Исследование восприятия

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Педиатр___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Невролог__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Психиатр__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Отоларинголог_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Офтальмолог_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Хирург ___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ортопед___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Дефектолог________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

Мать_______________________________________________ Возраст_______________________

Образование ______________________________________________________________________

Отец _______________________________________________ Возраст_______________________

Образование ______________________________________________________________________

Жалобы родителей_________________________________________________________________

Речевая среда в семье_______________________________________________________________

Наличие других детей в семье________________________________________________________

Взаимоотношения в семье___________________________________________________________

АНАМНЕЗ

Наследственные и хронические заболевания родителей__________________________________

_________________________________________________________________________________

Возраст матери при рождении ребенка________________________________________________

От какой беременности ребенок______________________________________________________

Протекание беременности: токсикоз I половины, II половины, травмы, интоксикация, заболевания_______________________________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные_______________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция______________________________ 

__________________________________________________________________________________ 

Резус-фактор: отрицательный, положительный, совместимость____________________________

__________________________________________________________________________________

Крик: был, нет_________________Наблюдалась ли асфиксия: белая, синяя__________________

__________________________________________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении_____________________________________________________

Первое кормление на________ сутки. Как взял грудь_____________________________________

Вскармливание ____________________________________________________________________

Из роддома выписан на_________ день, дополнительное пребывание в роддоме, причины___________________________________________________________________________

Отклонение в поведении в первые три месяца жизни_____________________________________

__________________________________________________________________________________

до года ____________________________________________________________________________

после года__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

до 3 лет____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

после 3 лет_________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________ 

Вывод: анамнез отягощен значительно, незначительно, не отягощен.

РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Удержание голова _________ (1,5 мес.) Ползает __________ (5 мес.)

Сидит _____(6 мес.) Ходит ___________(до 1г.) Первые зубы __________ (6-8 мес.)

Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Вывод: раннее психомоторное развитие в норме, с задержкой, со значительной задержкой.

РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Гуление _________ (2-3 мес.) Лепет _________(4-8 мес.) Первые слова _____ (1 г.)

Первая фраза _____________________________________________________________(1,5 –2 г.)

Отмечались ли грубые искажения звукослоговой структуры и аграмматизмы после

3 лет._______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Какие звуки долго произносились неправильно ___________________________________________

Использование жестов ________________________________________________________________

Наличие двуязычия в семье ____________________________________________________________

Занимался ли с логопедом, результат ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Вывод: раннее речевое развитие соответствует возрасту, с задержкой, с незначительной задержкой, со значительной задержкой, не известно.

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ

 

 

  1. Аппетит______________________________________________________________________
  2. Сон (долго засыпает, беспокойный сон, пробуждение)_______________________________
  3. Взаимоотношения с взрослыми (ласковое, назойливое, сдержанные, безразличные, боязливые, негативные, агрессивные)_____________________________________________
  4. Взаимоотношения со сверстниками (доброжелательные, агрессивные, избирательные, инициативные, пассивные, неустойчивые, негативизм)_______________________________
  5. Игровая активность (не играет, играет один, с небольшой группой, в коллективе, избирательно)__________________________________________________________________
  6. Речевая активность в общении с окружающими (норма, отказывается говорить, многословен, малословен, зависит от настроения) ___________________________________
  7. Преобладающее настроение (веселое, спокойное, уравновешенное, тревожно – боязливое безудержное, плаксивое, капризное)_______________________________________________
  8. Часто ли меняется настроение_____________________________________________________

 

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

 

  1. Первичное обследование (беседа)

Года.

