідність зміни соціальних умов, що викликали критичний стан», що в окремих випадках суттєво знижує ефективність її застосування.

До найвикористовуваніших методів індивідуальної соціальної роботи відносяться індивідуальні бесіди та консультації, інтерв’ю, моделювання проблемних ситуацій, тренінгові вправи, доручення, поради, кризове втручання, висування вимог, висловлення заохочувань тощо».

Косянчук С., Сидоров В. «Вступ до курсу «Соціальна робота»: частина 1. Інтерв’ю  як один із основних методів індивідуальної соціальної роботи». Донецьк-Херсон, 1997. — 47 с.— С.14–15.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: