Социальная программа католицизма в современном обществе

Говоря о современном социальном учении католицизма, имеют в виду позиции Римско-католической церкви после Второго Ватиканского собора, а также новации в деятельности святого престола, связанные с нынешним папой Римским Иоанном Павлом II. В энцикликах Ватикана последних лет делается общий вывод, что, очевидно, существует какой-то глубочайший порок либо даже комплекс пороков, целый порочный механизм в основе современной экономики, в структуре всей нашей цивилизации, причиняющий "человеческой семье" всевозможные угрозы и лишения. Иными словами, мир болен. Эта болезнь, этот "порочный механизм", по мнению главы Римской католической церкви, укоренены в материалистической односторонности нашей цивилизации, в которой отсутствуют милосердие, совесть. Болезнь эта носит в своей глубине религиозно-нравственные причины. Ею равно заражены и Запад, и Восток, народы "богатых" и "бедных" стран. Сознание и образ жизни людей, человечества ориентированы не на должные, высшие, религиозно-духовные и моральные ценности, а на ценности низшего, "материального" порядка. Подобный "материализмиявляется источником деградации человека и подавления всей социальной жизни. Сам же современный человек, как подтверждает и актуализирует традиционные христианские положения глава Ватикана, не в состоянии своими силами освободиться от материального и духовного отчуждения, от греха. В этом смысле он не просто болен, но неизлечимо болен. Спастись можно только при помощи иных - неземных - сил, надеясь на милосердие Бога к людям и обществу, на Божественную благодать (харизму). Основная идея энциклик Иоанна Павла II звучит следующим образом: "Будущее без Божественного милосердия есть будущее катастрофы". В Пастырской конституции (итоговом документе собора) "О церкви в современном мире" было провозглашено, что церковь "никоим образом не смешивается ни с какой политической общиной и не связана ни с какой общественно-политической системой".

Сегодня тезис о "спасительной миссии" церкви находится в центре идеологического обоснования нынешней растущей активности святого престола в социальных вопросах, нацеленной на восстановление, "возрождение" былого величия, значения и авторитета Римско-католической церкви.
41. Причина реформации. Мартин Лютер. В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников.Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера, который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов.

Ма́ртин Лю́тер — христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.Основополагающие принципы учения Лютера: спасение только верой, благодатью и Библией.Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного.Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем».

Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», — писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом ИоганомЭкком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий

42. Европейская реформация и возникновение протестантизма. Протестантизм возник в ХIV в., в эпоху Реформации.Разновидности реформационного движения - цвинглианство и кальвинизм.Реформация в Швейцарии, вождями которой были Цвингли и Кальвин, гораздо более последовательно, чем лютеранство, выразила буржуазную сущность реформационного движения. Цвинглианство более решительно порвало с обрядовой стороной католицизма, отказавшись от признания особой магической силы - благодати за последними двумя сохраненными лютеранством таинствами - крещением и причащением; причащение рассматривалось как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, в котором хлеб и вино являются лишь символами его тела и крови.Гораздо большее распространение получил кальвинизм. Одним из главных догматов кальвинизма является учение об " абсолютном предопределении ": еще до " сотворения мира " Бог якобы предопределил судьбы людей, одним уготован рай, другим - ад, и никакие усилия людей не могут изменить то, что предначертано Всевышним. С самого начала кальвинизму была присуща нетерпимость ко всякому проявлению инакомысли. Кальвинизм радикально реформировал христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа (иконы, облачения, свечи и т.д.) были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины(пресвитеры) и проповедники.Реформация в Англии нашла несколько иной характер по сравнению с Германией или Швейцарией. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой короля Генриха VIII. Со временем влияние протестантизма на английскую церковь усилилось и углубилось ее размежевание с католицизмом. Английская церковь приняла протестанские догматы об оправдании верой и о "священном писании " как единственном источнике веры; отвергла учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. В то же время признавался, хотя и с оговорками, католический догмат о спасающей им церкви. Были сохранены литургия и ряд других характерных для католицизма обрядов, остался неприкосновенным епископат.В Шотландии движение за реформу церкви проходило под знаменами кальвинизма. В конце 60 - х гг. XVI в. Мария Стюарт, опиравшаяся на католическую знать и поддержку со стороны папства, потерпела поражение. В Шотландии утвердилась выросшая из кальвинизма пресвитерианская церковь. Она исходила из признания единовластия Христа в общине верующих и равноправия всех ее членов. В связи с этим, в отличие от англиканской церкви, было ликвидировано епископство и сохранено пресвитерство в духе кальвинизма.

43.Основной ход протестантизма: лютерания, англиканская церковь, кальвинизм. С началом Реформации протестантизм стал одним из определяющих духовных и политических движений сначала в Европе, а затем и в мире. Различные протестантские конфессии на протяжении веков предлагали свои варианты решения духовных проблем и обеспечения религиозных потребностей верующих.

Лютеранство возникло на почве немецкого религиозного сознания в ходе германской Реформации, сформировавшей общие основы веросознания протестантизма.Лютеране относят себя к теистам-тринитариям и исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми. Важное место в доктрине занимает концепция первородного греха, который может быть преодолен исключительно действием благодати (лат.SolaGratia), выражаемой в вере (лат.SolaFide). Вместе с тем отрицая роль свободы в спасении, лютеране не отрицают свободы в мирских делах, поэтому они не являются сторонниками предопределения (Бог все знает, но не все предопределяет). Главным и единственным критерием правильности веры они считают Библию (лат.SolaScriptura). В качестве дополнительного авторитета лютеране прибегают к Священному Преданию Отцов Церкви и другим традиционным источникам, вовсе не обязательно лютеранским, однако подчёркивая, что они (как и Книга Согласия) истинны настолько, насколько соответствуют Писанию, и ни в коем случае не самодостаточны. Такой же критический взгляд применяется и к мнениям богословов, стоявших у истоков исповедания, в том числе и к сочинениям самого Лютера, отношение к которому у лютеран уважительное, но без культа.Лютеране признают два таинства: крещение и причастие.Посредством крещения люди становятся христианами. В причастии они укрепляются в вере. Особенностью лютеранского причастия внутри западной традиции является то, что потиром причащаются все верующие, а не только священники. Это связано с особым взглядом на церковь, где священники являются лишь пасторами (проповедниками), то есть, всего лишь особыми профессионалами в своей общине, и ничем не возвышены над мирянами. Между тем лютеранская церковь возводит свое преемство к апостольским временам. Помимо этого лютеране практикуют обряды, которые не обладают статусом таинства: конфирмация, венчание, отпевание и ординация.

Вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин. В вероучении и в учении о нравственности, в учении о Церкви и церковных обрядах Кальвин пошел гораздо дальше Лютера. Главной особенностью его учения является учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, а других к погибели. Это учение легло в основу второй после лютеранства ветви протестантизма — кальвинизма.

Кальвинисты называют себя реформатами, а свое общество Реформатской или Евангелическо-реформатской церковью.

Однако за последователями учения Кальвина, которое распространилось на многие страны Европы, исторически закрепились и другие названия, характерные для национальных исповеданий этого учения (см. раздел "Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане").

Для англикан «Высокой Церкви», вероучение не было установлено, исходя из учительской роли церкви, не выведено из теологии основателя (как лютеранство или кальвинизм), не обобщено в неком исповедании веры (помимо Символов Веры). Для них, наиболее ранними англиканскими теологическими документами являются молитвенники, которые рассматриваются как результаты глубокой теологической рефлексии, компромисса и синтеза. Они придают особое значение Книге общественного богослужения (theBookofCommonPrayer) как основному выражению англиканской доктрины. Принцип, согласно которому молитвенники рассматриваются в качестве руководства по основам веры и религиозной практики, называется латинским выражением «lexorandi, lexcredendi» («закон молитвы — закон веры»). В молитвенниках содержатся основы англиканской доктрины: Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры, Святые Писания, Таинства, ежедневные молитвы, катехизис и апостольское преемство в контексте трехступенчатой иерархии

Англикане-евангелики делают больший упор на 39 статей англиканского вероисповедания, настаивая на оправдании одной лишь верой и их отрицательным отношением к Римско-католической Церкви. Согласно принятым в 1604 году Канонам, все клирики Церкви Англии должны принимать 39 статей в качестве основы вероучения.

44.Протестантизм и развитие современной западной цивилизации. М. Вебер «протестантская этика и дух капитализма» В работе «Протестантская этика» Вебер утверждал, что рациональность, есть главная черта европейской культуры вообще. Он проводит связь между этическим кодексом протестантизма и духом капиталистического образа жизни. Воплощением этого духа является капиталистическое предпринимательство; основным мотивом — экономическая эффективность; формой — профессиональная деятельность. Реформация, с точки зрения Вебера, — часть грандиозного процесса рационализации, «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками и эллинскими учеными. «Расколдовывание мира» — это освобождение человека от магических суеверий, его автономизация.

 Идеи, сформулированные в «Протестантской этике», нашли свое развитие в работах «Хозяйственная этика мировых религий» и «Хозяйство и общество». Вебер утверждает: современная форма капитализма — явление неведомое ни одной из прежних традиционных цивилизаций. Самая характерная его черта — рационализм, воплотившийся во всех сферах жизни и культуры. В этом главное отличие Запада от Востока. Вебер считал капитализм лучшей из возможных форм социально-экономического строя. Рынок «освобождается» от сословных ограничений, право — от нравов и обычаев, производитель — от средств производства. Все качественные характеристики превращаются в количественные. Все можно подсчитать, сложить и разделить. Главный враг капитализма — это «остаток», который нельзя учесть. Этот остаток и есть человек с его «некалькулируемыми» устремлениями.

 Вебер разрабатывает теорию бюрократии как высшего воплощения капиталистической рациональности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: