Речевая карта
Оформлена студенткой Крылатовой О.А.
Екатеринбург 2014
I. Общие сведения.
Содержание вопроса | |
ФИО | |
Дата рождения | |
Домашний адрес | |
Заключение психоневролога | |
Состояние органов слуха и носоглотки | |
Данные окулиста | |
Посещал ли дошкольное учреждение | |
Посещает ли спец школу | |
Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений | |
Данные о родителях | |
Общий анамнез - от какой беременности - характер беременности - течение родов - рост и вес при рождении - на какие сутки выписан из роддома - вскармливание - особенности питания - перенесенные заболевания | - |
Раннее психомоторное развитие - когда стал держать голову - когда стал самостоятельно садиться, ходить - когда появились зубы -поведение ребенка до года | |
Речевой анамнез - гуление, лепет - первые слова, фразы - как шло развитие речи - с какого времени замечено нарушение речи - Занимался ли с логопедом - Характеристика речи в настоящий момент | - |
|
|
Выводы:
II. Обследование состояния общей моторики.
Прием | Содержание задания | |||
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб | а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед. В стороны, на пояс б) повторите за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного – «запретного» движения | |||
2. Исследование произвольного торможения движений | маршировать и остановиться внезапно по сигналу | |||
3. Исследование статической координации движений | а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги б) стоять с закрытыми глазами, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд. | |||
4. Исследование динамической координации движений | а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках | |||
5. Исследование пространственной организации (по подражанию) | а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа б) то же выполнить слева в) по словесной инструкции проделать эти же задания | |||
6. Исследование темпа | а) в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе | |||
7. Исследование ритмического чувства | а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок (I II, II III, I II II, II III II, I II III I, I II III I III III II) б) музыкальное эхо. Логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту (бубен, барабан и т.д.), ребенок должен точно повторить услышанное. | |||
|
III. Обследование произвольной моторики пальцев рук.
Все предложенные задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции
Содержание занятия | |
выполнить под счет 5-6 раз: -пальцы сжать в кулак - разжать - держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе - сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь - попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно | |
На обеих руках одновременно показать 2 и 3 пальцы, 2 и 5 | |
На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи и наоборот 3 на 2 | |
Все вышеприведенные задания повторить по словесной инструкции |
Выводы:
IV. Обследование артикуляционного аппарата.
1. Носогубные складки – выражены, симметричны
2. Рот – закрыт, слюнотечение отсутствует
3. Губы – норма
4. Зубы – норма
5. Прикус – норма
6. Строение челюсти – норма.
7. Язык – напряженный, малоподвижный
8.Подъязычная уздечка – норма
9. Маленький язычок – норма
10. Мягкое небо – норма
11. Твердое небо – норма.
Выводы: язык напряженный, малоподвижный
Обследование моторики артикуляционного аппарата
Прием | Задание | |
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу | а) сомкнуть губы б) округлить губы при [О] - удержать позу в) вытянуть губы в трубочку при [У] - удержать позу г) «хоботок» д) растянуть губы в «улыбке» и удержать позу е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы ж) одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п» | |
2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции | а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука [А], и закрыть б) сделать движение нижней челюстью вправо в) сделать движение влево г) сделать движение нижней челюстью вперед | |
3. Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции | а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5 б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать, как в предыдущем задании, под счет от 1 до 5 в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ г) высунуть язык «лопатой», «иголочкой» д) оттопырить правую, а затем левую щеку языком е) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на нижнюю губу ж) движение языком вперед-назад | |
4. Исследование двигательной функции мягкого неба | а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи | |
5. Исследование продолжительности и силы выдоха | а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.) б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п. |
Выводы:
|
|