Пасхальное приветствие

Утренние и вечерние молитвы

03.06.2010 01:00 | Автор: Павел | | |

Утром, еще на постели, перекрестись с молитвою:

Го́споди (на голову), Ису́се Христе́ (на живот), Сы́не Бо́жии (на правое плечо), поми́луй мя гре́шнаго (на левое плечо).

Лица женского пола должны произносить вместо “грешнаго” “грешную”; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду.

Если молятся несколько человек и молитвы читает старший, то в большинстве молитв (за исключением молитвы мытаря, псалмов и иных молитв с установленным текстом) "мя", "моея", "меня" и т.д. заменяется на "нас", "наших", "нас" соответственно, слово "грешнаго" не читается (например, "Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас", "Святыи славныи великомучениче и победоносче Георгие, моли Бога о нас" и т.п.).

Встав с постели и умыв лице свое, а вечером, отходя ко сну, встань с благоговением пред святыми иконами и, взирая на них, мысль свою устремляя к невидимому Богу и Его святым. Истово, не спеша, orраждая себя крестным знамением и кланяясь, произноси с умилением молитву мытаря:

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ НА СВЯТУЮ ПАСХУ

УСТАВ ЧАСОВ, ПАВЕЧЕРНИЦЫ И ПОЛУНОЩНИЦЫ ВО ВСЮ СВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ

ПОЛУНОЩНИЦА

Семипоклонный начал (вместо « Достойно есть » « Светися, светися »).

З а моли́тв святы́х оте́ц наши́х, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас (поклон). А ми́нь.

Перекрестившись, глаголи:

Х ристо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию на́ смерть наступи́, и гро́бным живо́т дарова́ (трижды, пением, на глас 5).

В оскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Ису́су, еди́ному Безгре́шному (поклон). Кресту́ Твоему́ покланя́емся Христе́ (поклон), и свято́е воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим. Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве бо Тебе́ ино́го не зна́ем, имя́ Твое́ нарица́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся свято́му Христо́ву Воскресе́нию (поклон), се бо прии́де Креста́ ра́ди ра́дость всему́ ми́ру; всегда́ благослови́м Го́спода и пое́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́, и сме́ртию смерть разруши́ (трижды).

П редвари́ша у́тро я́же с Мари́ею, и обрето́ша ка́мень отвале́н о́т гроба, слы́шаху от А́нгела, И́же во́ свете присносу́щнем Су́щаго с ме́ртвыми не ищи́те, я́ко челове́ка. Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите: я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́выи сме́рть; я́ко Той есть Сын Бо́жии, спаса́яи род челове́ческии.

А ще и во́ гроб сни́де, Безсме́ртне, но а́дову разруши́в силу и воскре́се, я́ко победи́тель, Христе́ Бо́же. Жена́м мироно́сицам ра́дость провеща́в и Свои́м апо́столом мир дарова́; И́же па́дшим подая́ воскресе́ние.

В о́ гробе с пло́тию, во а́де же с душе́ю, я́ко Бог, в раи́ же с разбо́йником, и на престо́ле бе́яше Христе́, со Отце́м и Ду́хом, вся исполня́я, Неопи́санныи.

Слава. Я ко живоно́сец, я́ко рая́ зело́ красне́йшии вои́стину, и вся́каго черто́га ца́рска яви́ся светле́йши, Христе́ гроб Твой, исто́чник на́шему воскресе́нию.

И ныне. В ы́шняго освяще́нно Бо́жие вселе́ние ра́дуися, Тобо́ю бо даде́ся ра́дость Богоро́дице, вопию́щим Ти: благослове́на Ты в жена́х, Пренепоро́чная Влады́чице.

Также, Г осподи помилуй (40). Слава, и ныне. Ч естнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче.

З а моли́тв святы́х оте́ц наши́х, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас (поклон). А ми́нь.

Х ристос воскресе.. (полностью, трижды).

И отпу́ст: В оскресы́и из ме́ртвых, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою честна́го и Животворя́щаго Креста́, и святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец, ами́нь.

Не крестясь, поклонись до земли и читай прощение: О слаби, остави, отпусти, Боже...

Поднявшись, читай: Н енавидящих и обидящих нас, прости, Господи...

Г осподи помилуй (трижды), и обычные исходные поклоны.

 

 

Канон Пасхе

По обычнем начале глаголем: З а молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуи нас. А минь.
Головщик возглашает на 5-й глас: Х ристос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова (трижды); мы же на последнем возгласе: и гробным живот дарова.
Таже: Х ристос воскресе (поем трижды, по крылосам).
Посем глаголет стихи:
Д а воскреснет Бог и разыдутся врази Его.
Я ко исчезает дым, да исчезнут.
Т ако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы возвеселятся.
С еи день, иже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу.
И ныне и присно и во веки веком, аминь.
Мы же ко всякому стиху поем: Х ристос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова (единожды).
Вместо Аллилуия поет: Х ристос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи; а мы: и гробным живот дарова.
Таже: Слава, и ныне, седален, глас 4. П редвариша утро, яже с Мариею и обретоша камень отвален от гроба, слышаху от Ангела, Иже во свете присносущнем Сущаго с мертвыми не ищите, яко человека; видите гробныя пелены, тецыте и мiру проповедите: яко воста Господь, умертвивыи смерть; яко Той есть Сын Божии, спасаяи род человеческии.
Г осподи помилуй (12). Слава, и ныне.
Таже: канон Пасце со ирмосом на 6. А в среду и пяток Светлыя седмицы поем канон Пасце на 8, с богородичны того же канона.

Канон, глас 1.

Песнь 1, ирмос.
В оскресения день просветимся людие, Пасха Господня, Пасха; от смерти убо к жизни и от земли на небо, Христос Бог нас превел есть, победную поюща (дважды).
Запев: Х ристос воскресе из мертвых (поклон).
О чистим чувствия и узрим, неприступным светом Воскресения Христова, блистающеся и радуитеся рекуще, ясно да услышим, победную поюще (дважды).
Слава. И ныне. Н ебеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мiр, видимыи же весь и невидимыи; Христос Бог востал есть, веселие вечное (дважды).
Катавасия. С охрани от бед рабы Своя Милостиве, яко усердно к Тебе прибегаем, к Милостивому Избавителю и всех Владыце, Господу Исусу (поклон). Господи помилуй (трижды, с поклонами).
Песнь 3, ирмос.
П риидите, пиво пием ново, не от камене неплодна чудодеемо, но нетления источника, из гроба одождивша Христа; о Нем же утвержаемся (дважды).
Запев. Н ыне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя; да празднует убо вся тварь востание Христово, о Нем же утвержаемся (дважды).
Слава. И ныне. В чера сраспинахтися Христе, вчера спогребохтися, и совостаю днесь совоскресшу Ти, Сам мя прослави Спасе, во царствии Своем (дважды).
Катавасия.

Слава, и ныне, седален, глас 4. Предвариша утро.

Песнь 4, ирмос. Н а Божии стражи, богоглаголивыи Аввакум да станет с нами, и явит светоносна Ангела, велегласно глаголюща: днесь спасение мiру, яко воскресе Христос, яко всесилен (дважды).
Запев. М ужескии убо пол, яко разверзе девственную утробу, бысть Христос, яко человек же; Агнец наречеся, непорочен же, яко не вкуси скверны; наша убо Пасха, яко Бог истинен и совершен явися (дважды).
Слава. Я ко единолетен Агнец, благословеныи нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха очистилище, и абие из гроба красно праведное нам возсия Солнце.
И ныне. Б огоотец убо Давыд, пред сенным ковчегом скакаше играя; людие же Божии святии, образом сбытие зряще, веселимся Божественне: яко воскресе Христос, яко всесилен.
Катавасия.

Песнь 5, ирмос. У тренюем утренюю глубоку, и вместо мира, песнь принесем Владыце, и Христа узрим праведное Солнце, всем жизнь восияюща (дважды).
Запев. Б езчисленое Твое милосердие, иже адовыми узами содержими зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами; Пасху хваляще вечную (дважды).
Слава. И ныне. П риступим светоноснии, исходящу Христу из гроба, яко Жениху; и спразднуем праздно любезными чинми, Пасху Божию спасительную (дважды).
Катавасия.

Песнь 6, ирмос. С ниде в преисподняя страны земли, и сокруши вереи вечныя преисподняя связанныя Христе, и тридневно, яко от кита Иона, воскресе от гроба (дважды)
Запев. С охранив цела знамения Христе, воскрес от гроба, Иже ключа Девыя не вредивыи в рожестве Своем, и отверзл еси нам раиския двери (дважды).
Слава. И ныне. С пасе мой живо, а не мертвенное заколение, яко Бог, Сам Себе волею приведе ко Отцу, совоскреси же всеродна Адама, воскресе от гроба (дважды).
Катавасия.
Г осподи помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Кондак, глас 8. А ще и во гроб сниде Безсмертне, но адову разрушив силу и воскресе, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам радость провещав, и Своим апостолом мир дарова, Иже падшим подая воскресение.
Икос. И же прежде солнца, Солнцу зашедшу иногда во гроб; предвариша ко утру взыскающе, яко во дни мироносицы девы, и други к друзей вопияху: 0! другиня, приидите вонями помажем Тело живоносное и погребеное, плоть воскресивша падшаго Адама, лежаща во гробе; идем и потщимся, яко же волсви, и поклонимся и принесем мvро, яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и с плачем возопием: 0! Владыко, востани, Иже падшим подая воскресение.

Песнь 7, ирмос. О троки от пещи избавив, быв убо Человек, страждет яко смертен, и страстию мертвеною в нетление облачит благолепие; един благословен отцем Бог и препрославлен (дважды).
Запев. Ж ены с миром богомудрыя, во след Тебе течаху; Его же яко мертва со слезами искаху, поклонишася и радующеся живому Богу, и пасху тайную Твоим Христе, учеником благовестиша (дважды).
Слава. Я ко воистину священная и всепраздньственная, сия спасительная нощь и светозарная, светоноснаго дне, востанию сущи провозвестница; в ней же безлетныи Свет, из гроба плотски всем восия.
И ныне. С мерти празднуем умерщвение, адово разрушение, иного живота вечнаго начало; и играюще поем Виновнаго, единаго благословена отцем Бога и препрославлена.
Катавасия.

Песнь 8, ирмос. С ей убо нареченныи святыи день, един суботам Царь и Господь, праздник праздником и торжество есть торжеством, вонь же благословим Христа во веки (дважды).
3апев. П риидите, новаго винограда чада, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения, царствия Христова приобщимся, поюще Его, яко Бога во веки (дважды).
Слава. В озведи окрест очи твои Сионе, и виждь, се убо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада и севера и моря и востока чада твоя, в тебе благословяще Христа во веки.
(Троичен: П ресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.)
И ныне. О тче Вседержителю и Слове и Душе, треми соединяемое в составех естество, пресущественыи и пребожественыи, в Тя крестихомся и Тя благословим во вся веки.
Катавасия.

Песнь 9, ирмос. С ветися, светися, новыи Иеросалиме, слава бо Господня на Тебе восия; ликуй ныне и веселися, Сионе; Ты же Чистая красуися Богородице, о востании Рожества Твоего (дважды).
Запев (поклон). 0! божественаго, 0! любезнаго, 0! сладкаго Ти гласа, с нами бо неложно обещался еси быти, до скончания века, Христе; Его же вернии державу и надежду имуще радуемся (дважды).
Слава. И ныне. 0! Пасха велика и священная, Христе; 0! Мудросте, Слове Божии и сило, подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего (дважды).
Катавасия.
Задостойник: С ветися, светися (поклон земной).
Х ристос воскресе (полностью, трижды); седален: П редвариша утро. Слава, и ныне, кондак: А ще и во гроб.
Г осподи помилуй (40). Слава, и ныне. Х ристос воскресе (полностью, трижды).
Головщик: Х ристос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи; а мы: и гробным живот дарова.
Отпуст: В оскресыи из мертвых, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, силою честнаго и животворящаго Креста, и святых славных и всехвальных апостол, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь.
Настоятельствуяи возглашает: Х ристос воскресе! (трижды), молящиеся отвечают: В оистину воскресе! (трижды), осеняя себя крестным знамением, без поклонов.

 























































СТИХЕРЫ ПАСЦЕ

Три поклона с молитвою мытаря Б оже, милостив...
З а молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. А минь.
Х ристос воскресе... (полностью, трижды).
Стих: Д а воскреснет Бог, и разыдутся врази Его (на глас 5).
П асха священная нам днесь показася, Пасха ново святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христа Избавителя, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верным, Пасха двери раиския нам отверзающи, Пасха всех освящающая верных.
Стих: Я ко исчезает дым, да исчезнут.
П риидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радость благовещения, воскресения Христова, красуися и ликуй и радуися Иеросалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко Жениха исходяща.
Стих: Т ако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы возвеселятся.
М ироносицы жены, зело рано предсташа гробу Живодавца, и обретоша Ангела на камени седяща, и тои провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? что плачите Нетленнаго во тли? шедше проповедите учеником Его.
Стих: С ей день иже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.
Пасха красна. Пасха Господня, Пасха. Пасха всечестная нам восия. Пасха, радостию друг друга приимем. 0! Пасха, избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, восия Христос; жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.
В оскресения день, просветимся торжеством, и друг друга приимем, и рцем братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопием: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот дарова.
Х ристос воскресе... (полностью, трижды, пением). Посем отпуст, как молебну.
И три поклона с молитвою мытаря Б оже, милостив...

 

 

пасхальные продукты нельзя есть до окончания ночного богослужения в Пасхальную ночь - ведь именно после него проходит их освящение. То есть первый раз кулич, пасху, яйца можно есть не сразу после полуночи, а только утром (после освящения).

 

 

Свт. Иоанн Златоуст: «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь все; телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: „Ад“, — говорит он, — „огорчился“ (Ис.14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлён; огорчился, ибо умерщвлён; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашёл в нём Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. „Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?“ (1Кор.15:55). Воскрес Христос, — и ты низложился; воскрес Христос, — и пали бесы; воскрес Христос, — и радуются ангелы; воскрес Христос, — и водворяется жизнь; воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мёртвых, — „первенец из умерших“ (1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».[29]















Пасха в Библии

[править]Ветхий Завет и пасхальные прообразы

Непосредственно Пасхой называлась жертва: «в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; …и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером… и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх.12:2,6,11). Пасха дословно означает «проходить мимо», так как Ангел, истреблявший первенцев, проходил мимо домов иудеев, перекладины дверей которых были помазаны кровью закланного агнца.

Жертвоприношение устанавливается 14 нисана как ежегодный праздник, из-за чего название праздника отождествляется с названием жертвы: «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши… И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; …Когда войдёте в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сиё служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу» (Исх.12:14,21,25-27).

Как исторически, так и этимологически Пасха связана и с последующим исходом евреев из Египта через Чермное море (Суэцкий или Акабский залив Красного моря). Так свт. Григорий Богословпишет о фонетическом изменении слова Пасха: «некоторые, приняв слово это за наименование спасительного страдания, потом приспособив к эллинскому языку, после изменения Ф на П, и К на X, назвали этот день Пасхою. А привычка к изменённому слову сделала его употребительнейшим, потому что оно нравилось слуху народа, как выражение более благочестное».[20]

Этот же святитель является одним из основателей типологического и духовного толкований Библии, для которых характерно рассматривать исторические события Ветхого Завета как прообразысобытий Нового Завета и как аллегорическое изображение жизни христианина. Так, события ветхозаветной Пасхи — Исхода евреев из Египта представляются как наиболее ёмкие прообразыВоскресения Христа

, в частности:

· спасение еврейских первенцев — как прообраз спасения всех людей Кровью Христа как Агнца закланного за грехи мира;

· Особо толкуется ритуал совершения Пасхи — как агнец совершенный и без порока, так Христос незлобен, без греха и совершен по человеческому естеству; агнец может быть взят от коз, а не только от овец, так Христос умирает не столько за праведников, сколько за грешников;

· С другой стороны, прообразом самого пасхального (избавительного) агнца является овен, которого обнаружил Авраам на горе Иегова-ире (досл. «Бог узрит»; Быт.22:1-18). Жертвоприношение Исаака Авраамом толкуется как прообраз жертвы Бога-СынаОтцом, а избавление Исаака символизирует Воскресение.

· Прохождение через стихию, как например переход евреев через море и погубление фараона, также толкуется как прообраз воскресения, обновления, перехода из старого «плотского» Египта в новую жизнь. То же относится к первому празднованию Пасхи после перехода через пустыню перед входом в Землю обетованную.

 

Относительно Пасхи отмечаются все переходящие праздники в последовательности евангельских событий:

· Лазарева суббота;

· Вход Господень в Иерусалим — за неделю до Пасхи;

· Страстная Седмица — неделя перед праздником Пасхи;

· Пасха — Светлое Христово Воскресение;

· Пасхальная неделя (Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме) — явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы;

· Вознесение Господне — сороковой день после Пасхи;

· Пятидесятница — пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы).

 

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении [ источник не указан 166 дней ] . Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

 

 

Пасхальное приветствие

Основная статья: Пасхальное приветствие

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим.16:16), также 1Пет.5:14, 1Кор.16:20.

[ править ] Пасхальный огонь

Пасхальный костер. Бранденбург

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхал

В католическом богослужении перед началом Пасхальной службы возжигают Пасхал — особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем верующим, после чего начинается служба. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

В дореволюционное время в России, а на Западе и по сей день на прихрамовой территории разжигается большой костёр. С одной стороны смысл костра как и у пасхальной свечи — огонь есть Свет и Обновление. Пасхальный костёр также разводят для символического сожжения Иуды (Греция, Германия). С другой стороны, около этого огня могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому он является также символом костра, у которого грелся Пётр. В дополнение к световой иллюминации костров и фейерверков используют всяческие хлопушки и «шутихи» для торжественности праздника.

[ править ] Пасхальная трапеза

Освящение куличей на Пасху. Православный храм. Львов

Яйцо Фаберже. Московский Кремль

Пасхальные яйца

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императоруТиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба.

Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. (греч.) «вместопричастие»), его принято вкушать натощак при болезнях. Символ единства перешёл к куличам и паскам (не путать с названием праздника «Пасха»)

На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах — Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» ((болг.) «бедро») или «шиш» ((болг.) «шашлык» из ягнёнка).

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.

 

 

Пасхальный понедельник (также Светлый понедельник) — христианский праздник в память о первом дне после воскресения Христа.

В Библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин.

...Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

Согласно библейскому преданию, в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40 дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознесся небо.

 

Вели́кий понедельник, Страстно́й понедельник — понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

 

Великий пост будет длиться с восемнадцатого марта по четвертое мая.
Источник: http://nicstyle.ru/2013/cerkovnye-pravoslavnye-prazdniki-na-2013-god.html. Просьба оставлять ссылку на источник, nicstyle.ru

 

* 28 апреля – Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой.
на трапезе разрешается рыба.

* Страстная седмица – с 29 апреля по 4 мая 2013 года

Страстные дни – последние дни перед Пасхой – путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю. В Страстную седмицу желательно чаще бывать в храме, особенно в Великий Четверг, и накануне в среду вечером. Утром верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером читаются Евангелия страстей Господних. Дальше идет Великий Пяток – распятие Спасителя, погребение и уже начинающаяся радость Светлой Субботы.
Понедельник, вторник, среда, четверг – сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты – один раз в день, вечером.
В последние два дня Великого поста 3 и 4 мая 2013 года предписывается полное воздержание от пищи.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: