Цель: --- создать оптимальные температурные условия для ребёнка;
--- создать ребёнку максимальный комфорт.
Показания: --- защита ребенка от потери тепла;
--- предупреждение загрязнения постельного белья.
Противопоказания: --- недоношенность II-IV степени;
--- возраст старше 3-х месяцев.
Оснащение: --- тонкая и тёплая распашонки;
--- фланелевая и тонкая пелёнки;
--- подгузник или памперс;
--- пеленальный стол;
--- резиновые перчатки;
--- ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
Обязательные условия: --- использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пелёнках для свободного движения ребёнка);
--- шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;
--- правильная фиксация пелёнок («замочек» расположен спереди);
|
|
--- исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.
Возможные проблемы: --- беспокойство из-за складок пелёнок,
--- потёртости кожи при нарушении техники пеленания,
- -- перегревание или переохлаждение,
--- нарушение дыхания, пищеварения при тугом пеленании.
Этапы | Обоснования | ||
Подготовка к манипуляции | |||
1. Объяснить маме цель и ход пеленания | Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком Предупреждение нарушений развития костно-мышечной системы | ||
2. Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение чёткости выполнения процедуры | ||
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать пеленальный столик дезраствором | Обеспечение инфекционной безопасности | ||
4. Уложить на пеленальном столе пелёнки послойно (снизу вверх: фланелевая пелёнка àтонкая пелёнка àподгузник или памперс) Приготовить распашонки, вывернув тонкую швами наружу | Достижение чёткости проведения пеленания | ||
5. Распеленать ребёнка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол | Обеспечение проведения процедуры | ||
Выполнение манипуляции | |||
1. Надеть на ребёнка тонкую распашонку швами наружу, разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперёд | Предупреждение охлаждения грудной клетки | ||
2. Надеть подгузник. Для этого: -- уложить ребёнка на пелёнки так, чтобы широкое основание подгузника приходились на область поясницы -- провести нижний край подгузника между ножками ребёнка -- обернуть боковые концы подгузника вокруг тела Примечание: подгузник можно заменить памперсом | Предупреждение загрязнения значительных участков тела | ||
3. Завернуть ребёнка в тонкую пелёнку, -- проводя один край её между ножек -- другим краем обернуть ребёнка -- подвернуть нижний край пелёнки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребёнка --зафиксировать пелёнку, расположив «замочек» пелёнки спереди | Реализация использования метода свободного пеленания Профилактика потертостей Сохранение возможности осуществлять движение ножками Обеспечение комфортных условий | ||
4. Запеленать ребёнка в тёплую пелёнку: -- расположить ребёнка на фланелевой пелёнке так, чтобы её верхний край располагался на уровне козелка -- одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны -- другим краем пеленки нарыть и зафиксировать второе плечо -- подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалась свободное пространство для движения ножек ребенка -- зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди | Предупреждение переохлаждения ребенка Предупреждение образования «декольте» при пеленании Реализация метода свободного пеленания Фиксация ручек ребенка Обеспечение комфортных условий | ||
5. Широкое пеленание: завёрнутого в подгузник ребёнка уложить на фланелевую пелёнку, сложенную по длине в виде ленты шириной 10-12 см. На один конец её уложить головку ребёнка, а другой перебросить через промежность на живот. Затем запеленать ребёнка, используя тонкую и фланелевую пелёнки, как сказано в предыдущих пунктах | Обеспечение физиологического положения бёдер, формирования головки бедренной кости и вертлужной впадины Препятствование вывиху головки бедренной кости в случае врождённой дисплазии тазобедренных суставов | ||
Завершение манипуляции
| |||
1. Уложить ребенка в кроватку | Обеспечение безопасности ребенка | ||
2. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Примечание: многих доношенных новорожденных можно с первых дней жизни одевать в распашонки, кофточки и ползунки, что способствует их более быстрому психомоторному развитию. Но дети ослабленные, маловесные, незрелые, с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью нуждаются в пеленании полном или частичном (пеленают только ножки).