При подготовке домашней контрольной работы по темам 3.1-3.12 обратите внимание, что под воспитательной работой в органах внутренних дел понимается целенаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспитательных подразделений, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышению уровня общей культуры, мобилизация их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач, направленных на: мобилизацию личного состава органов внутренних дел на успешное выполнение оперативно-служебных задач, укрепление законности и дисциплины; обеспечение дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с разными категориями личного состава; воспитания уважения к истории, культуре, языку, традициям народов России; воспитания у сотрудников необходимых профессиональных качеств; формирование здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел; использование возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы; психологического обеспечения работы с кадрами; формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел.
|
|
Воспитательная работа в органах внутренних дел строится в соответствии со следующими принципами: государственно-профессиональная направленность воспитания в процессе служебной деятельности; комплексный подход к воспитанию сотрудников с опорой на достижения практической психологии, новейших психотехнологий; требовательное и уважительное отношение к сотруднику при опоре на положительные качества личности; индивидуальный и дифференцированный подход с учетом индивидуально-психо-логических, личностных, мотивационно-волевых качеств сотрудников; единство, согласованность и преемственность в воспитательной деятельности субъектов воспитания.
Кроме того, обратите внимание на ряд закономерностей, присущих воспитательной работе в органах внутренних дел, среди которых: соответствие целей и задач. Содержания и методики воспитания типу государства, характеру экономических, политических, социальных и духовных основ общества; воспитательные последствия в зависимости от личного примера субъектов воспитания; выбор средств, форм и методов, адекватных целям и задачам воспитательной работы, индивидуальным особенностям сотрудника, уровню его развития и морально-психологическим характеристикам.
При подготовке к темам 3.1, 3.9, 3.11 имейте в виду, что основной целью является знание о развитие и формировании личностных качеств сотрудника. Эта цель реализуется посредством выполнения следующих основных задач: формирование государственно-правового мировоззрения, при это следует обратить внимание на список рекомендованной литературы к данному занятию, где указаны основные нормативно-правовые акты. Среди них главенствующее место занимает Приказ МВД России № 120 от 01.02. 2007 г. «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».
|
|
При подготовке тем 3.4, 3.8, 3.9., вспомните, что субъектами воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел выступают: общество в целом; органы регионального и местного самоуправления; средства массовой информации; служебные коллективы органов внутренних дел и подразделений; различные общественные и религиозные объединения; семьи и близкие родственники сотрудников.
В любом деле успех определяется людьми, их профессиональной подготовленностью, умением и желанием качественно трудиться, неукоснительно выполнять возложенные на них функциональные обязанности. В этой связи достаточно высока роль руководителя органа внутренних дел. Но и к нему предъявляются определенные требования, среди которых: наличие определенных теоретических познаний в области педагогики, психологии личности и коллектива; умение практически организовать воспитательный процесс в служебном коллективе; высокая нравственная культура; умения делать правильные выводы из складывающихся взаимоотношений в коллективе. Все это надо учитывать при подготовке к третьему вопросу семинара.
При подготовке тем 3.5, 3.9, 3.10 обратите внимание на то, что профессионально-нравственное воспитание личного состава органов внутренних дел представляет собой целенаправленный процесс по формированию у сотрудников гражданской активности, высоких моральных качеств, осознанной готовности выполнять свой служебный долг по защите жизни и здоровья, прав и законных интересов граждан, охранять общественную безопасность и правопорядок в стране.
Среди основных задач профессионально-нравственного воспитания выделите такие, как: воспитание у личного состава верности Конституции РФ, законам, Присяге сотрудников ОВД; воспитание гордости и уважения к своей профессии, понимания ее общественной значимости; воспитание преданности служебному долгу, честного и добросовестного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей, проявления инициативы и самостоятельности; формирование позитивного отношения сотрудников к высоким требованиям, предъявляемым к результативности и работы, личной ответственности за порученный участок деятельности; формирование убежденности и потребности в систематическом повышении профессионального мастерства и деловой квалификации, поддержании личной готовности к выполнению оперативно-служебных задач в сложной, в том числе экстремальной обстановке, соблюдению бдительности; развитие у сотрудников здоровой потребности в служебном росте; воспитание у личного состава устойчивых нравственных чувств; создание здорового морально-психологического климата в служебных коллективах; предупреждение профессиональной деформации, профилактика грубости, хамства, черствости и бездушия.
Готовясь к написанию контрольной работы по данному разделу, имейте в виду, что успешное выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед органами внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения личным составом требований законности и служебной дисциплины при выполнении им функциональных обязанностей в своей повседневной деятельности. При обсуждении проблем, связанных с укреплением законности и служебной дисциплины, надо раскрыть следующие направления воспитательной работы: формирование правовой культуры сотрудников, содержание которой включает в себя правовые знания, правовые установки и убеждения, правомерные действия; совершенствование индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками с использованием присущих ей форм и методов; постоянный контроль руководителей за деятельностью подчиненного личного состава; дисциплинарная практика; применение к сотрудникам мер материального и орального стимулирования.
|
|
В ходе родготовки контрольной работы по проблемам патриотического воспитания надо иметь ввиду, что оно есть - одно из важных направлений воспитательной работы с личным составом ОВД. Следовательно, для становления личности сотрудника ОВД - гражданина и патриота России - необходимо систематическое воздействие на его сознание и чувства.
Среди основных задач героико-патриотического воспитания выделите следующие: изучение истории Российского государства; воспитание у сотрудников любви к многонациональной Родине; разъяснение необходимости и решительной борьбы с преступностью как с национальным бедствием, личной ответственности каждого сотрудника в этом важном государственном деле; воспитание потребности жить в мире и дружбе со всеми народами, чувства добрососедства, уважения к национальным и историческим особенностям каждой национальности; пропаганда примеров героизма и мужества сотрудников ОВД, образцового исполнения служебного долга и т.д.
Немаловажен в данной теме и вопрос создания позитивно-привлекательного имиджа сотрудника ОВД как части его профессиональной культуры. Причем обретение профессионального имиджа сотрудника не является самоцелью. Обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл. Практика показала, что принижение значения имиджа или уделение ему второстепенного значения свидетельствует о низком уровне культуры служащего. Вот почему создание позитивно-привлекательного имиджа сотрудника ОВД является одним из направлений воспитательной работы.
|
|
При подготовке к вопросу практического занятия обратите внимание на то, что государственно-правовое информирование (ГПИ) следует рассматривать как важнейших элемент управленческой деятельности, неотъемлемую часть воспитательного процесса, эффективное средство повышения информированности сотрудников, их правового, нравственного и патриотического воспитания.
Система ГПИ включает в себя: общественно-государственную подготовку; информационные беседы; лекции и доклады; тематические вечера; читательские и зрительские конференции; работу университетов, школ, лекториев правового воспитания; оформления наглядной агитации и т.д.
Цель ГПИ - способствовать формированию государственно-правового мировоззрения сотрудников, как системы обобщенных взглядов и воззрений на роль и функции государства в обществе, место МВД России в системе государственной власти и управление РФ, значимость деятельности сотрудников ОВД в выполнении оперативно-служебных задач в сфере охраны прав и свобод граждан, защите интересов общества и государства, а также обусловленные этими взглядами убеждения и принципы деятельности личного состава.
Задачами ГПИ являются:
§ усвоение системы общественно-исторических и правовых знаний; разъяснение государственной политики; формирование у сотрудников ОВД четкой позиции в оценке явлений окружающей действительности, тенденций развития общественно-политической, экономической, оперативно-служебной обстановки в стране и регионе; обучение психолого-педагогическим навыкам работы с людьми; воспитание личного состава в духе патриотизма, верности Конституции РФ, Присяге и служебному долгу; воспитание у сотрудников высоких нравственных качеств, чувства гордости за избранную профессию.
Кроме того, формы и методы ГПИ должны способствовать активизации борьбы с преступностью, осознанию необходимости постоянного поддержания высокой служебно-боевой готовности и бдительности.
Обсуждая проблему, культурно-массовой и физкультурно-здоровительной работы надо иметь в виду, что она являются важнейшей составной частью профессиональной подготовки личного состава, необходимым условием успешного выполнения им оперативно-служебных задач. Уровень культуры личного состава (причем в различных сферах ее проявления), внешний вид служебных помещений напрямую влияют на авторитет ОВД среди населения, а организация содержательного досуга сотрудников, привлечение их к активным занятиям физкультурой и спортом способствуют поддержанию высокой работоспособности, снятию физической и психоэмоциональной усталости.
Значимость культурно-массовой работы для личного состава ОВД диктуется следующими обстоятельствами:
1. Органы внутренних дел, выполняя специфические государственные функции, должны исходить из конституционного требования о приоритете прав личности в обществе. Последнее требует от сотрудников не только высокого профессионализма, но и усвоения культуры, принципов и норм нравственности, этики и неукоснительного соблюдения их в своей практической деятельности.
2. Сотрудники в процессе оперативно-служебной деятельности постоянно подвергаются воздействию отрицательных эмоций и психологических стрессов. В этих условиях важнейшим средством и надежным заслоном против профессиональной деформации являются культура, нравственная и эстетическая воспитанность личности.
3. Проведенные исследования показали, что в информационном обмене
при общении личного состава с гражданами (особенно сотрудники ППС, участковые инспектора) деловая сторона занимает четвертую часть разговора, а остальное - вопросы нравственно-эстетического плана. Зачастую именно в этих вопросах сотрудники показывают слабую подготовленность.
4. Культурно-массовая работа формирует в личности эмоциональные начала, без которых человек превращается в робота. Культурно-массовая работа в ОВД - это важнейшее средство воспитания личного состава, направленное на повышение культурного уровня сотрудников, развитие их нравственных качеств и творческих способностей, удовлетворение эстетических потребностей.
Характерными особенностями культурно-массовой работы в ОВД являются ее неразрывная связь с профессиональной деятельностью сотрудников, ее направленность на повышение качества решаемых задач, а поскольку она обычно проводится в свободное от службы время, то проводимые мероприятия должны быть привлекательными и сочетать в себе массовые, индивидуальные и групповые формы.
При подготовке последних тем контрольной работы надо исходить из того, что анализ практики стимулирования труда сотрудников ОВД позволяет сделать следующие выводы. Во всех регионах без исключения широко применяются меры как поощрения (материальные и моральные), так и дисциплинарные взыскания. Среди различных форм стимулирования первой группы (поощрений) используются традиционные, предусмотренные Положением о службе в ОВД РФ: материальное поощрение, занесение в Книгу почета и помещение фотографии на Доску почета, досрочное и на ступень выше присвоение специального звания, представление к государственным наградам, а также другие, такие, как присвоение звания «Лучший по профессии», предоставление помощи семьям сотрудников и их родственникам, направление благодарственных писем родителям молодых сотрудников, вручение памятных адресов и поздравлений сотрудникам в связи с каким-то знаменательным событием в их жизни и службе; выпуск стенгазет, молний, боевых листков в связи с добросовестным исполнением сотрудником служебного долга или проявлением им находчивости, бдительности, настойчивости и т.д. в необычной или критической ситуации.
Меры дисциплинарного воздействия, применяемые в ОВД, также являются традиционными и определяются нормами Положения о службе. В некоторых ОВД апробирована практика направления писем-предупреждений в семьи сотрудников, систематически нарушающих дисциплину, а также приглашение лиц из этой категории на заседания аттестационной комиссии, Совет ветеранов. Отдельных нарушителей дисциплины обсуждают на заседаниях судов чести, лишают денежной надбавки «за сложность» и пр.
Показала свою эффективность такая форма воспитательного воздействия, как проведение собеседований с сотрудниками, к деятельности и поведению которых имеются обоснованные претензии, с последующим оформлением результатов собеседования в виде служебных записок, приобщаемых к личному делу.
Вариант 4.1. – 4.6.
Контрольная работа 4. 1 Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения. Общая характеристика. Значение педагогической техники.
Контрольная работа 4. 2. Педагогическое наблюдение. Общая характеристика.
Контрольная работа 4. 3. Организация педагогического наблюдения и использование его результатов в индивидуальной воспитательной работе.
Контрольная работа 4.4. Диагностика и педагогический анализ уровня воспитанности сотрудника.
Контрольная работа 4. 5. Педагогическое решение. Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата).
Контрольная работа 4. 6. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом.
Рекомендуемая литература:
Основная
1. Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел/ В.М. Бурыкин, В.М. Шамаров. М., 2002.
2. Прикладная юридическая педагогика: Учебник./ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2008.
3.Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел./ Под ред. И.В. Горлинского. М., 2002.
4. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
5. Юридическая педагогика: Учебник/ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2004.
6. Формы и методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
Дополнительная
1.Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. Мю., 2003.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2010.
3. Совершенствование работы по профессионально-нравственному воспитанию личного состава органов внутренних дел: сборник материалов всероссийского совещания руководителей органов, подразделений, учреждений системы министерства внутренних дел российской федерации / под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.
4. Марьин М.И., Буданов А.В., Борисова С.Е. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел. М., 2004.
5.Основы воспитательной работы в ОВД: Альбом схем. Жевлакович С.С., Тихомиров С.Н., Цветков В.Л. М., 2003.
6. Организация внеплановых медицинских и психодиагностических осмотров (обследований) сотрудников органов внутренних дел российской федерации, принимающих участие в выполнении оперативно-служебных, служебно-боевых и иных задач, сопряженных с опасностью для жизни и причинением вреда здоровью. Методические рекомендации. М., 2007.
7. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. кандидата педагогических наук В.Л. Кубышко. - М., ЦОКР МВД России, 2008.
8. Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел./ Под ред. И.В. Горлинского. М., 2002.
9. Соколова Е.Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов. Педагогический аспект. Под ред. В.Я. Кикотя. М., 2005.