Как тебя зовут? ____________________________Сколько тебе лет? _______________________

Понятие о частях тела, игрушках (назови, покажи) _____________________________________

_________________________________________________________________________________

Общая характеристика речи: речь отсутствует, звукоподражание, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь _________________________________________________

 

Года

Как тебя зовут? ____________________________Сколько тебе лет? _______________________

Ты девочка или мальчик?___________________________________________________________

Сколько пальцев у тебя на руке?___________________ Покажи один ______________________

Покажи много_____________________________________________________________________ 

Понятие о частях тела, игрушках (назови, покажи) _____________________________________

_________________________________________________________________________________

Общая характеристика речи: речь отсутствует, звукоподражание, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь __________________________________________________

 

Лет

Как тебя зовут? ____________________________Сколько тебе лет? _______________________

Ты девочка или мальчик?___________________________________________________________

Сколько пальцев у тебя на руке?___________________ Покажи один ______________________

Покажи много_____________________________________________________________________ 

Понятие о частях тела, игрушках (назови, покажи) _____________________________________

_________________________________________________________________________________

С кем ты пришел в детский сад? _____________________________________________________

Как зовут твоих родителей? _________________________________________________________

Где ты живешь?________________________С кем ты живешь?____________________________

Как зовут твоих родителей? _________________________________________________________

Сколько пальцев у тебя на руке?___________________ А на другой руке? __________________

Сколько пальцев на двух руках?______________________________________________________

Какое время года?__________________________________________________________________

А почему ты так решил?_____________________________________________________________

Для чего нужна ложка?______________________________Варежка?________________________

Общая характеристика речи: речь отсутствует, звукоподражание, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь __________________________________________________

 

Лет

Как тебя зовут? ____________________________Сколько тебе лет? _______________________

Ты девочка или мальчик?___________________________________________________________

С кем ты пришел в детский сад? _____________________________________________________

Как зовут твоих родителей? _________________________________________________________

Где ты живешь?________________________С кем ты живешь?____________________________

Сколько пальцев у тебя на руке?___________________ А на другой руке? __________________

Сколько пальцев на двух руках?______________________________________________________

Какое время года?__________________________________________________________________

А почему ты так решил?_____________________________________________________________

Для чего нужнхолодильник?_________________________________________________________

Резиновые сапоги?_________________________________________________________________

Общая характеристика речи: речь отсутствует, звукоподражание, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь __________________________________________________

 

 

Исследование восприятия

Параметры изучения

Возраст ребенка

3 года

4 года

5 лет

6 лет

2.1. Зрительное восприятие

Подбор предмета к изображению

 

 

 

 

Контуры фигур

 

 

 

 

Наложенные предметы (выделяет, нет)

 

 

 

 

Подборка картинок к цветовому фону

Различает, соотносит, называет

Различает, соотносит, называет

Различает, соотносит, называет

Различает, соотносит, называет

Красный

 

 

 

 

Желтый

 

 

 

 

Зеленый

 

 

 

 

Синий

 

 

 

 

Черный

 

 

 

 

Белый

 

 

 

 

Оранжевый

 

 

 

 

Голубой

 

 

 

 

Коричневый

 

 

 

 

Розовый

 

 

 

 

Фиолетовый

 

 

 

 

Подбор парных картинок из ряда

 

 

 

 

Способ выполнения

По соотнесению

по словесной инструкции, оречевляет/

не оречевляет

По соотнесению

по словесной инструкции, оречевляет/

не оречевляет

По соотнесению

по словесной инструкции, оречевляет/

не оречевляет

По соотнесению

по словесной инструкции, оречевляет/

не оречевляет

2.2. Слуховое внимание, восприятие

Определение направления звука: «Где позвонили?»

 

 

 

 

Вверху

 

 

 

 

Внизу

 

 

 

 

Слева

 

 

 

 

Справа

 

 

 

 

Вывод:

3 Праксис

3.1. Пространственный праксис

Схема тела

 

 

 

 

Правая рука

 

 

 

 

Левая рука

 

 

 

 

Правая рука соседа

 

 

 

 

Правая рука напротив

 

 

 

 

Показ предметов с точкой отсчета от себя

 

 

 

 

Впереди

 

 

 

 

Позади

 

 

 

 

Вверху

 

 

 

 

Внизу

 

 

 

 

3.2. Конструктивный праксис

Разрезные

картинки

2 части

*

 

 

 

3 части

*

 

 

 

4 части

 

 

 

 

5 частей

 

 

 

 

6 частей

 

 

 

 

Сложи из палочек

 

Из 3-х

А)

 

 

 

А) по образцу

Из 5-ти

 

А)

 

 

Б) по памяти

Из 10-ти

 

 

Б)

А)

Б)

А)

Характер выполнения

Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок

Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок

Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок

Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок

Вывод:

4. Исследование моторики

4.1. Мелкая моторика рук

Покажи ушки (2-3 пальчик)

 

 

 

 

Покажи рожки (2-5 пальчик)

 

 

 

 

Сложи кольцо1-2,3,4,5

 

 

 

 

 

Попеременно соедини 1 со 2,3,4,5 и обратно

Правая

 

 

 

 

Левая

 

 

 

 

Обе

 

 

 

 

Объем движений

Полный, неполный

Полный, неполный

Полный, неполный

Полный, неполный

Переключаемость движений

Своевременная, замедленная, отсутствует

Своевременная, замедленная, отсутствует

Своевременная, замедленная, отсутствует

Своевременная, замедленная, отсутствует

Сопутствующие движения

Имеют место, нет

Имеют место, нет

Имеют место, нет

Имеют место, нет

Наличие леворукости

 

 

 

 

Вывод:

5.Строение и подвижность артикуляционного аппарата

5.1. Мимические движения

(под счет 3 раза в возрасте 3 и 4-х лет, 5 раз в возрасте 5-6 лет)

Поднять брови

 

 

 

Нахмурить брови

 

 

 

Сглаженность носогубных складок

 

 

 

5.2. Губы:

толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы

(движения выполняются под счет: 3 раза в возрасте 3 и 4-х лет,

5 раз в возрасте 5-6 лет)

Улыбка-трубочка

 

 

 

Оскал

 

 

 

Вибрация – «тпру»

 

 

 

5.3. Зубы: норма, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют

 

5.4. Язык: массивный, маленький, девиация кончика влево/вправо, короткая подъязычная связка(движения выполняются под счет: 3 раза в возрасте 3 и 4-х лет,

5 раз в возрасте 5-6 лет)

 

Широкий удержание

 

 

 

Узкий: удержание 5 сек

 

 

 

Узкий: влево-вправо

 

 

 

Широкий: вверх-вниз

 

 

 

Кончиком обвести губы

 

 

 

«Цоканье»

 

 

 

Объем движений: полный, неполный

 

 

 

Точность движений: сохранена, нарушена

 

 

 

Темп движений: нормальный, медленный, быстрый

 

 

 

Тонус: сохранен, повышенный, пониженный

 

 

 

Переключаемос ть движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений

 

 

 

 

Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержание позы, синкинезии, слюнотечение

 

 

 

 

5.5. Прикус: прогнатия, прогения, открытый передний прикус, боковой перекрестный

 

 

 

 

5.6. Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, субмукозная щель

 

 

 

 

5.7. Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация влево/вправо, нарушение функций смыкания.

 

 

 

 

6. Общее звучание речи

6.1 Дыхание: смешанное, ключичное, диафрагмальное, грудное

 

 

 

 

6.2 Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох

 

 

 

 

6.3. Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, дисфония

 

 

 

 

6.4. Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия

 

 

 

 

7. Состояние звукопроизношения

(набор 4, рис. 303-350)

Возраст ребенка

Звуки

 

Б-П-М

В-Ф Т-Д-Н К-Г-Х

Й(Е,Ё,Ю,Я)Я

С

СЬ З ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

ЛЬ

Р РЬ

3 года

 

     

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

   

4 года

 

     

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

   

5 лет

 

     

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

   

6 лет

 

     

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

   

Вывод: Диффузное полиморфное нарушение звукопроизношения по типу искажений, замен, отсутствия звуков, наличие дефектов смягчения, озвончения, оглушения (полного или частичного), нарушение произношения гласных звуков

 

 

8. Воспроизведение звукослоговой структуры слова

Мяч, лук, нож

(набор 3, рис162-176)

*

 

 

 

Диван, лимон, батон

*

 

 

 

Сапоги, молоко, корова

*

 

 

 

Ложка, мишка, туфли

*

 

 

 

Кастрюля

(набор 3, рис 186,188,198,199,200)

*

 

 

Черепаха

*

 

 

Аквариум

*

 

 

Корабль

*

 

 

Тюльпан

*

 

 

Жираф, космонавт, квартира, скворечник

(набор 4, рис 256-279)

 

*

*

Телевизор, вертолет, художница, фотограф

 

*

*

Земляника, сковорода, прямоугольник

 

*

*

Стрекоза, снеговик, водопроводчик, милиционер

 

*

*

Милиционер стоит на перекрестке

 

*

 

*

Фотограф фотографирует детей

 

*

*

Саша суши мокрое белье на веревочке

 

*

*

Вывод: Слоговая структура не нарушена, нарушена:

 элизии (усечение слога или нескольких слогов, пропуск слогообразующей гласной),

итерации (добавление звуков, слогов),

контаминации (соединение элементов нескольких слов в одно),

персеверации (застревание),

антиципации (уподобление одного слога, другим)

перестановка слогов и звуков

 

 

  1. Фонематическое восприятие

 В 3 года «Покажи, кто кричит му, бе, мяу» (набор 3, рис 140-142)

Па-ба

Ба-па

*

 

 

Та-да

Да-та

*

 

 

Ка-га

Га-ка

*

 

 

Та-да-та

Да-та-да

*

 

 

Ка-га-ка

Га-ка-га

*

 

 

«Покажи, где коса, а где коза» (набор 3, рис 143-148)

*

 

 

Уточка - удочка

*

 

 

Мишка-мышка

*

 

 

Сабля - цапля

*

 

 

Рожки-ложки

*

 

 

Вывод: Фонематическое восприятие не нарушено, снижено, недоразвитие

фонематического восприятия, фонематическое восприятие нарушено грубо

 

 

10 Языковой анализ и синтез

Покажи собачку, если услышишь «рычание» (звук Р)

*

 

 

Есть ли звук М в словах: дом, кот, мама, сук

 

*

 

Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка

 

*

 

Какой звук в конце слова: дом, мак, лук

 

 

*

Какой звук в начале слова дом, мак, сок

 

 

*

Сколько звуков в слове: сад, каша, кошка

 

 

*

Состав слово из звуков:

к-о-т, в-о-д-а, л-о-д-к-а

 

 

*

Вывод: Навыки звукового анализа сформированы (не сформированы) в соответствии с возрастными требованиями, владеет элементарным звуковым анализом, сложный звуковой анализ не доступен, владеет начальными навыками чтения и письма

 

 

11. Состояние лексики и грамматического строя

11.1 Импрессивная речь

Знание существительных и глаголов (Покажи, где кукла, стол, посуда, одежда. Посади куклу, покорми мишку)

*

*

 

 

Понимание предлогов «Спрячь игрушку»

в

на

*

*

 

 

под

за

*

*

 

 

около

*

*

*

перед

над

 

*

*

из

с

 

*

*

Из-за

Из-под

 

 

*

Муж. и жен. род глаголов в прошед. времени

Покажи, где Женя поймал рыбу

 

*

*

Покажи,

где Женя поймала рыбу

 

*

*

Ед. и мн. число глаголов и им. сущ

Покажи, где сидит аист

 

*

*

Покажи, где сидят аисты

 

 

*

*

Понимание падежных окончаний им.сущ.

Покажи карандаш ом ручку

 

*

*

Покажи карандаш ручкой

 

*

*

Покажи дочку мамы

(набор 3, рис157)

 

*

*

Покажи маму дочки

 

 

*

*

Понимание соотношения

между членами

предложения

(набор 3 рис 160)

Покажи, чем мальчик кормит птиц

 

*

*

Покажи, кто кормит птиц

 

*

*

Покажи, кого кормит мальчик

 

*

*

Вывод: Обращенную речь не понимает, понимание ограничено (ситуативное), на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции, понимает в полном объеме, затруднено или доступно восприятие сложных грамматических конструкций.

 

 

11.2. Экспрессивная речь

11.2.1. Активный словарь

Конкретные существительные/

Обобщающие понятия

(набор 3, рис;205-208)

Игрушки

 

 

 

Посуда

 

 

 

Одежда

 

 

 

Мебель

 

 

 

Овощи

 

 

 

Фрукты

 

 

 

Дикие, домашние животные

 

 

 

Называние и показ частей объектов

(набор 3,152,153)

Части тела: нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги

*

 

 

 

Стул: спинка, сиденье, ножка

*

*

*

Машина:

Руль, колеса, кабина

*

 

 

 

Кузов, фары, мотор

*

*

*

Кто как голос подает (с 3 лет звукоподражание);

Кто как передвигается

Кошка

 

 

 

Утка

 

 

 

Корова

 

 

 

Собака

 

 

 

Петух

 

 

 

Лягушка

 

 

 

Гусь

 

 

 

Змея

 

 

 

Свинья

 

 

 

Что делает?

Врач

 

 

 

Повар

 

 

 

Почтальон

 

 

 

Антонимы

(набор 3, рис 209-216)

Большой

 

 

 

Холодный

 

 

 

Сухой

 

 

 

Длинный

 

 

 

Высокий

 

 

 

Широкий

 

 

 

Быстрый

 

 

 

Больной

 

 

 

Вывод: объем словаря соответствует возрастной норме, не соответствует; обиходно-бытовой; имеет место неточное употребление слов (по звуковой близости, сходных по своему назначению, расширение, сужение смыслового содержания)

 

11.2.2. Словоизменение

Употребление существительных в именительном падеже ед. и мн. числа

(набор 3, рис.222-229; набор 4, рис. 283-294)

Белка-белки

*

 

 

Машина

*

 

 

Письмо

*

 

 

Охотник

*

 

 

Гнездо

*

 

 

Глаз

 

*

*

Ведро

 

*

*

Рот

 

*

*

Лев

 

*

*

Перо

 

*

*

Употребление

существительных в косвенных падежах

(набор 4, рис 371-376)

Чего много в лесу?

*

*

*

Кому нужна удочка?

*

*

*

Кого ты видел в зоопарке? В цирке?

*

*

*

Чем ты слушаешь?Чем ты смотришь?

*

*

*

На чем катаются дети зимой?

*

*

*

Употребление формы род.падежа мн. числа.

«У тебя есть …, а у меня нет чего?»

(набор 4, рис 283-294)

Ведер

*

*

*

Львов

*

*

*

Деревьев

*

*

*

Яблок

*

*

*

кресел

*

*

*

 

*

*

*

Вывод: Навыки словоизменения сформированы, не сформированы, наблюдаются ошибки при изменении слов по родам, падежам, числам

 

 

11.2.3. Словообразование

Образование уменьшительно-ласкательных форм

(набор 3,рис217-220; набор 4, рис295-302)

Цветок

Шапка

 

*

 

 

Кольцо

Скамейка

 

*

 

 

Окно

Зеркало

 

 

*

*

Дерево

Ящик

 

 

*

*

Лопата

Петля

 

 

*

*

Колокол

Платье

 

 

*

*

Образование названий детенышей животных

(набор 4, рис.246-255)

У лисы

 

 

*

*

*

У кошки

 

 

*

*

*

У медведя

 

 

 

*

*

У собаки

 

 

 

*

*

У коровы

 

 

 

 

*

У лошади

 

 

 

 

*

Образование прилагательных от существительных

Стекло

 

 

 

*

*

Дерево

 

 

 

*

8

Резина

 

 

 

*

*

Бумага

 

 

 

*

*

Образование притяжательных прилагательных

Мамина сумка

 

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow