Различие и сходство религиозного и нерелигиозного понимания общества

Ум человека, стремящегося понять общество и его историю, приходит прежде всего к таким очевидным суждениям, что общество состоит из людей, а каждый из них отличается тем, что его действие предваряется мыслью, желанием, волей. По слову и желанию царя или правителя в движение приводятся массы людей, воздвигаются или разрушаются города и государства, приходят к лю­дям радость или горе. Но и самые продуманные замыслы правителя, не говоря уже о мотивах простого человека, не всегда достигают цели или приводят к противоположным результатам. Дальнейшее размыш­ление ведет к идее о том, что, хотя мысль, сознание определяет ход развития общества, но за человеческим сознанием и волей и над ней существует, видимо, другой разум, другая сила, которая и получила название Бога, богов, судьбы, рока.

Существуют и другие объяснения общественных процессов — нерелигиозные. Наука рассматривает общество не как простую сумму индивидов, группирующихся по чьей-либо воле, а как относительно самостоятельную систему, в которой действуют имманентно присущие ей закономерности. Такое объяснение не прибегает к помощи понятий рока, судьбы. Однако в существенно отличных друг от друга объяс­нениях общества, основанных на принципе провиденциализма, с одной стороны, и признании объективно существующих и действующих за­конов общественного развития — с другой, можно усмотреть и нечто общее. Оно состоит в том, что за столкновением человеческих же­ланий, целей усматривается некая независимая от человека реаль­ность, направляющая ход истории. Видимо, не случайно крайним выражением провиденциализма выступал фатализм, а признание общественной закономерности порой оборачивалось абсолютным де­терминизмом, игнорирующим свободу человека. Для человека и обще­ства первоочередное значение имеют те следствия, которые выводятся из этих принципов, те практические усилия, которые предпринима­ются на их основе. Провиденциализм уже не понимается как обязан­ность церкви оправдывать все существующие в обществе порядки, свою задачу она видит в утверждении религиозных нравственных принципов, в осуждении всего, что мешает достойной жизни человека. Ученые-обществоведы на основе исторического опыта все глубже осоз­нают, что объективные законы общественного развития не могут быть открыты во всей своей сложности раз и навсегда, что признание таких законов не допускает волюнтаризма и произвола, требует напряжен­ного и постоянного изучения общественных процессов. [323]

Реальные проблемы общества и человека в последние десятилетия находят все большее отражение в мировоззренческих системах, в том числе религиозных. Документы католической церкви, посвященные социальным проблемам, содержат оценку всего многообразия социальных ситуаций, экономических, политических, межгосударственных, военных, культурных и прочих вопросов. Русское православие активно обосновывает «мирскую диаконию», «горизонтальное» богословие, в рамках которого определяются позиции церкви по отношению к зло­бодневным социальным проблемам. Все более глубоко утверждается мнение о неплодотворности в рамках религиозного понимания обще­ства резкого противопоставления небесного и земного, священного и мирского. Известные представители католической философии, сто­ронники концепции «интегрального гуманизма» высказываются за пра­во выбора людьми любых мировоззренческих позиций, призывают к диалогу с представителями различных вероисповеданий и с атеистами.

Основой объединения усилий является признание важнейшей задачей социальной деятельности обеспечение достойных человека условий существования, права каждого человека пользоваться благами цивилизации, иметь доступ к культуре и образованию. Представители разных мировоззрений разделяют мнение о значении производства, развития экономики для преодоления разрыва между бедностью и богатством как в масштабах одной страны, так и в отношениях между странами.

Глобальные проблемы современности, такие, как сохранение цивилизации в ядерный век, защита среды обитания, охрана здоровья и др., объединили представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Мысль о том, что благо человека, создание достойных условий его полноправной материальной и духовной жизни должно быть главной целью практических усилий, — эта мысль все более утверждается в системах различных мировоззрений, и достижение этой цели совместными усилиями важнее, чем мировоззренческие различия.

Глава XXVI НРАВСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И НЕРЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: