Цель урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по данной теме

Класс: 5 кл.

Тип урока: повторение, закрепление.

Форма урока: игра «КВН».

Цель урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по данной теме.

Задачи:

  • образовательные: повторить и обобщить знания учащихся по разделу «Фонетика. Графика»; формировать умения применять полученные знания на практике;
  • развивающие: развивать познавательный интерес к русскому языку, логическое мышление, творческую активность, способствовать развитию зрительной памяти учащихся;
  • воспитательные: воспитывать любовь к слову и речевой культуре, создать условия для коллективной ответственности каждого учащегося, активизация познавательного интереса к русскому языку.

Оборудование: ноутбук, слйды, аудиозаписи, песочные часы, карточки с вопросами, шарики, цветные мелки, чистые листочки, эмблемы, медали, грамоты, конфеты, лингвистическая газета.

 

 

                                        Ход урока.

Вступительное слово. (Слайды.)

 «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты ОДИН мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы ТАКОЙ язык не был дан великому народу!» (Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев).

 Русский литературный язык сформировался в основном к середине XIX века. Его формирование происходило под воздействием трёх сил: активного языкового творчества народа — носителя русского языка, усилий профессиональных филологов, а также творчества выдающихся русских писателей.

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». (Н. В. Гоголь)   

Человеческая речь состоит из звуков. Это ее «строительный материал». Звук речи является наименьшей единицей. Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков и последовательностью их расположения.

Фонетика (от греч. «звук») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.

Буква — это графический знак, служащий для обозначения на письме звука речи.

Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются.

Ребята, сегодня у нас необычный урок – игра «КВН».  Для этой игры нам понадобятся 3 команды по 3 участника(по желанию). Если не выходят, то можно позвать тех, чьи фамилии начинаются на гласные буквы, или на согласные «М», или у тех, у кого фамилия состоит из 5 слогов и т.д. Задания будете выполнять на время. Итак, мы начинаем! (аудиозапись)

I тур. Название команд. Выбор капитана. Представление команд.(2 мин., до 1 балла)

II тур. Разминка. (Аудиозапись). Карточки с ответами сдаются на стол жюри.(2 мин., до 1,5 балла)

1. Сосчитать буквы и звуки в словах: объявление, объездчик, маленькая.

2. Придумать предложение на тему «Природа», употребив в них «шуршащие звуки». Например: Ежик шуршал в тишине леса. Тихо шла осень, шурша в тишине листьями.

3. Ударение, как видим, играет большую роль в лексическом толковании слова. Правильно расставьте ударение а данных словах: цемент, хвоя, портфель, щавель, красивее, морковь, договор, торты, стиральный, кулинария, правы, права, облегчить.

А пока команды выполняют задания, мы покажем вам сценку «Спор между «Ъ» и «Ь».


– Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак. –

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в Алфавит ты не годишься!

– Кто б говорил, но ты бы уж помолчал! –

Знак Мягкий Твердому на это отвечал. –

Ты тверд и груб,

Как суковатый дуб.

Давным - давно пора, как букву Ять,

Тебя из азбуки изъять...

– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова,-

Услышав этот спор, сказала буква А. –

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.


 

III тур. Велика роль Ь,Ъ. Без них слова приобретают другой смысл. Подберите слова, которые отличаются в правописании наличием или отсутствием этих знаков. Кто больше, тот и получит высокие баллы. (за 1 пример 0,5 б)


Например: Семя – семья,

Семка – съемка,

угол – уголь,

полка – полька,

тол – толь,

мол – моль и т.д.


IV тур. Конкурс капитанов.(3 мин.)

Необходимо сосчитать количество слогов, букв и звуков (время на выполнение данного задания – 2 минуты; слова на карточках). За каждое слово – 0,5 балла.

(Задания для 1-й команды даны под буквой «А», для 2-й – под буквой «Б», для 3-й – под «В»).

А) яблоко, прелестный, станция, каменный;

Б) еловый, местность, подсчитать, длинный;

В) объезд, рассчитать, судьи, представление.

Пока капитаны пишут, мы ответим на вопросы. За правильный ответ команда получает от 1 до 3 очков в зависимости от полноты и правильности ответа.

  • Что такое фонетика?
  • Что такое звуки и буквы?
  • На какие две группы делятся звуки речи?
  • Сколько гласных звуков в русском языке?
  • Сколько согласных звуков в русском языке?
  • Назовите всегда твердые согласные.
  • Назовите всегда мягкие согласные.
  • Назовите сонорные согласные звуки.
  • В чем особенность букв Е, Ё, Ю, Я?

V тур Вопросы команд друг другу. Например:

1. В слове сто одинаковых букв, что это за слово? Какие слова еще знаете? (стог, стол, стон, стой)

2. В каком слове сорок гласных? (сорок – а)

3. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного? (я – к)

4. Половина какой буквы дает название войсковой части? (пол – к)

5. Какая согласная буква и нота составляют вместе название реки? (до- н)

6. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (с – о – с – на)

VI тур. Спор – кто важнее гласные или согласные?

Конкурс «Зашифрованные фамилии». Каждая команда должна зашифровать фамилии известных в школе людей

- с помощью только гласных 3 фамилий,

- с помощью только согласных 5 фамилий.

Команды обмениваются шифровками. Читают по очереди. Кто больше угадает. (2 мин.)

Пока команды выполняют задания, прочитаем стишок.

Если слышишь парный звук,

будь внимателен, мой друг,

парный сразу проверяй,

слово смело изменяй:

«зуб» на «зубы», «лед» на «льды» -

будешь грамотным и ты.

- Где растет морковь?

- На грядках.

- Буквы пишут где?

- В тетрадках.

- Чистим что мы?

- Зубки.

- Надеваем в холод?

- Шубки.

- Любим все?

- Снежки, салазки.

- А читаем часто?

- Сказки.

Звук согласный проверяй,

рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? Нет грядок.

А тетрадка? – Нет тетрадок.

Зубки! Изменили – зубы.

Шубки! Проверяем – шубы.

Ждем снежинок и салазок.

И побольше чудных сказок.

 

VII тур. Узнайте слово(-а), разгадав метаграмму. За каждую разгаданную метаграмму команда получает 2 балла.

 (Метаграмма — это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово). Каждой команде по одной метаграмме.

1. Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но н на б смени скорей -
И обитатель я морей.

Кран – Краб.

2. С буквой щ - на самом деле
Я на службе у Емели.
м поставь на это место:
Без меня не будет теста.

   Щука – мука.

3. Не найдёшь ли ты такого
Удивительного слова:
Если буква в нём меняется,
Птица в рыбу превращается.

Фазан – сазан.

4. С з - нужна в бильярде я,
С ж я - след после дождя,
С п - я видеть помогаю,
С н - путь ночью освещаю.
Луза - лужа - лупа – луна

VIII тур. Глядя на рисунок, учащиеся в течение 2 минут запоминают расположение букв на нем. Затем, указывая на них, нужно назвать все в алфавитном порядке. Выигрывает тот, у кого меньше времени займет выполнение задания.(включение веселой музыки)

 

IX тур. Музыкальный конкурс. Для команд и зрителей.

Детская песенка:


Жили у бабуси два веселых гуся,
Один - серый, другой - белый,
Два веселых гуся,
Один - серый, другой - белый,
Два веселых гуся!

Мыли гуси лапки в луже у канавки,
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке,
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке!

Вот кричит бабуся - "Ой, пропали гуси!"
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!

Выходили гуси - кланялись бабусе!
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе,
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе!


Задние:

1) Все гласные заменить на «о»;

2) Все гласные заменить на «у»;

3) Все гласные заменить на «и»;

4) Все гласные заменить на «а» (для зрителей).

Итоги. Итак, ребята! На этом конкурсы заканчиваются и игра подошла к концу. Веселые и находчивые, скажите что вы сегодня узнали нового? Что такое фонетика? Что такое звуки и буквы? На какие две группы делятся звуки речи? Что вы можете сказать о «Ъ» и «Ь» знаках? Какая буква важнее гласные или согласные? Пока члены жюри подводят итоги, мы Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы. (Слайд)

Р - с - л - чк -
Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -
Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь
К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -
Н -, п - г - д -!

Молодцы, ребята! А теперь дадим слово членам жюри.

Награждение. Грамоты. Медали.

Хочется поблагодарить всех участников за их активность и пожелать всем доброго и светлого! Досвидание!











































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: