Распространение ислама в Украине

Ислам существует на землях Украины сотни лет, имеет здесь свою длительную и сложную историю. Её периодизация предполагает изложение общих принципов изучения истории Ислама в Украине.Распространение Ислама на украинских землях – это закономерный процесс, обусловленный расположением Украины на границе великих цивилизаций – мусульманской и христианской, а также сложным этническим составом её населения, часть которого исповедует Ислам.

Исторически существовали два основных пути продвижения Ислама в Украину: восточный (Булгарстан, Северный Кавказ) и южный (Крым и Турция). В настоящее время возрастает религиозно-культурное влияние Турции, Исламской Республики Иран и ряда арабских стран, развивающих сотрудничество с независимой Украиной.
Ислам всегда был гонимой религией в Украине. В силу существования государственной религии, а также военных коллизий с южными соседями украинцев Ислам долго считался религией враждебной и чуждой, что вошло в мировоззрение и менталитет украинского народа. Однако по мере установления мирных отношений с соседями, исповедующими Ислам, взгляды украинцев на него во многом изменились.
Первый период можно охарактеризовать как ознакомительный. В этот период в ходе путешествий, торговых операций, военных экспедиций русичей, а также арабских купцов и географов происходит первое знакомство с Исламом, его учением и обрядами.
Второй период можно условно обозначить как военно-колонизационный. Он касается завершившего военные походы оседания на новом месте жительства народов, принявших Ислам. Сюда относится оседание в Крыму татарской Орды, принявшей официально Ислам при хане Узбеке, и турецкие колонии в Каменце-Подольском, Аккермене, Азове, Очакове.
Вслед за этим начался период, в котором Ислам проявляет себя как фактор этнического, национального выражения мусульманских народов, помогающий сохранить свою идентичность в окружении немусульманских этносов. Вера стала этноподдерживающим фактором.
Ныне начинается этап проникновения Ислама в среду коренных восточнославянских народов – этнических украинцев и русских. Для них Ислам не является фактором, поддерживающим национальное самосознание. Он стал фактором мировоззренческого самоопределения личности.

За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-
прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить
на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных систем
современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила
ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире
вполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в той идейно-
институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины
(уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом. Для ислама в
наибольшей степени характерна интегрирующая функция религии, которая
предстает здесь в своей наиболее наглядной и действенной форме. Ислам
сегодня - в условиях изменившейся политической картины мира с нередко
ведущей ролью исламских стран в определении политики и тактики всех
развивающихся стран имеет объективные условия не только для сохранения в
качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого
усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений
в значительной части земного шара.

53 Католическая философия….

Августин Аврелий
Августин (354-430) и Фома Аквинский(1226-1274) - основные создатели христианской политической теории. В их учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью. Так, Августин соединил концепцию "лучшей жизни" (счастье от Бога) с возможностями и способностями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит человека из-за его порока, отмечал он, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит человека. Августин резко противопоставлял церковь и государство. Своим утверждением о том, что "град земной", т.е. государственность, связан с царством дьявола, он положил начало многим средневековым ересям. Но в то же время он обсуждал идею обновления "града земного" в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и человека. Аквинат Перетолковав господствующую августинскую интерпретацию истории и политики, Аквинат пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность в самом себе и вне себя: оно не только сохраняет мир, но является выражением божественного провидения и воли во имя людей. Политика, по мнению Аквината, означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях. Политическое благоразумие - это правильный выбор средств к моральной цели, всеобщему благу общества и государства.
В работе "Сумма теологии", которую можно назвать величайшим синтезом средневековой католической теологии и философии, Аквинат рассматривает вечное право, божественное право, естественное право и позитивное право. Вечное право - это мудрость Бога как правителя всех действий и движений вселенной, оно направляет все действия мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права. Божественное право, такое как заповеди, служит как бы дополнительным руководством для тех предписаний естественного права, которые известны всем разумным людям.
Аквинат указывал, что естественное право присуще людям как сознательным, моральным и социальным созданиям. Существует один стандарт истины и справедливости для всех людей, он естественен, и все одинаково знают его. Позитивное право необходимо, чтобы помешать людям делать зло и обеспечить мир. Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, оно не законно и является искажением права. только в данном случае Аквинат признавал правомерным выступление народа против монарха. Идеальной формой вправления Аквинат, вслед за Аристотелем и Цицероном, считал смешанную из "чистых форм", при которой монарх олицетворяет единство, аристократия - преобладание надлежащих заслуг, народ служит гарантий мира и согласия. Право государства должно быть санкционировано знатью и народом. Несмотря на то, что Аквинат, казалось бы, говорил о самостоятельных сферах природы и разума, он в то же время утверждал, что естественная и мирская сфера власти, в конечном счете, подчинены духовной. Духовное бытие людей - компетенция церкви как воспитателя. Именно церковь, воспитывая в людях добродетель, направляет земное блаженство таким образом, чтобы оно привело к счастью на небесах. Так Аквинат доказывал гармонию двух институтов в христианском обществе: церкви и государства. Благодаря Христианству политическая мысль поднималась на новый уровень. Будучи прямым источником индивидуальной морали, христианство вносило в общение людей дух нового христианского правосознания. Оно утверждало, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало его самоценность. Наряду с этим христианство учило человека не видеть в подчиненности ненавистного бремени, а воспринимать ласть как великое бремя ответственности.

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: