Обследование моторики артикуляционного аппарата

Речевая карта

 

 

Оформлена студенткой Крылатовой О.А.

 

Екатеринбург 2014

I. Общие сведения.

Содержание вопроса  
ФИО  
Дата рождения  
Домашний адрес  
Заключение психоневролога  
Состояние органов слуха и носоглотки  
Данные окулиста  
Посещал ли дошкольное учреждение  
Посещает ли спец школу  
Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений  
Данные о родителях  
Общий анамнез - от какой беременности - характер беременности   - течение родов   - рост и вес при рождении - на какие сутки выписан из роддома - вскармливание - особенности питания - перенесенные заболевания -
Раннее психомоторное развитие - когда стал держать голову - когда стал самостоятельно садиться, ходить - когда появились зубы -поведение ребенка до года  
Речевой анамнез - гуление, лепет   - первые слова, фразы - как шло развитие речи - с какого времени замечено нарушение речи - Занимался ли с логопедом - Характеристика речи в настоящий момент   -

 

 

Выводы:

 

 



II. Обследование состояния общей моторики.

Прием Содержание задания  
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед. В стороны, на пояс б) повторите за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного – «запретного» движения  
2. Исследование про­извольного торможе­ния движений маршировать и оста­новиться внезапно по сигналу  
3. Исследование ста­тической координа­ции движений а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги б) стоять с закрытыми глазами, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.  
4. Исследование динамической коорди­нации движений   а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках  
5. Исследование про­странственной орга­низации (по подражанию) а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти ка­бинет вокруг и вер­нуться в правый угол по диагонали через центр из противопо­ложного угла; повер­нуться на месте вокруг себя и поско­ками передвигаться по кабинету, начиная движения справа б) то же выполнить слева в) по словесной инст­рукции проделать эти же задания  
6. Исследование тем­па а) в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигна­лу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сиг­налу (хлопок) пока­зать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первона­чальном темпе  
7. Исследование рит­мического чувства а) простучать за педа­гогом карандашом ритмический рисунок (I II, II III, I II II, II III II, I II III I, I II III I III III II) б) музыкальное эхо. Логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструмен­ту (бубен, барабан и т.д.), ребенок должен точно повторить ус­лышанное.  

 

 

III. Обследование произвольной моторики пальцев рук.

Все предложенные за­дания выполняются по показу, затем по словесной инструк­ции

Содержание занятия  
 выполнить под счет 5-6 раз:  -пальцы сжать в кулак - разжать - держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы,  соединить вместе - сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь - попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно      
На обеих руках одновременно показать 2 и 3 пальцы, 2 и 5  
На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи и наоборот 3 на 2  
Все вышеприведенные задания повторить по словесной инструкции  

 

Выводы:



IV. Обследование артикуляционного аппарата.

1. Носогубные складки – выражены, симметричны

2. Рот – закрыт, слюнотечение отсутствует

3. Губы – норма

4. Зубы – норма

5. Прикус – норма

6. Строение челюсти – норма.

7. Язык – напряженный, малоподвижный

8.Подъязычная уздечка – норма

9. Маленький язычок – норма

10. Мягкое небо – норма

11. Твердое небо – норма.

Выводы: язык напряженный, малоподвижный

 

Обследование моторики артикуляционного аппарата

 

Прием Задание  
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу а) сомкнуть губы б) округлить губы при [О] - удержать позу в) вытянуть губы в трубочку при [У] - удержать позу г) «хоботок» д) растянуть губы в «улыбке» и удержать позу е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы ж) одновременно под­нять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю з) многократно про­износить губные звуки «б-б-б», «п-п-п»  
2. Исследование дви­гательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции   а) широко раскрыть рот, как при произне­сении звука [А], и закрыть б) сделать движение нижней челюстью вправо в) сделать движение влево г) сделать движение нижней челюстью вперед  
3. Исследование дви­гательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции     а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5 б) положить широкий язык на верхнюю гу­бу и подержать, как в предыдущем задании, под счет от 1 до 5 в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в ле­вый угол, касаясь губ г) высунуть язык «ло­патой», «иголочкой» д) оттопырить пра­вую, а затем левую щеку языком е) поднять кончик языка к верхним зу­бам, подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам ё) закрыть глаза, вы­тянуть руки вперед, а кончик языка поло­жить на нижнюю губу ж) движение языком вперед-назад  
4. Исследование дви­гательной функции мягкого неба     а) широко открыть рот и четко произне­сти звук «а» б) провести шпате­лем, зондом или бу­мажкой, скрученной в трубочку, по мягко­му небу в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи  
5. Исследование про­должительности и си­лы выдоха   а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.) б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.  

Выводы:




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: