О самом древнем этапе верований сведений мало. Места отправления культов – священные рощи. Много заимствований из религий соседей.
Важной чертой римской религии было то, что она изначально связана не с индивидуумом, а с коллективами. И другие религии, зародившиеся при общинном строе, принимали во внимание не отдельного человека, а сообщество, но в римской эта черта была особенно ярко выраженной и закрепилась на особенно долгий срок. Кроме того, у римлян социальные институты и установления первичны но отношению к религиозным.
Поначалу у территориальных общин существовали отдельные культы, когда же эти общины соединились и римское общество, божества и культы также слились.
Культовая практика на раннем этапе – почитание деревьев и домашнего очага. Позже делятся на:
- частные (privata)
Основной базовой производственной и социальной ячейкой общества была фамилия. Она включала главу фамилии и находящихся под его властью людей и имущество. Фамилию объединяли к скрепляли фамильные культы, одним из которых был культ Гения главы фамилии, произошедшей из культа Гения рода.
Главную роль при выполнении частного культа играл глава семьи. Обычно это подношения духам-предкам, в которых участвовать могли только члены семьи, а так же культ Ларов – богов-охранителей и защитников рода. Если человек переходил из своей фамилии в другую, он должен был отречься от прежнего фамильного культа.
- совершаемы частью народа (popularis)
Например, на перекрестках проходили праздники богини Цереры, покровительницы земледелия, сопровождавшиеся песнями и криками; праздники Либера-Вакха, во время которых участники пели шуточные песни, качались на качелях, рядились в маски и совершали всякие угодные богам плодородия веселые непристойности. В таких праздниках и культах участвовали соседские общины. Более крупной общиной была община пага — долины, па которой располагалось несколько селений. Эта община имела своих богов и свои священнодействия. Кроме того, у каждого сословия были свои особо почитаемые боги.
· всенародные (publica)
Гражданская община в целом имела свои, общие для всего населения Рима, культы. (особенно это проявлялось в почитании деревьев: смоковница и капитолийский дуб). Например, один из древнейших богов — Консус — был богом подземного хранилища, заготовленного на зиму зерна. В его культе сохранились отголоски древнейших бремен, когда зерно, собранное с общинных земель, поступало п общее пользование и распределялось между гражданами.
Союз латинских городов имел общие святыни.
С другой стороны, некоторые культы могли относиться не только к одной из этих категорий, как, например, культ огня и домашнего очага, бывший одновременно почитанием частного, домашнего очага, и так же и священного очага городской общины, который символизировал устойчивость, благоденствие и величие Рима и никогда не должен был гаснуть. Веста как олицетворение очага считалась семейным божеством. Если в городе был храм Весты, то он считался центром всех семей города. Так фамильные очаги, очаги курий и римский священный очаг связывались воедино. Это символизировало и подчеркивало единство святынь гражданской общины и всех ее членов.
+ гадания – авгуры и гаруспики