Максимальное количество – 20 баллов

Текст рассуждения оценивается по следующей критериальной модели:

Уровень  анализа Критерии оценивания Кол. бал.
1. Содержательный уровень Верно определена общая тема рассказа, главная мысль. 3б.

2.

Анализ

художественного

текста

Верно отмечена роль диалектных слов. 2б.
Верно определён ряд однородных членов предложения и цель их использования. 2б.
Верно определена авторская позиция. 3б.
Верно приведены примеры 3б.

3.

 

Анализ текста

ученика

 

Соблюдено единство стиля текста 1б.
Тест отличается композиционной стройностью и логичностью. 1б.
Выводы аргументированы. 1б.
Речевое оформление текста соответствует требованиям хорошей речи.

Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки или по одной ошибке.

Допущены по 2 орфографических и по 2 пунктуационных ошибки.

3б.
2б.
 Допущены по 3 орфографических и по 3 пунктуационных ошибки. 1б.
Допущено более 3 орфографических и более 3 пунктуационных ошибок.  0б.

 

1. Что вы знаете об авторе текста В.И. Белове?

Василий Иванович Белов, известный писатель, наш современник, автор произведений о жизни русской деревни, например: «Кануны», «Плотницкие рассказы» и др.

2. О чем говорит автор в тексте?

Об обычных отношениях в семье, с одной стороны, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение к старикам и есть норма.

3. С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?

Автор использует ряд однородных членов предложения, чтобы показать, насколько полезен бывает старик в такой семье. Диалектная и народная разговорная лексика помогает автору подчеркнуть мысль о том, что бережное отношение к старикам – это исконно русская семейная традиция.

4. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?

Восклицательная интонация последнего предложения как бы закрепляет утверждение о бережном отношении к старикам. Использование риторических восклицаний – один из элементов публицистического стиля.

5. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?

В 1 предложении очень значим эпитет «нормальный». Словарное значение этого слова «соответствующий норме, обычный». Таким образом, автор, с одной стороны, говорит об обычных отношениях в семье, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение и есть норма.

6. Нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам. Прокомментируйте главную мысль текста.

Бережное, любовное отношение к старикам – нравственная норма общественных отношений.

7. Если помните художественные произведения на данную тему, приведите примеры

В.Г. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матёрой»,

В.П. Астафьев «Последний поклон» и др.

Класс

Задание 1. Укажите значение слова в зависимости от ударения, приведите примеры.

2) тОны             2) тонА     

А. Музыкальные звуки определённой высоты.

Б. Цвета, оттенки

В. Оттенок речи, её звучания 

За каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество- 6б.                                              

Задание 2. Определите, в каком слове ударение отличается от современных норм.

               Кто жил и мыслил, тот не может

               В душе не презирать людей;

               Кто чувствовал, того тревожит

               Призрак невозвратимых дней.

Балл

Задание 3. Укажите, какой из вариантов находится в пределах литературной нормы (даны формы именительного падежа).

1) А. расценок                Б. расценка

2) А. повидло                 Б. повидла

3) А. актовый зал          Б. актовая зала          

4) А. бронь (на билет)  Б. броня (на билет)       

Балла

Задание 4. Найдите среди приведённых слов те, которые имеют 2 приставки или 2 суффикса: подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумали, лакомка, обезуметь, сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь.

Баллов

Задание 5.

Из данных групп слов выберете ту, в которой все слова пишутся с Н.

  1. Воробьи…ый, ялее…ая, вытка…ый, позолоче…а
  2. Украше…ы, стриже…ый, величестве…а, обнаруже…ый.
  3. Искусстве…а, оловя…ый, сушё…ый, сваре…ы.
  4. Кури…ый, ветре…а, сея…ая, зажаре…ы.

Балла

Задание 6. Подберите синонимы к следующим словам: хилый, вялый, сутулый, квелый, жухлый. Как обычно не говорят о человеке?

За каждый правильно подобранный синоним-1 балл,

За объяснение -2 балла, максимально – 7 баллов.

Задание 7. Дайте толкование слов или подберите к каждому из заимствованных слов русские синонимы: альтернатива, конфронтация, кардинальный, компетенция, дайджест, престиж, импичмент, консенсус, харизма.                                                                                                

За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество - 10б.

Задание 8.  Составьте предложения, употребив каждое из приведенных ниже слов в соответствии с его лексическим значением. Как называются эти слова?

 Адресат- адресант; будний – будничный;

суетливый – суетный; эффектный- эффективный;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: