Государственность и анархия

(Бакунин презирает теорию Маркса (народное гос-во, господствующий пролетариат))

Если пролетариат будет господствующим сослови­ем, то над кем он будет господствовать? Значит будет другой пролетариат, который будет подчинен этому новому господству. Если есть государство, то непременно есть господство, следователь­но, и рабство; государство без рабства, открытого или маскированного, немыслимо — вот почему мы враги государства. Или весь народ будет управляющим, а уп­равляемых не будет. Тогда не будет правительства, не будет государст­ва, а если будет государство, то будут и управляемые, будут рабы. Марксисты решают так: весь народ будет выбирать народных пред­ставителей и правителей государства. За этим кроется деспотизм управляющего меньшинства, тем более опасная, т.к. это - выражение мнимой народной воли. Но это меньшинство будет состоять из работников == из бывших работников, которые будут представлять уже не народ, а себя и свои притяза­ния на управление народом. Народ не учен, значит, он целиком будет освобожден от забот управления, целиком будет включен в управляемое стадо. Т.е. свобода, или анархия (вольная организация рабочих масс снизу вверх) - окончательная цель общественного развития. А всякое государство, не исключая и народного, есть ярмо, оно порождает деспотизм и рабство.

5. Уничтожение государства и юридического права ç уничтожение личной наследственной собствен­ности и юридической семьи, основанной на этой собственности (т.к. это не допускает человеческой справедливости).

6. Уничтожение государства, права собственности и юридической семьи è организация народной жизни снизу вверх, на основании коллективного труда, преобразований свободной федерации в ассоциации или в общины, преобразование наций в человечество.

Как же морализировать этот мир? Возбуждая страсть всенародного общечеловеческого освобождения. Это новая, единст­венная религия.

Цель, значение и назначение этой организации. У нас должна быть только одна революционная армия — народ. Организации предстоит огромная задача: не только приготовить торжество революции народной посредством пропаганды и сплочения народных сил; не только разрушить ныне существующий экономический, социальный и политический порядок вещей; но и после победы сделать невозможным установление какой бы то ни было государственной власти над народом. Затем - Помочь народу самоопреде­литься на основании полнейшего равенства и полнейшей и все­сторонней человеческой свободы, без малейшего вмешательства какой бы то ни было власти. Мы отъявленные враги всякой официальной власти, мы — социально-революционные анархисты.

 

3. П.А. КРОПОТКИН

Хлеб и воля
Всякое общество, покончившее с частной собственностью, должно будет организоваться на началах анархи­ческого коммунизма. Анархизм неизбежно ведет к коммунизму, а ком­мунизм — к анархизму (у них общее - стремления к равенству).

Но наш коммунизм не есть коммунизм фаланстера или коммунизм марксистский. Это — коммунизм анархи­ческий, коммунизм без правительства, коммунизм свободных людей. Это — синтез свободы экономической и свободы по­литической.

Современная наука и анархия
Общество - организм, в котором отно­шения между отдельными его членами определяются не законами, наследием исторического гнета и прошлого варварства, не властителями, избранными или же получившими власть по наследию, а взаимными соглашениями, свободно состоявшимися и свободно признанными. Эти обы­чаи не должны застывать в своих формах и превращаться в нечто незыблемое под влиянием законов или суеверий. Они должны по­стоянно развиваться, применяясь к новым требованиям жизни. Никаких властей, никакого владычества человека над человеком, никакой не­подвижности в жизни, а вместо того — постоянное движение вперед. Каждому человеку предоставляется свобода действий, чтобы он мог развить свою индивидуальность. Н икакого навязывания под угрозой наказания, возмездия. И - пол­нейшее равенство в правах для всех. Насчет вредоносных действий. Общество людей свободных и равных сумеет лучше защитить себя от таких поступков. Анархия - общественный идеал, не идеа­лом господствующих классов, а идеалом масс.

