Новые победы плебса и ограничение власти аристократов

Свержение Тарквиния Гордого и установление власти аристократов

В 510 г. до н.э. (традиционная дата) Тарквиний был изгнан восставшими под предводительством Юния Брута «ревнителями свободы», защитниками власти сената, и монархия была заменена аристократической республикой. В это время особо усилился процесс конституирования сословий патрициев и плебеев — аристократии и простого народа. Свержение монархии было торжеством патрициев и привело к борьбе между сословиями. Только из патрициев избирались на годичный срок консулы, имевшие высшую власть — империй — и в мирное время, и как главнокомандующие во время войны. Из патрициев избирались и помощники консулов — преторы и квесторы, диктаторы, которым в особых случаях на шесть месяцев передавалась абсолютная власть. Только патриции могли быть жрецами, знавшими, какие дни календаря считаются пригодными для созыва народного собрания; только они знали казуистику судопроизводства, что ставило в зависимость от них и народное собрание, и плебеев в суде.

Политическое господство патрициев усиливало их экономическое положение. Они оккупировали большие части общественной земли, плебеи же из-за постоянных войн, неурожаев, падежа скота, сокращения внешней и внутренней торговли и ремесла разорялись, а неоплатные должники превращались в кабальных или продавались в рабство за Тибр. Сословия превращались в классы крупных землевладельцев, зависимых земледельцев и рабов, формировалось государство, где политическая власть была сосредоточена в руках господствующего класса. Этот процесс сопровождался борьбой плебеев против патрициев. Плебеи требовали, чтобы завоеванные земли делились между ними, патриции же хотели присоединять их к общественным землям; плебеи настаивали на уничтожении долговой кабалы и долгового рабства, добивались доступа к магистратурам и жречеству, патриции же упорно держались за свои привилегии. Эта борьба переплеталась с постоянными войнами Рима с соседями. Патриции не могли не считаться с тем, что плебеи составляли, легионную пехоту, и это вынуждало их удовлетворять требования плебейских масс.

Первая сецессия плебеев

Когда в 494 г. до н.э. началась война с латинскими общинами, плебеи отказались воевать, удалились на Священную гору (так называемая первая сецессия плебеев) и согласились вернуться лишь тогда, когда получили право выбирать из своей среды народных трибунов — защитников плебса. Народные трибуны получили право налагать вето на распоряжения магистратов (за исключением диктатора), созывать плебеев на собрания, защищать от несправедливости любого плебея, укрывшегося в их доме. Личность трибуна считалась неприкосновенной; покусившийся на народного трибуна предавался проклятию, и каждый мог его убить. Примирение патрициев и плебеев имело важные результаты: римляне одержали победу над латинами и восстановили господство Рима.

Принятие «Законов XII таблиц»

Однако борьба патрициев и плебеев продолжалась. Центром плебса стал храм Цереры, Либера и Либеры — триады, как бы противостоящей капитолийской триаде патрициев. Плебеи требовали писаных законов, чтобы бороться со злоупотреблениями патрициев. Им удалось добиться избрания комиссии децимвиров. Записанные и одобренные народным собранием законы («Законы XII таблиц») легли в основу дальнейшего развития римского права. В значительной мере они основывались на обычном праве, хотя вносили и много нового.

 

Танец. Фреска из этрусского некрополя В Тарквиниях. V в. до н.э.

Подтверждалось долговое право, но в пользу клиентов была введена статья, предававшая проклятию патрона, обманувшего клиента. Запрещено было предоставлять кому-либо личные привилегии, что утверждало равенство граждан перед законом. По специальному закону территория римской общины должна была оставаться только под ее контролем. Запрещалось передавать землю храмам, что препятствовало образованию в Риме экономически, а значит, и политически сильного жречества. Законы подтверждали право граждан занимать заброшенный участок, владельцем которого они становились после двухлетнего пользования. Правило это не распространялось на иноземцев: владеть землей на территории Рима мог только римский гражданин. Регулировалось также отчуждение имущества фамилии. Наследство обычно переходило к сыновьям, ближайшим родственникам по мужской линии или сородичам.

Если же человек хотел составить завещание и лишить сына наследства, оно должно было утверждаться народным собранием. Все это говорит о контроле общины не только над общественным, но и над частным имуществом. Во все века в Риме считалось, что гражданин для общей пользы должен добросовестно обрабатывать свою землю (хороший земледелец было синонимом хорошего гражданина), обеспечить детей, дать дочерям приданое, чтобы они вступили в брак и рождали новых граждан для блага общества. «Законы XII таблиц» под влиянием наиболее консервативных патрициев запретили браки между патрициями и плебеями, но запрещение это было отменено после новой сецессии плебса. Чтобы ослабить борьбу плебеев за землю, Рим стал основывать на завоеванных землях колонии, раздавая там участки плебеям. В V в. до н.э. было основано 10 колоний, в IV в. до н.э. — 15. Колонии подчинялись законам римского или латинского права, но жители их могли получить римское гражданство, переселившись в Рим. Колонии становились проводниками римского влияния.

Новые победы плебса и ограничение власти аристократов

Плебс завоевывал одну победу за другой. В 326 г. до н.э. законом Петелия и Папирия были запрещены порабощение граждан и долговая кабала. Неоплатный должник отвечал теперь своим имуществом. Личность его оставалась неприкосновенной. Было запрещено подвергать римских граждан пыткам и телесным наказаниям. По закону Публия Филона от 339 г. до н.э., подтвержденному законом Квинта Гортензия в 287 г. до н.э., решения, принятые собраниями плебса (плебисциты), получали силу закона. Центуриатные комиции были вытеснены собраниями по трибам (трибутные комиции), в которых не было различий по цензу. Закон 311 г. до н.э. предоставлял народу право выбирать 16 из 24 воинских трибунов. По плебисциту Огульниев (300 г. до н.э.) плебеям открывался доступ в жреческие коллегии, становилась выборной должность главы коллегии понтификов — великого понтифика, наблюдавшего за отправлением общественного и частного культов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: