Данилевский. Россия и Европа

Гл.10. Различия в ходе исторического воспитания

Народность - ос­нова государства, причина его существования. Главная цель гос-ва - охранение народности.

Государство - случайная смесь народностей. Как оно может охранять и защищать национальную честь и сво­боду, когда честь и свобода народностей в гос-ве нередко друг другу противо­положны? Охрана и защита национальной чести и сво­боды – это оскорбление народной чести и свободы народностей, втиснутых в границы гос-ва; это угнетение одним народом других в одном гос-ве. Эти государства могут быть по сердцу только тем, кто угнетает и оскорбляет => одна Народность, не потерявшая свое самобытного исторического значения, должна составлять только одно государство.

Русский народ перешел через различные формы зависимости, которые сплотили его в единое тело, отучили от личного племенного эгоизма, приучили к подчинению своей воли общим целям. Он вполне приготовлен к принятию гражданской свободы взамен пле­менной воли. Русские могут вынести большую дозу свободы, нежели другой народ, потому что, обладая землею, он имеет консервативные инстинкты. Политические требования русского народа умеренны, так как он не видит во власти врага, а относится к ней с полнейшею доверенностью.

Гл.11. Европейничанье — болезнь русской жизни

Россия в 18 веке подверглась «операции», - Петровской реформе. В Европе открытия и изобретения применялись для развития гос-ва. Цель государства (охрана народ­ности от внешних врагов) требовала техничес­кого образования. Необходимо было укрепить русскую государственность заимст­вованиями из культурных сокровищ, добытых западной наукой и про­мышленностью, — не дожидаясь, когда Россия сама додумается до них.

Петр влюбился в Европу и захотел сделать Россию Европой. К России он относился двояко.Он и любил, и ненавидел ее (ненавидел основу русской жизни – быт, нравы). Две стороны в деятельности Петра: Государственная (изменения в гос-ве) – положительно повлиявшая на Россию и Реформативная (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях) - принесла величайший вред будущности России. Петр поставил иностранные формы жизни на первое почетное место, на русское же накладывалась печать низкого и подлого. Это не укрепило народное сознание. С тех пор понятие об истинно русском до того исказилось, что русским считается то, что им не является. Русский народ обезнародовалось под влиянием европейских соблазнов.

Это Европейничанье; и коренной вопрос, от решения которого зависит вся будущность России и Славянства – «будет ли эта болезнь доброкачественной, окажется ли эта болезнь привив­ною, которая, подвергнув организм благодательному перевороту, изле­чится, не оставив за собою вредных неизгладимых следов, подтачива­ющих самую основу народной жизненности».

Три разряда европейничанья:

1. Искажение народного быта и замена форм его формами чуждыми, иностранными.

2. Заимствование разных иностранных учреждений.

3. Взгляд на внутренние, на внешние отношения и вопросы русской жизни с иностранной, европейской, точки зрения.

Гл15. Всеславянский союз

Главный вывод: всеславянский союз есть единственная твердая почва, на которой может расти самобытная славянская культура, — непременное условие ее развития.

Россия не составная часть Европы ни по про­исхождению, ни по усыновлению. Поэтому у нее только две возмож­ности: образовать с прочими славянами самостоя­тельную культурную единицу, или лишиться всякого культурно-исто­рического значения — быть ничем. Враждебность Европы слишком очевидна. Если Россия не поймет своего назначения, ее неминуемо постигнет участь всего устарело­го, лишнего, ненужного. Постепенно ей придется склонить голову перед требованиями Европы. Так она потеряет свою национальную основу и будет гнить. Россия должна стать главою особой, самостоятельной политической системы государств - Всеславянско­го союза, и служа противовесом Европе во всей ее общности и целости.

Опасность: воцарение европейской цивилизации. Господство одной цивили­зации, одной культуры лишает человечество элемента разнообразия. Бороться с соединенной Европой может только соединенное Славянство. Этот Союз не угроза, а оборонительная мера.

 

2. М.А. БАКУНИН
Федерализм, социализм и антитеологизм

Государство — это самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности.
Оно объединяет только часть людей с целью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных. Оно берет под свое покровительство лишь своих собственных граждан, признает человеческое право, человечность и цивилизацию лишь внутри своих собственных границ. Если оно выказывает по отношению к порабощенным человечность, то не из чувства долга; а из политических целей, из осторожности.

Оскорблять, угнетать, грабить, убивать или порабощать человека считается, с т.з. обыкновенной человечес­кой морали, преступлением. В общественной жизни, с т.з. патриотизма, если это делается для большей славы государства, для сохранения или увеличения его могущества, то становится долгом и добродетелью. Преступления защищаются словами «государственный интерес». Мир политики - арена наи­высшего мошенничества и разбоя —высоко почитаемых, ибо они предписаны патриотизмом, трансцен­дентной моралью и высшим государственным интересом.

Гос-во не может существовать, не совершая преступлений, поэтому необходимо безусловное уничтожения государств. Или переустройства: организовано не сверху вниз, а снизу вверх, с абсолютной сво­бодой для всех частей мира. Образование единого человечества.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: