(Бакунин презирает теорию Маркса (народное гос-во, господствующий пролетариат))
Если пролетариат будет господствующим сословием, то над кем он будет господствовать? Значит будет другой пролетариат, который будет подчинен этому новому господству. Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или маскированного, немыслимо — вот почему мы враги государства. Или весь народ будет управляющим, а управляемых не будет. Тогда не будет правительства, не будет государства, а если будет государство, то будут и управляемые, будут рабы. Марксисты решают так: весь народ будет выбирать народных представителей и правителей государства. За этим кроется деспотизм управляющего меньшинства, тем более опасная, т.к. это - выражение мнимой народной воли. Но это меньшинство будет состоять из работников == из бывших работников, которые будут представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом. Народ не учен, значит, он целиком будет освобожден от забот управления, целиком будет включен в управляемое стадо. Т.е. свобода, или анархия (вольная организация рабочих масс снизу вверх) - окончательная цель общественного развития. А всякое государство, не исключая и народного, есть ярмо, оно порождает деспотизм и рабство.
|
|
5. Уничтожение государства и юридического права ç уничтожение личной наследственной собственности и юридической семьи, основанной на этой собственности (т.к. это не допускает человеческой справедливости).
6. Уничтожение государства, права собственности и юридической семьи è организация народной жизни снизу вверх, на основании коллективного труда, преобразований свободной федерации в ассоциации или в общины, преобразование наций в человечество.
Как же морализировать этот мир? Возбуждая страсть всенародного общечеловеческого освобождения. Это новая, единственная религия.
Цель, значение и назначение этой организации. У нас должна быть только одна революционная армия — народ. Организации предстоит огромная задача: не только приготовить торжество революции народной посредством пропаганды и сплочения народных сил; не только разрушить ныне существующий экономический, социальный и политический порядок вещей; но и после победы сделать невозможным установление какой бы то ни было государственной власти над народом. Затем - Помочь народу самоопределиться на основании полнейшего равенства и полнейшей и всесторонней человеческой свободы, без малейшего вмешательства какой бы то ни было власти. Мы отъявленные враги всякой официальной власти, мы — социально-революционные анархисты.
|
|
3. П.А. КРОПОТКИН
Хлеб и воля
Всякое общество, покончившее с частной собственностью, должно будет организоваться на началах анархического коммунизма. Анархизм неизбежно ведет к коммунизму, а коммунизм — к анархизму (у них общее - стремления к равенству).
Но наш коммунизм не есть коммунизм фаланстера или коммунизм марксистский. Это — коммунизм анархический, коммунизм без правительства, коммунизм свободных людей. Это — синтез свободы экономической и свободы политической.
Современная наука и анархия
Общество - организм, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами, наследием исторического гнета и прошлого варварства, не властителями, избранными или же получившими власть по наследию, а взаимными соглашениями, свободно состоявшимися и свободно признанными. Эти обычаи не должны застывать в своих формах и превращаться в нечто незыблемое под влиянием законов или суеверий. Они должны постоянно развиваться, применяясь к новым требованиям жизни. Никаких властей, никакого владычества человека над человеком, никакой неподвижности в жизни, а вместо того — постоянное движение вперед. Каждому человеку предоставляется свобода действий, чтобы он мог развить свою индивидуальность. Н икакого навязывания под угрозой наказания, возмездия. И - полнейшее равенство в правах для всех. Насчет вредоносных действий. Общество людей свободных и равных сумеет лучше защитить себя от таких поступков. Анархия - общественный идеал, не идеалом господствующих классов, а идеалом масс.
Государство - общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты.
П.Н. ТКАЧЕВ
Задачи революционной пропаганды в росши. (Письмо к редактору журнала «Вперед!»)
II. Революция – это н ародное движение, направленное к уничтожению существующего порядка вещей. Движение о смысленное, разумное. Это сознание и это понимание должны быть присущими всему народу или по крайней мере большинству его, — тогда, по вашему мнению, совершится истинная народная революция.
è революция - осуществление в общественной жизни потребностей большинства, им самим сознанных и понятых. Разве когда большинство сознает и поймет как свои потребности разве тогда ему нужно будет прибегать к насильственному перевороту. Оно сумеет сделать это мирно и постепенно. Ваша революция - утопический путь мирного прогресса. Вы заменяете слово прогресс словом революция.
Революцию делает меньшинство. Она проходит быстро, бурно, беспорядочно, носит на себе характер урагана, стихийного движения. Насильственная революция совершается, когда меньшинство не хочет ждать, чтобы большинство само сознало свои потребности, но когда оно решается навязать ему это сознание,
Ваша революция не страшна нам. Напротив, его прямой интерес состоит в том, чтобы пропагандировать ее идеи. С помощью пропаганды ее идеи можно представить молодежи как искусственное навязывание народу неосознанных и непрочувствованных им идей, как нечто деспотическое, эфемерное, скоротечное и потому вредное.
IV. Революции делают революционеры, а революционеров создают данные социальные условий окружающей их среды. Осознание своего бессилия, своей необеспеченности, чувство зависимости всегда приводят к чувству недовольства, к озлоблению, к протесту. Всякий народ, заявленный произволом, измученный эксплуататорами, скованный по рукам и по ногам железными цепями экономического рабства (а в таком положении находятся все народы) - революционер; он всегда может; он всегда хочет сделать революцию; он всегда готов к ней. А если он ее не делает то только потому, что в нем забита всякая внутренняя инициатива, что у него не хватает духа самому выйти из своей колеи; но - внешний толчок - и он поднимается на нее.
|
|
vi. Для Вашего журнала важнее всего социальный вопрос. Политический вопрос, который всех нас давит, безумный деспотизм самодержавия, возмутительный произвол хищнического правительства, наше общее бесправие, наше постыдное рабство — все это для вас вопросы второстепенные. Вы слишком заняты созерцанием коренных причин зла, чтобы обращать внимание на такие мелочи. В интересах разъяснения фальшивости и несправедливости общих экономических принципов гораздо практичнее обращаться за фактами к Европе, а не к России. Ваш журнал гораздо пристальнее следит за рабочим движением в Западной Европе, чем за внутренней жизнью России.
Ваша главная задача - осуществление революции в возможно ближайшем настоящем. Поэтому, вы, не проникая глубоко в сущность дел, проводите «быструю» революционную агитацию. Ведь наша молодежь, наше интеллигентное меньшинство страдает не столько недостатком ясного понимания несостоятельности общих экономических принципов, лежащих в основе нашего быта, сколько недостатком сильных аффективных импульсов, толкающих людей на практическую революционную деятельность.
VII. задачи революционной пропаганды:
1. По отношению к. образованному большинству, по отношению к привилегированной среде, равно как и по отношению к народу, она должна преследовать главнейшим образом цели агитаторские. Она должна возбуждать в обществе чувство недовольства и озлобления существующим порядком.
2. По отношению к. революционной молодежи, к, своей партии она должна преследовать цели по преимуществу организационные. Доказывает, что главное условие успеха революции зависит от прочной организации, от объединения частных, единичных попыток в одно общее, дисциплинированное, стройное целое.
5. К.Н. ЛЕОНТЬЕВ
Византизм и славянство
Гл.7. О государственной форме
|
|
Между эгалитарно-либеральным поступательным движением и идеей развития нет ничего общего, скорее эгалитарно-либеральный процесс есть антитеза процессу развития. Прогресс, борющийся против всякого деспотизма сословий, цехов, монастырей, даже богатства, - есть не что иное, как процесс разложения, процесс того вторичного упрощения целого и смешения составных частей.
Государство – это дерево, которое достигает своего полного роста, цвета и плодоношения, повинуясь не деспотическому, а таинственному. Государство – это машина, и сделанная людьми полусознательно, и содержащая людей, как части, как колеса, рычаги, винты, и машина, и вырабатывающая людей. Человек в государстве и механик, и винт, и продукт общественного организма.
В древних гос-вах - простота и однообразие, больше равенства и больше свободы, чем будет после. Затем происходит укрепление власти, разделение сословий, большее разнообразие быта и разнохарактерности областей. В эти эпохи всегда есть аристократия, а также единоличноВластители (диктаторы, императоры, короли или гениальные демагоги и тираны). И наибольшего величия и силы гос-во достигает, когда форма его сложна - сопряжение аристократии с монархией. Никто не знает, при каком правлении люди живут приятнее. Бунты и революции мало доказывают в этом случае. Многие веселятся бунтом.
Что пригодно для блага того или другого частного государства?
Государственная форма у каждой нации, у каждого общества своя; она в главной основе неизменная до гроба исторического. Вырабатывается она не вдруг и не сознательно сначала; не вдруг понятна; понятна она только в кризис гос-ва, после которого следует спад, а затем смерть гос-ва.
После цветущей и сложной эпохи начинается процесс вторичного упрощения, ослабления деспотизма (большое однообразие областей, смешение сословий, подвижность и шаткость властей, принижение религии, сходство воспитания). И это НЕ ИДЕТ на благо гос-ва на практике
Национальная политика как орудие всемирной революции. (Письма к О.И. Фуделю)
«Современный политический национализм = распространение космополитической демократизации». Все государства Европы сделали за эти 30 лет огромные шаги к демократизации, равноправности, к смешению классов. При этом - все общества Запада за эти 30 лет больше стали похожи друг на друга, чем были преждеЭто ужасно! – леонтьев). Все идут к одному — к какому-то среднеевропейскому типу общества и к господству какого-то среднего человека. Если так и будет продолжаться – то все гос-ва сольются в одну — всеевропейскую — республиканскую федерацию. (наполеон захватил австрию – у них одни национальные корни, австрия противилась; Россия насильственно демократизировала Польшу и больше прежнего ассимилировала ее – при этом и Россия и Польша боролись под знаменем национальным)
Этот приговор истории повторяется с тех пор неизменно: все то, что противится политическому движению племен к освобождению, объединению, усилению их в государственной отдельности и чистоте, — все это побеждено, унижено, ослаблено.
Мы тогда стали больше думать о славянском национализме и дома, и за пределами России, когда учреждениями и нравами стали вдруг быстро приближаться ко все-Европе. Итак, ясно, что политика национальная, племенная - это слепое орудие всемирной революции. Нужно теперь не славянолюбие, не славянопотворство, не славяноволие — нужно славяномыслие, славянотворчество, славяноо собие — вот что нужно теперь. Русским в наше время надо стремиться со страстью к самобытности духовной, умственной и бытовой.
Революция — это есть неизбежный синтез всех предыдущих движений в религии, философии, политике, социальной экономии. Она существует сама собою, подобно тем элементам, которые в ней сочетались.
Есть еще надежда — надежда на Россию, на ее современную реакцию, имеющую возможность совпасть с благоприятным для религии и культуры разрешением восточного вопроса.
6. И.А.Ильин. Кое-что об основных законах будущей России