Государство - общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты.



П.Н. ТКАЧЕВ

Задачи революционной пропаганды в росши. (Письмо к редактору журнала «Вперед!»)

II. Революция – это н ародное движение, направленное к уничтожению существующего порядка вещей. Движение о смысленное, разумное. Это сознание и это понимание должны быть присущими всему народу или по крайней мере большинству его, — тогда, по вашему мнению, совершится истинная народная революция.

 

è революция - осуществление в общественной жизни потребностей большинства, им самим сознан­ных и понятых. Разве когда большинство сознает и поймет как свои потребности разве тогда ему нужно будет прибегать к насильствен­ному перевороту. Оно сумеет сделать это мирно и посте­пенно. Ваша революция - утопический путь мирного прогресса. Вы заменяете слово прогресс словом революция.

Революцию делает меньшинство. Она проходит быстро, бурно, беспорядочно, носит на себе характер урагана, стихийного движения. Насиль­ственная революция совершается, когда меньшин­ство не хочет ждать, чтобы большинство само сознало свои потребнос­ти, но когда оно решается навязать ему это сознание,

Ваша революция не страшна нам. Напротив, его прямой интерес состоит в том, чтобы пропагандировать ее идеи. С по­мощью пропаганды ее идеи можно представить молодежи как искусственное навязы­вание народу неосознанных и непрочувствованных им идей, как нечто деспотическое, эфемерное, скоротечное и потому вредное.
IV. Революции делают революционеры, а революционеров создают данные социальные условий окружающей их среды. Осознание своего бессилия, своей необеспеченности, чувст­во зависимости всегда приводят к чувству недовольства, к озлоблению, к протесту. Всякий народ, за­явленный произволом, измученный эксплуататорами, скованный по рукам и по ногам железными цепями эко­номического рабства (а в таком положении на­ходятся все народы) - революционер; он всегда может; он всегда хочет сделать революцию; он всегда готов к ней. А если он ее не делает то только потому, что в нем забита всякая внут­ренняя инициатива, что у него не хватает духа самому выйти из своей колеи; но - внешний толчок - и он поднимается на нее.

vi. Для Вашего журнала важнее всего социальный вопрос. Политический вопрос, который всех нас давит, безумный деспотизм самодержавия, возмутительный произ­вол хищнического правительства, наше общее бесправие, наше по­стыдное рабство — все это для вас вопросы второстепенные. Вы слиш­ком заняты созерцанием коренных причин зла, чтобы обращать вни­мание на такие мелочи. В интересах разъяснения фальшивости и несправедливости общих экономических принципов гораздо практичнее обращаться за фактами к Европе, а не к России. Ваш журнал гораздо пристальнее следит за рабочим движением в Западной Европе, чем за внутренней жизнью России.

Ваша главная задача - осуществление революции в возможно ближайшем на­стоящем. Поэтому, вы, не проникая глубоко в сущность дел, проводите «быструю» революционную агитацию. Ведь наша мо­лодежь, наше интеллигентное меньшинство страдает не столько недо­статком ясного понимания несостоятельности общих экономических принципов, лежащих в основе нашего быта, сколько недостатком силь­ных аффективных импульсов, толкающих людей на практическую ре­волюционную деятельность.
VII. задачи революционной пропаганды:

1. По отношению к. образованному большинству, по отношению к привилегированной среде, равно как и по отношению к народу, она должна преследовать главнейшим образом цели агитаторские. Она должна возбуждать в обществе чувство недовольства и озлобления су­ществующим порядком.

2. По отношению к. революционной молодежи, к, своей партии она должна преследовать цели по преимуществу организационные. Доказывает, что главное условие успеха революции зависит от прочной организации­, от объединения частных, единичных по­пыток в одно общее, дисциплинированное, стройное целое.

5. К.Н. ЛЕОНТЬЕВ
Византизм и славянство
Гл.7. О государственной форме

Между эгалитарно-либеральным поступательным движением и идеей развития нет ничего общего, скорее эгалитарно-либеральный процесс есть антитеза процессу развития. Прогресс, борющийся против всякого деспотизма сословий, цехов, монастырей, даже богатства, - есть не что иное, как процесс разложения, процесс того вторичного упрощения целого и смешения составных частей.

Государство – это дерево, которое достигает своего полного роста, цвета и плодоношения, повинуясь не деспотическому, а таин­ственному. Государство – это машина, и сде­ланная людьми полусознательно, и содержащая людей, как части, как колеса, рычаги, винты, и машина, и вырабатывающая людей. Человек в государстве и механик, и винт, и продукт общественного организма.

В древних гос-вах - простота и однообразие, больше равенства и больше свободы, чем будет после. Затем происходит укрепление власти, разделение со­словий, большее разнообразие быта и разнохарактерности об­ластей. В эти эпохи всегда есть аристократия, а также единоличноВластители (диктаторы, императоры, короли или ге­ниальные демагоги и тираны). И наибольшего величия и силы гос-во достигает, когда форма его сложна - сопряжение аристократии с монархией. Никто не знает, при каком правлении люди живут приятнее. Бунты и революции мало доказывают в этом случае. Многие веселятся бун­том.

Что пригодно для блага того или другого частного государства?

Государственная форма у каждой нации, у каждого общества своя; она в главной основе неизменная до гроба исторического. Вырабатывается она не вдруг и не сознательно сначала; не вдруг по­нятна; понятна она только в кризис гос-ва, после которого следует спад, а затем смерть гос-ва.

После цветущей и сложной эпохи начинается процесс вторичного упрощения, ослабления деспотизма (большое однообразие областей, смешение сословий, подвижность и шаткость властей, при­нижение религии, сходство воспитания). И это НЕ ИДЕТ на благо гос-ва на практике
Национальная политика как орудие всемирной революции. (Письма к О.И. Фуделю)
 «Современный политический национализм = распро­странение космополитической демократизации». Все государства Евро­пы сделали за эти 30 лет огромные шаги к демократизации, равноправности, к смешению классов. При этом - все общества Запада за эти 30 лет больше стали похожи друг на друга, чем были преждеЭто ужасно! – леонтьев). Все идут к одному — к какому-то среднеевропейскому типу общества и к господству какого-то среднего человека. Если так и будет продолжаться – то все гос-ва сольются в одну — всеевропейскую — республикан­скую федерацию. (наполеон захватил австрию – у них одни национальные корни, австрия противилась; Россия насильственно демократизировала Польшу и больше прежнего ассимилировала ее при этом и Россия и Польша боролись под знаменем национальным)

Этот приговор истории повторяется с тех пор неизменно: все то, что противится политическому движению племен к ос­вобождению, объединению, усилению их в государственной от­дельности и чистоте, — все это побеждено, унижено, ослабле­но.

Мы тогда стали больше думать о славянском на­ционализме и дома, и за пределами России, когда учреждениями и нравами стали вдруг быстро приближаться ко все-Европе. Итак, ясно, что политика национальная, племенная - это слепое орудие всемирной ре­волюции. Нужно теперь не славянолюбие, не славянопотворство, не славяноволие — нужно славяномыслие, славянотворчество, славяноо собие — вот что нужно теперь. Русским в наше время надо стремиться со страстью к самобытности духовной, умствен­ной и бытовой.

Ре­волюция — это есть неизбежный синтез всех предыдущих дви­жений в религии, философии, политике, социальной экономии. Она существует сама собою, подобно тем элементам, ко­торые в ней сочетались.

Есть еще надежда — надежда на Россию, на ее современную реакцию, имеющую возможность совпасть с благо­приятным для религии и культуры разрешением восточного во­проса.

6. И.А.Ильин. Кое-что об основных законах будущей России








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: